Остров Соммерс: фото, внутренняя структура. Как добраться? Десант на остров Соммерс. Таинственный остров соммерс Стоят лакированные светло-желтые парты, как в учебном классе. Задняя стена класса украшена плакатом с матросом смотрящим в морскую даль в бино

В истории Великой Отечественной войны были эпизоды, сведения о которых долгие годы хранились в недрах архивов, недоступные широкой публике. Часто это были свидетельства ошибок, допущенных командованием в ходе боевых действий, что стоило жизни многим бойцам. Одна из таких операций - десант на остров Соммерс, фото которого можно увидеть в начале статьи, -лишь недавно была освещена на страницах печати.

Огневой барьер на выходе в Балтику

В 1942 году советские подводные лодки активизировали свою деятельность в Балтийском море, нанося ощутимый урон немцам на их главных коммуникациях. Но проход субмарин из Финского залива в акваторию боевых действий затруднял вражеский гарнизон, местом дислокации которого был небольшой по размерам остров Соммерс. Как добраться в центральную часть Балтики, минуя этот таящий смертельную опасность район, - вот что стало задачей, требовавшей немедленного решения.

Ещё за год до этого на острове базировалось советское подразделение но, вследствие недальновидного решения командования, он был оставлен, чем незамедлительно воспользовались финны, воевавшие на стороне Гитлера. Они разместили там свой гарнизон, состоявший из девяноста двух хорошо вооружённых бойцов, доставили артиллерийские орудия и соорудили четыре опорных пункта обороны, превратив, таким образом, небольшой по размерам остров в

Разжалованный адмирал

Погода летом 1942 года выдалась ясная, что позволяло финнам постоянно вести визуальный контроль за поверхностью залива и вовремя фиксировать передвижения советских подлодок. Командование Балтийским флотом приняло решение высадить на остров Соммерс десант и овладеть им. Разработка плана высадки десанта была поручена капитану первого ранга Г. И. Левченко, прежде разжалованному из адмиралов за оставление Керчи.

Для реабилитации Левченко была необходима удачно проведённая под его руководством боевая операция, поэтому организовать военную экспедицию на остров Соммерс было для него очень важно, и он со всей поспешностью принялся за исполнение приказа. Но спешка его и подвела. При подготовке захвата острова не были учтены многие важные факторы, что сыграло впоследствии роковую роль.

Гарнизон, охранявший остров

Опираясь на ошибочные разведданные, перепроверить которые не сочли нужным, разработчики исходили из того, что гарнизон составляли лишь семьдесят человек, вооружённые двумя орудиями. Как выяснилось впоследствии, остров Соммерс в Финском заливе защищали девяносто два человека.

В их распоряжении было двенадцать орудий (два из которых превосходили калибром пушки советских катеров), два крупных миномёта, два зенитных автомата, а также лёгкие и тяжёлые пулемёты. Советский десант на острове Соммерс превосходил врагов численностью - в высадке участвовали двести пятьдесят человек, вооруженных десятью станковыми пулемётами, но значительно уступал ему в огневой мощи.

Факторы, не учтённые при разработке плана

Разведка не справилась со своей задачей. Переданные ею данные не давали полного представления о том, как оборонялся остров Соммерс. Внутренняя структура возведённых на нём защитных сооружений не была представлена при разработке плана высадки десантников. Это во многом усложнило положение десантников. Кроме того, не приняли в расчёт и природные особенности, которыми обладал остров Соммерс.

Внутренняя геоструктура его весьма сложна. Изломанная береговая линия представляет собой нагромождение выступающих из воды скал, глубина вокруг которых достигает пяти метров. Десантные катера не могли вплотную подойти к суше, и многие бойцы, под тяжестью экипировки тонули, так и не достигнув берега. Это привело к совершенно неоправданной потере человеческих жизней. Не была обеспечена и радиосвязь с авиацией, поддерживающей с воздуха десант.

Выход в море десантных кораблей

Операция началась поздно вечером 7 июля 1942 года. Корабли с морскими пехотинцами вышли из Лавенсаари и взяли курс на остров Соммерс. Финский залив на пути их следования непрерывно контролировался группой самолётов, в обязанность которых входило предупредить моряков в случае появления противника. В это время советские бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, наносили удар за ударом по острову. Их сменили штурмовики, производившие атаки с малых высот. В ответ финны открыли мощный зенитный огонь.

В зыбком свете белой ночи катера приблизились к острову, и началась высадка десанта. Оказалось, что пристать к скалистому берегу невозможно, и катера под огнём противника несколько раз повторяли попытку. При выгрузке утопили рацию, оставшись, таким образом, без радиосвязи. Еще не ступив на остров, отряд понёс первые потери. Огнём противника были повреждены два катера.

Неудачное начало операции

Десант на остров Соммерс высаживался несколькими партиями, по мере подхода судов. Воспетая поэтами белая ночь сослужила морякам плохую службу. Поверхность залива просматривалась на большом расстоянии, и каждый приближавшейся катер встречался огнём финской артиллерии. Один из них, пытаясь уйти от вражеских снарядов, напоролся на камни. С большим трудом удалось снять с него экипаж и вооружение.

Другим пришлось, неся потери, высаживать бойцов в местах, не предусмотренных составленным ранее планом. Начало операции не предвещало её благоприятного исхода - из двухсот пятидесяти двух участников операции на остров Соммерс высадились только сто шестьдесят четыре. Остальные либо погибли под огнём противника, либо утонули в балтийских волнах.

Финское командование, получив сообщение об атаке советских моряков, немедленно выслало на помощь гарнизону острова значительное подкрепление. В зону боевых действий были направлены две и пять сторожевых катеров. На пути к острову у них завязался бой с советскими торпедными катерами, которые, получив повреