Тон большой кремлевский дворец стиль. Большой Кремлёвский дворец - всё великолепие президентской резиденции! Даты наборных групп

(рус. Большой Кремлевский дворец; англ. Grand Kremlin Palace)

Часы работы: дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно только в составе организованных экскурсий, по предварительным заявкам, с подачей паспортных данных и согласованием даты посещения.

Большой Кремлёвский дворец – один из дворцов Московского Кремля. Он стоит на высоком Боровицком холме. Дворец был построен в период с 1838-1849 годы. Раньше на этом месте существовал дворец, построенный в XVIII веке архитектором Б.-Ф. Растрелли, а до этого – великокняжеский дворец Ивана III. Первые каменные здания Большого Кремлёвского дворца были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499-1508 годах.

Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. В годы правления царицы Анны Иоанновны, которая значительную часть времени проводила в Москве, дворцам уделялось больше внимания, но большой Кремлевский дворец, того времени, все больше ветшал. При Анне Иоанновне на подклетах старого дворца были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» – деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Б.-Ф. Растрелли).

При императрице Елизавете Петровне императорский двор вновь обитал в Санкт-Петербурге, но в Кремле, все равно, было решено построить новую царскую резиденция. Новое здание внешне напоминало Большой Петергофский дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, то этот дворец был признан не соответствующим величию Российской империи, его было решено заменить новым строением. Новый дворец должен был располагаться на всей приречной территории Кремля, распространяясь от берега Москвы-реки на весь Боровицкий холм.

1 июня 1773 года произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 году. Разрушенную кремлевскую стену и башни восстановили, а вместо грандиозного дворца было построено лишь здание для московского отделения Сената.

Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлёвского дворца, который бы символизировал обновление Москвы.

Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. Составление проекта дворца было поручено известному архитектору Константину Тону, автору проекта Храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца, Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 год, архитектор Штакеншнейдер, проект не был осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца.

Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 году строительство было разделено на две очереди.

Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Внешне дворец оформлен в стиле предыдущих веков: его фасады украшены резными белокаменными фронтонами, а окна – резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот первый этаж дворца выглядит как закрытая галерея. По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой.

Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота – 47 метров, а общая площадь – 25 000 м². Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлёвский дворец, помимо здания самого дворца включает в себя и некоторые сооружения периода XV - XVII веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви).

Общее число комнат, в дворцовом комплексе, достигает 700. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время, используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон, в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад, над новым переходом, напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними; центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликается с архитектурой Теремного дворца. Но Тон не боялся вносить и новшества в строительство дворца – это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами и металлическими стропильными конструкциями кровель.

П арадный вход Большого Кремлёвского дворца неприметно находится в южном фасаде здания, то есть со стороны Москвы-реки, откуда посетитель попадает в мраморный вестибюль с монолитными колоннами из сердобольского гранита (Сердоболь – город на берегу Ладожского озера). С левой стороны вестибюля расположена, так называемая, Собственная половина их императорских величеств, тянущаяся длинной анфиладой комнат вдоль главного фасада. Замечательным украшением главного дворцового входа стали четыре бронзовых торшера, отлитые и собранные в Москве на фабрике Крумбюгеля.

На второй этаж Большого Кремлёвского дворца, к парадным залам, ведет лестница, состоящая из шестидесяти шести пологих ступенек. Главная лестница декорирована желтым коломенским мрамором, которым облицованы колонны вдоль пролетов и маршей лестницы. На этой мраморной колоннаде установлены стрельчатые арки парадной лестницы. Пролеты лестницы освещаются двенадцатью бронзовыми люстрами, выполненными в единой стилистике с торшерами Парадного вестибюля.

На втором этаже, по обе стороны главной лестницы, десять пилонов из желтого коломенского мрамора обрамляют боковые площадки – галереи. Справа висит картина, на которой изображена битва Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 году. Она написана в 1850 году французским художником А. Ивоном, учеником П.Деляроша. Левая площадка ведет в Парадные залы.


Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная Ренессансом и заканчивая византийско-русским стилем. Самый красивый зал – Георгиевский, названный в честь Ордена Святого Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного императрицей Екатериной II в 1769 году для награждения офицеров и генералов. Девиз ордена – «За службу и храбрость». Это была самая почетная награда для военных, высший орден российской армии. Появление Георгиевского зала в Большом Кремлёвском дворце таким образом превратило императорскую резиденцию еще и в памятник ратным подвигам русского оружия. Этот зал не поражает беспредельной роскошью, а скорее, строгостью и масштабами.


Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Здесь названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди, как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.


Георгиевский зал – самое большое помещение дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина – 20,5 метров, высота 17,5 метров. Белый и золотой – основные цвета Георгиевского зала, белые – своды, стены и скульптуры, золото – имена Георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках и гранях пиолов. Зал украшают 18 мощных витых колонн, покрытых орнаментом и увенчанных статуями побед с лавровыми венками и памятными датами. Мраморные статуи, на пилонах, аллегорически символизируют области и царства, составляющие многонациональное государство. На южной и северной стене комнаты размещены барельефы, изображающие Святого Георгия и змея, их автор – Павел Кладш. Знаки ордена украшают верхнюю часть стен белоснежного Георгиевского зала.

Во время торжественных приемов в зале собирались офицеры, на мундирых которых сверкали те же знаки, которые украшают стены зала. В 1945 году, в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, проходил торжественный прием участников Парада Победы на Красной площади. Здесь же с почестями встречали первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.


Для освещения зала имеются шесть ажурных золоченых люстр из бронзы, весом по 1 300 килограммов, 40 настенных бра, и обитая шелком, цветов георгиевской орденской ленты, золоченая мебель. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента. В Георгиевском зале сохранился подлинный паркет, работы 1845 года. Для выполнения его потребовалось 20 редких пород дерева: индийский палисандр, африканский падук, бук, ясень, чинара и многие другие.


Александровский зал был построен в честь ордена Святого благоверного князя Александра Невского, учрежденного 25 мая 1725 года императрицей Екатериной I. Девиз ордена – «За труды и отечество». Шесть исторических полотен были созданы и смонтированы в верхних нишах торцевых сторон зала. На западной – воинские подвиги князя, на восточной – сцены из его мирной жизни, строителя монастырей, просвященного и справедливого правителя.


Зал имеет прямоугольную форму и занимает центральную часть второго этажа, по южному фасаду Большого Кремлёвского дворца. В центральной части зала находится большой эллиптический купол, покоящийся на четырех мощных пилонах. В золотых барельефах купола ярко выделяются знаки ордена с вензелем S. А. – Sanctus Alexander – Святой Александр. По углам купола и над массивными золочеными дверями располагаются двуглавые орлы.


Огромные, в два яруса, окна Александровского зала, выходят на юг, и буквально заливают все помещения светом, отражающемся в многочисленных зеркалах. В украшении стен использован белый и розовый искусственный мрамор, красным бархатом, в цвет орденской ленты обита мебель. Роскошное позолоченное убранство зала гармонирует с уникальным паркетным полом из 20 пород деревьев.


По проекту академика Ф.Г. Солнцева, в петербургской мастерской Егора Скворцова, были изготовлены анфиладные распашные двери, покрытые деревянной резьбой и позолотой. Важным декоративным элементом украшения зала стали изготовленные Василием Крумбюгелем медные позолоченные и посеребренные гербы губерний и областей Российской империи, расписанные масляными красками по золотым и серебряным доскам под вид эмали.


Андреевский зал (тронный зал), бывший главным залом Большого Кремлёвского Дворца в XIX веке, воссоздан в своем первозданном великолепии. Андреевский тронный зал был возведен в честь высшего ордена России – Ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного Петром Великим 10 марта 1698 года. Девиз ордена – «За веру и верность». Андреевский зал – это золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, 10 бронзовых люстр и 35 бра, два уникальных камина из яшмы серо-фиолетового цвета, а также три трона под горностаем и уникальная паркетная мозаика из множества ценных пород дерева. Стены зала обтянуты шелковой голубой материей цвета Андреевской орденской ленты.


Это один из пяти парадных орденских залов Большого Кремлёвского дворца, расположен вдоль главного парадного южного фасада дворца. Его огромное пространство строго организовано пятью парами мощных опор. Они делят весь его объем на три нефа – большой, центральный и меньшие боковые. Своими золочеными стрельчатыми сводами, двумя рядами величественных четырехгранных пилонов, с изображением Всевидящего Ока, в золотых лучах, над императорским троном – зал напоминает храм.


У его восточной стены возвышаются три тронных места, под горностаевыми балдахинами. Во время коронации Императора Николая II, они презназначались для императора, императрицы, и вдовствующей императрицы – матери Николая II. Императорский трон осенен шатром, с входом в шесть ступеней, покрыт золотой парчой. Шатер украшен великолепной горностаевой мантией. На плафоне шатра помещен государственный герб Российской империи – двуглавый орел. Стена над шатром, также, украшена изображением государственного герба, а по боковым сторонам шатра располагаются двуглавые орлы с Андреевским крестом на груди.

Андреевский зал освещается через восемнадцать окон и две балконные двери южн ой стены, прорезанные, в два яруса, строго друг над другом. С противоположной стороны находятся двери, ведущие в Кавалергардский зал и Аванзал. В Андреевском зале Большого Кремлевского Дворца проходят наиболее торжественные мероприятия государственного значения.


Зеркальные двери, в северной стене Георгиевского зала, ведут во Владимирский зал. Владимирский зал передает историю Ордена святого Владимира – одного из первых русских князей. Он учрежден в честь киевского князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. Девиз Ордена святого Владимира – «Польза, честь и слава». Многие заслуженные граждане были удостоены ордена, в их числе и один из создателей Кремлёвского дворца – архитектор Константин Тон.


Этот высокий, восьмигранный зал XIX века связывает воедино дворцы пяти столетий. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором. Владимирский зал поражает своим художественным оформлением: розовые мраморные стены и пилястры, лепные золоченые орнаменты сводов и карнизов придают этому залу сказочную красоту. Свод Владимирского зала напоминает русские шатры, арки обходных боковых галерей, как бы повторяют очертания древних арок.


Широкие арки первого яруса сменяются тройными, более тесными арочками второго яруса, чтобы перейти в покрытые сплошной, золоченой лепниной, своды купола. Этот лепной золоченый орнамент выполнен, как и на карнизах, лепщиками братьями Дылевыми.


В этом зале днем свет проникает в стеклянный фонарь на своде купола, а вечером его освещает огромная бронзовая золоченая люстра, вес которой около трех тон. Она приспущена до высоты галерей второго яруса, и, как будто, парит в центре пространства. Пол, по рисунку академика Ф. Г. Солнцева, набран из многочисленных ценных пород дерева. Из зала можно попасть в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлёвского дворца.


На Парадной половине дворца располагается Екатерининский зал – в прошлом это был тронный зал русских императриц. Он находится несколько в стороне от анфилады парадных орденских залов второго этажа Большого Кремлёвского дворца. Орден Святой Екатерины был учрежден Петром I в 1714 году – это единственный женский орден в России, его девизом являлось «За любовь и отечество». В середине XIX века именно здесь находился трон Её Императорского Величества.


Екатериненский зал сравнительно невелик – его длина 21 метр. Парадность этого зала удачно сочетается с особой изысканностью отделки, уютом и камерностью. Знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. Позолоченное изображение Ордена Святой Екатерины, размещенное на серебряном поле, украшает и двери тронного зала императрицы.

Освещают зал бронзовые золоченые люстры и необычные, по устройству и красоте, шесть хрустальных канделябров, исполненные на императорском стеклянном заводе в Петербурге. Стены обиты серым муаром, и алой коймой орденской ленты. На массивных столбах располагаются пилястры, украшенные узором, из маленьких кусочков малахита. Своды и карнизы зала декорированы золоченой лепниной. Паркет Екатерининского зала представляет собой высокую художественную ценность.

Непосредственно к тронному Екатерининскому залу примыкает Зеленая гостиная. Она предназначена для приема особо почетных гостей.


Потолок полукруглой залы расписан цветочным орнаментом, а стены обиты тканью (художник Джузеппе Коломбо Артари). Расстановка мебели здесь была продумана и согласована с архитектурными особенностями жилых комнат.


Основным украшением гостиной являются богато инкрустированная мебель, бронзовые хрустальные люстры и торшеры. В парадной гостиной находятся три огромных канделябра, два из которых выполнены в китайском стиле и один - в японском. Мебель была обтянута золотой парчой с зеленым узором. Эту же ткань использовали и для обивки стен.


За Екатерининским залом, в Парадной половине, располагаются бывшие царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня. Интерьер Парадной гостиной (ныне Красная Гостиная) исключительно наряден. Она имеет альков с колоннами-монолитами из серо-зеленого мрамора, которые удачно гармонируют с ярко-малиновой обивкой стен и мебели. Для облицовки камина используется яшма зелено-голубого тона с прекрасным волнистым рисунком, хорошо поданным русским мастером-камнерезом, сумевшим подчеркнуть достоинства уральского поделочного камня.


Красная гостиная декорирована в стиле Ренессанс. В ее оформлении использован белый, розовато-серый и зеленый мрамор. В XIX веке стены и «гамбсовскую» мебель покрывала серебряная парча с золотыми цветами. С ними полностью сочетались пилястры, фризы и колонны, поддерживающие своды. Палисандровые двери, инкрустированные золоченой бронзой и перламутром в стиле «буль», ведут в соседнюю Зеленую гостинную и в Екатерининский зал Большого Кремлёвского дворца.


Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора и его семьи, расположена на первом этаже дворца. Анфилада жилых помещений Собственной половины вытянута вдоль главного фасада дворца, и состоит из семи основных жилых и четырех небольших проходных комнат, предназначенных для дежурства и ожидания придворных. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца, и в то же время, им свойственны интимность и домашний уют. В оформлении этих помещений декораторы применяли художественные методы стилей Барокко, Рококо, Классицизма.

Собственная половина состоит из семи комнат: Столовой, Гостиной, Кабинета Императрицы, Будуара, Спальни, Кабинета Императора и Приемной. Несмотря на то, что каждое помещение выдержано в своем стиле, все комнаты вместе представляют собой одно целое. Собственная половина – это музей русского жилого дворцового интерьера, практически, целиком сохранившегося без значительных переделок и дополнений.

Художники, занимавшиеся отделкой дворца, уделяли большое внимание не только архитектурным деталям, но и подбору мебели, канделябров, каминов, люстр. Камины выполнены из малахита и мрамора. Будуар, Гостиную, Кабинет и Спальню украшают разнообразные изделия из фарфора – это вазы, торшеры, люстра, похожая на роскошный букет, увенчанный плодом ананаса. Значительное место в бывших жилых комнатах дворца занимают предметы из бронзы - часы, канделябры. На каминах из малахита и мрамора стоят часы французской работы – они были заказаны специально для Большого Кремлёвского дворца.

Освещение имело важное значение. Оно должно было придать еще большее великолепие интерьерам, поэтому каждая хрустальная люстра во дворце оригинальна, каждая имеет свою конструкцию и форму подвесок. Громадные зеркала, а также позолота, инкрустация, лепка, резьба, придают комнатам дворца необычайно торжественный и помпезный вид. Межкомнатные двери, изготовленные из ценных пород дерева, инкрустированные перламутром, панцирем черепахи, сделаны на шипах без единого гвоздя. Узоры дверей, во дворце, ни разу не повторяются. Для обтяжки стен, а также для портьер и прочего, в каждой комнате применялась ткань определенного цвета. Те, что особо обветшали, заново изготовили мастера из Павловского Посада.

Открывает анфиладу Собственной половины огромная зала Столовой. Ее стены облицованы белым и желтым искусственным мрамором. Сводчатые потолки, с лепным украшением, опираются на массивный центральный столп, который визуально связывает облик этого помещения с архитектурным решением Грановитой палаты. Декоративные принципы классицизма использованы в отделке Столовой. Здесь спокойное сочетание тонов искусственного мрамора, беломраморные статуи мифологических персонажей Леды и Гименея, вазы в стиле «Боргезе».


Будуар Императрицы создан в спокойных тонах, стены и мебель обиты розовым шелком. В мебель для Будуара входит 24 предмета – разной формы: диваны, столы и стулья. Мебель выполнена из орехового дерева.


В будуаре находится и один из самых красивых каминов дворца, он как-будто вытесан из цельного камня – так плотно подогнаны и отшлифованы пластины малахита. Форма, пропорции, плавно изогнутые линии всех его конструкций только подчеркивают его красоту, а накладные золоченные украшения, придают особую изысканность. Каминные часы привлекают внимание затейливой формой и причудливым механизмом. Эмалевый круг – календарь, который показывает месяцы, дни недели и фазу луны (нижняя часть часов). Над ним – часы в форме вазы, с неподвижной стрелкой в виде ящерицы и двумя вращающимися циферблатами. Арабские цифры показывали минуты, а римские – часы. Все это – в бронзовом, золоченом оформлении.


За Будуаром императрицы располагается Опочивальня. Сине-перламутровые тона, в сочетании с белым и позолотой, создают ощущение чистого ночного неба. В опочевальне господствуют два цвета – синий и золотой. Опочивальня Императрицы роскошна и изыскана одновременно. Атмосфера покоя и благочестия царствует здесь.


Сплошь золоченный мебельный гарнитур создан в стиле Ренессанс. В этом гарнитуре насчитывается 31 предмет. Камин из белого Каррарского мрамора украшают часы под названием «Ночь».


Часы «Ночь» представляют собой циферблат в виде темно-синего шара с накладными цифрами, звездами и двумя бронзовыми фигурками амуров по бокам, стоят на золоченой подставке, с литыми золочеными женскими фигурами.


Кабинет Императрицы подчеркнуто декоративен и оформлен в стиле «буль». Господствующим является темно-малиновый цвет, созвучный духу интерьера французских дворцов конца XVII - начала XVIII века. Огромные зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и многократно отраженная в них люстра увеличивают ощущение помпезности, сказочной роскоши.


Нарядность интерьеру придают золоченые лепные украшения стен и сводов, двери, превосходно сделанные из ценных пород дерева, и инкрустированные панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Мебель здесь обита шелковой с золотом тканью. Золоченные изысканные часы и вазы дополняют убранство Кабинета.


Гостиная Императрицы – белоснежная с золотым, восемь гибсовых барельефов – символы искусств, еще четыре, изображающих времена года, украшают ее. Мебельный гарнитур, в стиле Людовика XV из бирюзового дерева, тоже позолочен и обит узорным штофом. Мебели, здесь, мягких изгибающихся конструкций, в стиле рокаэль, во множестве отделанные прихотливыми завитками и цветами.


Главным украшением гостиной являются изделия из фарфора – вазы и торшеры. Потолок украшает большая люстра с лепными цветами, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса. Она изготовлена керамистами Петербургского императорского фарфорового завода, в единственном экземпляре, специально для интерьеров Большого Кремлёвского дворца.


В настоящее время весь комплекс Большого Кремлёвского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента Российской Федерации.

Большой Кремлёвский дворец - самый огромный и красивый дворец Кремля

Этот прекрасный дворец возводили с 1838 по 1849 год по приказу Николая I


Раньше на этом месте находился дворец, построенный ещё на рубеже XV-XVI столетий


Построить новый дворец на южном склоне Кремлёвского холма, вместо части крепостной стены, решила ещё Екатерина II, но он так и не был построен


Комплекс Большого Кремлёвского дворца включает также Гранатовую палату, Теремной дворец, Золотую царицыну палату и несколько дворцовых церквей


Внутреннее пространство дворцового комплекса некогда занимал один из самых древних храмов Москвы - собор Спаса на Бору, впоследствие уничтоженный в 1933 году советской властью. Вот как выглядит главный фасад Большого Кремлёвского дворца

Главный фасад дворца смотрит на Кремлёвскую набережную. Большой Кремлёвский дворец отделан в стиле Теремного дворца, то есть исполненные в традиции русского зодчества окна украшены резными наличниками с двойными арками и маленькой гирькой посередине. Николай I хотел, чтобы дворец стал памятником славы русского воинства, поэтому пять его парадных залов названы в честь орденов Российской империи - Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский - и оформлены соответствующим образом. Вот как быглядит Георгиевский зал


Андреевский тронный зал


Александровский зал Кремля



Владимирский зал Кремля

Малахитовое фойе Кремля

Первоначально Большой Кремлёвский дворец был императорской резиденцией, но позднее в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были перестроены. Прежний облик этим залам вернули лишь в 1994 - 1998 годах. Сегодня Большой Кремлёвский дворец - это неотъемлемая часть резиденции Президента России, а в его залах проходят важные общегосударственные церемониалы

На протяжении всей своей истории Московский Кремль был цитаделью власти; в великокняжеских и царских чертогах текла повседневная жизнь правителей Руси. Эта жизнь так тесно связана с историей государства, составляет такую важную часть понятия «Кремль», что обойти здешние дворцы молчанием нельзя, Несмотря на то, что доступ в них широкой публики закрыт, хотя бы ненадолго заглянем в их прошлое и настоящее.

Со времен Ивана Калиты княжеский дворец занимал самое красивое место - на Боровицком холме с видом на реку. Был он традиционно деревянным и небольшим.
Иван III расширил свои владения в Кремле и повелел в 1492 году итальянским зодчим, заслужившим похвалу за Грановитую палату, построить каменные чертоги.

Иван Грозный продолжил расширять хоромы за счет деревянных построек. Главной достопримечательностью тогдашнего дворца была тронная Золотая палата на месте нынешнего Георгиевского зала.

Борис Годунов возвел свой деревянный дворец на крыше каменного строения, так что царская семья жила на головокружительной по тем временам высоте. Внезапная кончина государя прервала еще более крупные его проекты.

Императрица Елизавета велела перестроить обветшавшие годуновские палаты. Новый дворец получился вычурным и неудобным, так что Екатерина II предпочитала в Москве останавливаться в домах вельмож. При Александре I попытались навести порядок в царском жилище и поправить его после наполеоновского пожара. В 1817 году на старом подклете быстро возвели деревянные стены, обложив их кирпичом с двух сторон. Даже по тем временам это было несерьезно.

Архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского Дворца, Оружейной палаты, а также храма Христа Спасителя (1794-1881)

Исправить положение взялся Николай I, больше своих предшественников любивший Москву и Кремль.
Для постройки нового дворца он привлек архитектора Константина Тона, угодившего императору своим проектом храма Христа Спасителя. Оба эти здания должны были утвердить, торжество русской национальной идеи. Императорская резиденция, названная Большим Кремлевским Дворцом, строилась целое десятилетие и стала достойным соседом древних памятников.


Фасад дворца нам хорошо знаком: это один из видовых символов Москвы и всей России.

Дворец был построен в 1838-1849 годах и открыт 3 апреля 1849 года, на Пасху. Протяженность главного фасада здания со стороны Москвы-реки с запада на восток - 125 м, высота с куполом и флагштоком - около 50 м. С севера Дворец соединен с Теремным дворцом, с востока к нему примыкает Грановитая палата, а с запада - Оружейная. Здание занимает около 3,5 га.

Перед архитектором стояла непростая задача. Подчеркнуто национальные вкусы Николая I определяли стиль нового дворца как древнерусский. Это соответствовало и окружающему архитектурному ансамблю. Вместе с тем дворец, предназначенный для пышных многолюдных церемоний, неизбежно должен был стать огромным сооружением, не совместимым с традициями древнего русского зодчества. Но выход нашелся. Национальные мотивы Константин Тон использовал для декора фасада, окружив окна белокаменной резьбой. Парадные залы второго этажа получили два ряда оконных проемов, что создает впечатление терема с маленькими окошками. Из-за этого двухэтажный дворец выглядит снаружи как трехэтажный. Внутренние помещения дворца - буйство имперской роскоши. Эклектический стиль, великолепное убранство, обилие ценнейших материалов в отделке - настоящий архитектурный праздник.


  1. Боярская площадка.
  2. Владимирский зал.
  3. Георгиевский зал.
  4. Александровский зал.
  5. Андреевский зал.
  6. Кавалергардский зал.
  7. Екатерининский зал.
  8. Парадные апартаменты императрицы.
  9. Церковь Рождества Богородицы.
  10. Теремной дворец.
  11. Золотая Царицына палата.
  12. Дворцовые церкви.
  13. Церковь Ризлоложения.
  14. Святые сени.
  15. Грановитая палата.
  16. Благовещенский собор

Советская эпоха пощадила это здание, но все же внесла сюда серьезные изменения, так как некоторые помещения дворца использовались для массовых политмероприятий.

В 1990-е годы фасаду и двум залам дворца был возвращен тот вид, который они имели до революции. В кокошниках под крышей над центральным входом вновь установили пять двуглавых орлов вместо советского герба и четырех букв «СССР», а над ними - гербы бывших царств и областей прежней России (санкт-петербургский, казанский, московский, польский и другие).

Говорят, что в дворцовых постройках около 700 комнат и залов, но мы прогуляемся (хотя бы в воображении) только по самым примечательным. В том числе по знаменитым парадным залам, названным в честь главных российских орденов: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский.

В отделке дворца были использованы материалы со всех концов Российской империи. Широкая парадная лестница с 58 ступенями и пятью площадками, сделанная из ревельского камня (Ревель - ныне Таллин), ведет на второй этаж. Прежде чем подняться, стоит повернуть из вестибюля налево и пройти в так называемую Собственную половину - императорские апартаменты. Император с семьей останавливался здесь, когда приезжал в Москву из северной столицы - Санкт-Петербурга, однако большую часть времени эти семь комнат пустовали. Поражают инкрустированная мебель, хрустальные люстры, фарфоровые торшеры, малахитовые пилястры и каминные бронзовые часы. Многое из этого убранства создано трудом русских мастеров.

Минуем столовую, гостиную, кабинет императрицы, будуар, опочивальню, приемную и попадаем в кабинет императора, угловой в здании. Отсюда открывается чудесный вид на храм Христа Спасителя и Москву-реку. Стены кабинета частично обиты ясенем, а в остальном - зеленой материей. Шесть картин на стенах изображают события, связанные с войной 1812 года. Но здесь давно уже никто не работает. Вернемся в вестибюль и поднимемся по парадной лестнице на второй этаж, к залам. Прямо - вход в аванзал (прихожую перед парадным залом). Мимо двух огромных хрустальных ваз в него ведут двери пятиметровой высоты, сделанные из цельной ореховой доски без клея и гвоздей. Когда-то здесь находилась картина Ильи Репина, изображавшая Александра III с депутацией от крестьян - волостными старейшинами, а с 1950-х годов - полотно с выступлением Ленина на III съезде комсомола. Ныне посетителей в аванзале встречает картина художника Сергея Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».


Отсюда попадаем, пожалуй, в самый знаменитый зал - Георгиевский , который выглядит сейчас, как и сто лет назад. Назван он в честь военного ордена св. Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной II в 1769 году, и является самым большим во дворце (площадь - 1250 кв. м, высота - 17,5 м). Некоторые «прогрессивные» критики в свое время заявляли, что убранство этих залов свидетельствует «о претенциозном, но мало развитом художественном вкусе и способно поразить своею пышностью лишь малокультурного обывателя». Наверное, и мы относимся к числу последних, потому что увиденное действительно поражает. На мраморных досках в нишах и на стенах золотом написаны имена прославленных воинских частей и георгиевских кавалеров, среди которых императоры Александр II и Александр III, великие полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов. Имена появлялись на досках вплоть до конца XIX века. На 18 колоннах (по девять колонн с каждой стороны) стоят мраморные женские фигуры со щитами, на которых изображены гербы различных земель. Они символизируют победы русского оружия и земли, вошедшие в состав России за пять веков (с Пермской земли в 1472 году до Армении в 1828 году, включая Малороссию - Украину).

Бронзовые каминные часы у одной из стен изображают св. Георгия-всадника. У противоположной стены - часы в виде уменьшенной модели памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Гигантские бронзовые люстры отражаются в паркете, набранном из разных пород дерева, - настоящем произведении искусства, выполненном по рисункам академика живописи Федора Солнцева в XIX веке.

Убранство Александровского зала. Сейчас на заседания в нем собираются члены Государcтвенного совета

В XIX веке каждый зал имел свое значение во время дворцовых церемоний.
В Георгиевском императора встречали московские чиновники, представители дворянства и почетные граждане. В 1945 году в этом зале русской военной славы устроили торжественный прием для участников парада Победы.

Далее следует Александровский зал . В его громадных стенных зеркалах отражаются Москва-река и вся панорама за окном. Этот зал посвящен ордену св. Александра Невского, который учредила Екатерина I в 1725 году. В золотых украшениях на потолке и арках - барельефы со знаками этого ордена и загадочными буквами «S.A.», которые на самом деле означают Sanctus Alexander , то есть «Святой Александр». Шесть картин продолговатой формы, по три над дверьми с двух сторон, иллюстрируют легендарные эпизоды из жизни Александра Невского, в том числе Ледовое побоище в 1242 году и отказ от поклонения идолам в Орде. В барельефе над дверями с одной стороны князь изображен воином, а с другой - в образе монаха-схимника, что символизирует его земную и небесную славу. В этом зале императора на торжественных выходах приветствовали городские дамы.

В 1933-1934 годах Александровский зал объединили с соседним Андреевским для проведения XVII съезда ВКП(б). Получилось длинное, пеналообразное помещение, названное Залом заседаний, где проходили партсъезды и сессии Верховного Совета. В нише, устроенной на месте императорского трона, установили 10-метровую мраморную статую Ленина. 12 июня 1990 года здесь был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации - событие, ставшее основанием для нового праздника. Восстановление российской государственности и возрождение национальной символики отозвались изменениями и здесь. Оба зала полностью восстановлены в 1995-1999 годах.

Андреевский зал назван в честь первого русского ордена - св. апостола Андрея Первозванного, учрежденного Петром I в 1698 году. Орденские цепи и звезды изображены на дверях. Андреевские кресты - наверху колонн. Это тронный, самый главный зал кремлевских дворцов. Здесь в дни торжеств по случаю коронации император с супругой принимали поздравления от своих подданных. На тронном месте до конца XIX века стояло императорское кресло, украшенное резьбой в древнерусском стиле. Затем под балдахином с горностаевым пологом установили три кресла - царствующего императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. На спинках тронов были изображены их вензеля. Сзади на пологе - двуглавый орел, а над балдахином - государственный герб России с архангелами с обеих сторон, надписью «Съ нами Богъ» и гербами всех царств и земель. Над этим местом изображено «Всевидящее око в сиянии» - православный символ Троицы. У трона постоянно находился один из дежурных дворцовых гренадеров.

Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР, устроенный в 1930-х годах из Александровского и Андреевского залов. На месте императорских тронов стояла статуя В.И. Ленина высотой около 10 метров

Все то же самое, за исключением гренадера, увидят и те, кому сегодня посчастливится посетить дворец.
Кстати, орден святого Андрея Первозванного восстановлен в 1998 году как высшая награда России, а чуть позднее и Андреевский зал вновь приобрел церемониальную функцию: здесь прошла инаугурация Президента Владимира Путина.

В 1930-х годах была разобрана и обходная галерея, примыкающая к Александровскому и Андреевскому залам, превращенным в Зал заседаний.
На ее месте устроили фойе Зала заседаний. Тогда же на месте снесенной церкви Спаса на Бору во внутреннем дворе выстроили служебное здание. В конце 1990-х годов и фойе, и служебное здание были полностью переделаны по проекту художника Ильи Глазунова, создавшего в служебном здании новые небольшие парадные залы (Петровский, Штофный, Каминный, Красный и Зеленый) для приемов и переговоров; фойе снова стало галереей, еще более помпезной, чем во времена империи, а на стенах помещены портреты правителей России за десять веков - от легендарного князя Рюрика до Николая II (кисти сына Ильи Глазунова - Ивана).

Проходя далее из Андреевского зала и поворачивая на север, попадаем в Кавалергардский зал, где во время пребывания императора во дворце располагался военный караул. Личная охрана традиционно состояла из черкесов (так тогда называли горцев Кавказа), поэтому мебель в зале - диван и стулья - символически изготовили из кавказского дерева - чинары. Соответствующая месту картина изображала смотр войск Алексея Михайловича у Новодевичьего монастыря в XVII веке. В 1930-х годах зал переоборудовали под помещение, где находились работники НКВД во время проведения съездов и различных мероприятий. Нынешняя мебель в зале сделана из карельской березы.

Кавалергарды, красивые офицеры в белых мундирах, составляли почетный эскорт императрицы. Согласно этикету, выражение «иметь вход за кавалергардов» означало, что данное лицо может входить на ту половину дворца, где располагаются тронный Екатерининский зал и парадные покои императрицы.


В этом зале под балдахином из малинового бархата стоял трон императрицы (сейчас его место у восточной стены свободно). На своих местах в зале остались великолепные торшеры. Зал посвящен ордену св. Екатерины, который Петр I учредил в 1714 году в честь своей супруги Екатерины I. Как известно, в 1711 году, во время Прутского похода, будущая императрица помогла Петру I спасти русскую армию от плена, подкупив турецкого главнокомандующего своими драгоценностями. Орденом награждали только дам, причем знаки первой степени могли иметь одновременно лишь 12 человек, не считая лиц императорской крови. Почетная обязанность кавалерственных дам ордена состояла в том, чтобы присутствовать в этом зале на торжественных церемониях наряду с дамами придворными. Мы же можем узнать в этом интерьере место переговоров на высшем уровне - его часто показывают по телевизору.

Далее следуют апартаменты в зеленоватых с золотом и красных тонах с золоченой меблировкой - парадная гостиная и парадная опочивальня императрицы. В конце анфилады комнат проходим через парадную гардеробную, облицованную панелями темного ореха, и попадаем во Фрейлинский коридор Теремного дворца, в который выходили окна комнат придворных дам. В конце этого коридора в 1959 году устроили Зимний сад из мрамора и зеркал, в котором есть бассейн с фонтаном и более 120 видов тропических растений. Отсюда небольшая лестница приводит в последний парадный зал - Владимирский .

Зал посвящен ордену св. князя Владимира, учрежденному Екатериной II в 1782 году. Девиз ордена - «Польза, Честь и Слава», а среди награжденных - архитектор Константин Тон, историк и писатель Карамзин и многие другие, кто своими трудами принес великую пользу Отечеству и обрел неувядаемые честь и славу.

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1838 год
Окончание строительства: 1849 год
Архитектор: К. А. Тон
Залы дворца: Андреевский, Александровский, Владимирский, Георгиевский, Екатерининский
Координаты: 55°44"59.4"N 37°36"57.2"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Большой Кремлёвский дворец - здание необычайной красоты, а от вида и отделки всех его помещений буквально захватывает дух! К сожалению, это здание является государственным учреждением и режимным объектом, поэтому попасть туда на экскурсию практически невозможно.

Начинать рассказ о Большом Кремлёвском дворце следует с истории его возведения, которая насчитывает не один десяток лет и множество событий.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился - по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые - дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание - московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце - его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Большой Кремлевский дворец и новые строительные технологии

Константин Тон для постройки большого Московского дворца решил применить ряд революционных для того времени нововведений . Облегченные большепролётные своды из кирпича и стропильные конструкции кровель из металла были поистине новым словом в строительных технологиях того времени. Кроме того, при возведении большого Московского дворца впервые был использован цемент.

Об отделке и залах Кремлёвского дворца

Смешение стилей, использованное во внутренней отделке большого Кремлёвского дворца, выполнено с безупречным вкусом и включает в себя как элементы ренессанса, так и фрагменты русско-византийского стилей. Дворец включает в себя несколько залов, о каждом из которых стоит рассказать отдельно.

Зал Заседаний - самый большой зал Кремлевского Дворца

По соседству с Георгиевским залом находится самый большой зал Кремлёвского Дворца - зал Заседаний. Дело в том, что зал получился самым большим в результате объединения в 1933-1934 годах архитектором Ивановым сразу двух залов - Александровского и Андреевского.

Во времена Советской власти зал Заседаний имел более длинное название: зал заседаний Верховного Совета СССР. В период с 1994 по 1998 год были проведены реконструкционные работы по восстановлению интерьеров объединённых залов, которые пострадали во время перепланировки. Зал Заседаний обладает площадью 1615 кв. м, с 18-ти метровыми потолками, а максимальная вместительность зала составляет 3000 человек.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, - это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион.

Размеры Георгиевского зала следующие: длина - 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета - белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали.

Фрагмент фасада Дворца

Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще - чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала.

К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле - Юрия Гагарина.

Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца

Орден святого Владимира - это награда, в честь которой и назван Владимирский зал. Выполнен зал очень интересно - в виде восьмигранника, освещение зала - естественное, сквозь стеклянный купол на потолке. Фактически, этот зал - ключевой архитектурный элемент Большого Кремлевского дворца. Из него можно попасть в Георгиевский Зал, Грановитую палату , Теремной дворец и во многие другие помещения. Для освещения в ночное время в зале имеется люстра, также изготовленная из позолоченной бронзы. Ещё обращает на себя внимание красивейший пол, паркет которого создан из нескольких благородных пород дерева. Зал выполнен в розовых тонах, в основном благодаря облицовке стен из розового мрамора.

Андреевский зал поражает своей роскошью и красотой, дорогим убранством. И это неудивительно - в нем восседали короли и королевы России, у него есть своя история и своя индивидуальность.

По фото Андреевского зала Кремля видно, что в его строительство вложили много труда.

Коротко о главном

Андреевский тронный зал в Кремле был построен по личному распоряжению Николая I в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Он стал тронным залом большого дворца и главным залом Московского Кремля. Можно даже не говорить о великолепном убранстве помещения, которое производит впечатление на каждого входящего, вызванное еще и тем, что стены зала оббиты муаровой тканью цвета Андреевской ленты.

Описание зала

Андреевский зал Кремля является самым известным во дворце. Стены этого помещения отделаны розовым искусственным мрамором и сверху позолочены. Вдоль них пристроились позолоченные стулья, обитые бархатом. Над окнами размещены гербы российских губерний.

Десять позолоченных пилонов украшают зал, а также различные символы в виде крестов, цепей. Шелковые шторы прекрасно гармонируют с остальным убранством помещения. Высокие позолоченные двери, украшенные орденскими крестами, поражают воображение. Над ними находятся вензельные изображения имен императоров России - Петра Первого, Павла Первого и Николая Первого. Петр - как основатель ордена, Павел - как учредитель статута ордена, и Николай - как строитель зала.

В дальнем конце зала стоят три стула, которые предназначались для правителя, его супруги и матери. Этот трон можно увидеть и сейчас в Кремле, обитый бархатом и мехом горностая. Над престолом висит а выше - сияние с покрытым сусальным золотом лучами, в центе которого примостилось Всевидящее око. По бокам от шатра висят двуглавые орлы с изображением на груди Андреевского креста. К шатру ведут шесть ступенек. Раньше, еще в советские времена, на этом месте стоял памятник Ленину.

Пол, как и в других залах, сделан из разноцветного дерева и восхищает всех туристов своим красивым рисунком и огромной работой, которую вложили в это произведение искусства. Следует упомянуть, что последнюю реставрацию зала проводили в 1994-1998 годах, когда он восстановлен был в своем первоначальном виде. Архитектором Андреевского зала являлся Константин Тон.

История Андреевского зала Кремля

Главный тронный зал был построен в 1838-1849 годах архитектором Константином Тоном. Этот мастер создал храмового зодчества, получивший широкое распространение во времена правления Николая Первого. С 1932 по 1934 зал был разрушен. На его месте устраивали заседания Верховного совета СССР. В 1997 году начались реставрационные работы. Руководителями этого проекта были ведущие архитекторы того времени С. В. Демидова и Е. В. Степанова. Архитекторы провели огромную трудоемкую работу с архивными материалами в России и за ее рубежом. Используя прошлые фотографии зала, с помощью новейших технологий у них получилось отреставрировать в полном объеме, до самых мельчайших деталей зал, каким он и был во времена правления императора Николая Первого.

Мы не можем не упомянуть и такого реставратора высшей категории, как В. А. Агейченко, который был и скульптором, и художником, и инженером в одном лице. Для тронного зала он воспроизвел герб Российской империи в бронзе. Также он создал гербы российских губерний, которые расположились над окнами Андреевского зала. Полы также были им воссозданы. Благодаря этому и был реставрирован зал до мельчайших деталей.

Специалисты установили, что для полной идентичности нужно использовать для реставрации пола двадцать три вида древесины. Ее привозили со всех уголков света, даже с Африки, но не изменили ничего, делая все строго в соответствии с чертежами девятнадцатого века. В реставрационных работах участвовало в общем около девяносто девяти фирм.

Огромная комната постоянно была заполнена рабочими, около 2,5 тысяч людей днями и ночами трудились на благо народа. Некоторые орнаменты получались не сразу, к примеру, двуглавый орёл. Мастера сделали сначала орла цвета меди. После установления комиссия отправилась на противоположный берег реки, чтобы оценить издалека полученный результат. Им не понравилось, так как орел был похож на черного паука. Поэтому решили сделать орла цвета "дикого камня".

В Андреевском зале, как и в других помещениях дворца, проводят различные мероприятия, в том числе прием в честь выпускников военных вузов. Такую традицию начал президент Ельцин в 1999 году, и продолжается она до сих пор.

Андреевский зал Кремля до революции и после

В октябре-ноябре 1917 года из-за вооруженного восстания Кремль очень серьезно пострадал, в нем находились отряды юнкеров. Войска революционеров осуществили артиллерийский обстрел Кремля. В результате пострадали стены дворца, часы, Никольская практически все храмы, находящиеся на территории Кремля, и Малый Николаевский дворец.

Во время советской власти столица перешла в Москву, и Кремль стали использовать как политический центр. В марте 1918 года в здание переехало советское правительство с В. И. Лениным. В дворцах и корпусах Кремля стали проживать вожди советской власти. Был запрещен свободный доступ к сооружению. Хотя раньше каждый желающий мог посетить это известное место. Выжить из Кремля советскую власть пыталась Петроградская коллегия по охране памятников старины и сокровищ искусства. Их призыв власть даже не рассмотрела. До революции в зале стояли три трона. Позже их разыскивали по всей России. Первый трон нашли в Петергофе, остальные два - в Гатчине. Ленинградский музей не захотел отдавать стулья, поэтому пришлось делать копии.

Во время советской власти Московский Кремль сильно пострадал. По распоряжению Ленина в 1918 году был снесен памятник князю Сергею Александровичу. В этом же году был также ликвидирован мемориал Александру Второму, который был построен еще во времена Николая Первого. В 1922 году было изъято из церковных соборов и храмов около 300 пудов серебра, примерно 2 пуда золота, огромное количество драгоценных камней. В Кремле стали устраивать съезды советов и конгрессов третьего интернационала, в Золотой палате обосновалась кухня, а в Грановитой сделали общественную столовую. В Екатерининской церкви решили устроить спортивный зал. Такое неуважение к архитектурному произведению искусства не могло не отразиться на его первозданном виде. Считается, что в то время Кремль потерял больше половины своих достопримечательностей.

В 1990 году Кремль внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всевидящее око

Над тронами расположено Всевидящее око (в Андреевском зале Кремля), сделанное из золота. Тронный зал был возведен в честь высшего ордена России - масонского ордена Некоторые считают, что Всевидящее око означает Бога в христианстве (на иврите переводится "хозяин орды", одно из семидесяти двух тайных наименований иудейского Господа Бога).

Этот знак используется во многих христианских церквях, в масонстве. На однодолларовых купюрах также напечатано Всевидящее око. Другие считают, что этот библейский знак - символ Божественного Промысла и эмблема Троицы. В христианстве Всевидящее око в треугольнике означает Троицу и смысл заключается в таких словах: "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его".

Экскурсия в Кремль

В России Андреевский зал Кремля, как и другие залы, часто посещается туристами. Дворец является особо охраняемой зоной. Ничего лишнего приносить в Кремль нельзя. Запрещается в нетрезвом виде приходить, в несоответствующем внешнем виде, с оружием, опасным для окружающих людей. Если имеются вещи, которые нельзя проносить, то их надо сдать в камеру хранения в Александровском саду. Фотографировать также можно не везде, а только там, где разрешается и где укажет ваш гид. К примеру, запрещается фотографировать Екатерининский зал Кремля.

Иногда запрещают фотографировать в Парадных сенях, Теремном дворце и Грановитой палате. Вход в Кремль разрешается при наличии паспорта, детям с двенадцати лет можно приходить с загранпаспортом. Правда с четырнадцати лет ребятам можно посещать экскурсии с российским паспортом. Так как залы Кремля используются для проведения официальных мероприятий, еще каких-нибудь торжеств, то возможно, что ваша экскурсия может быть перенесена на более подходящее для дворца время.

Время экскурсии

Экскурсия по Андреевскому залу Кремля проводится каждый день, кроме четверга - это выходной. С десяти утра до трех часов дня. Длительность экскурсии составляет два часа для групп, состоящих из двадцати человек. Стоимость такой экскурсии составляет 4500 рублей, для иностранных туристов - 5500 рублей без использования услуг переводчика.

При проведении реставрационных работ итальянский мастер боялся, что рабочие неправильно сделают лепку, поэтому он спал четыре дня на полу в Андреевском зале.

Екатерина Вторая также хотела построить дворец на южном склоне Кремлевского холма, вместо крепостной стены, но ее планы не осуществились.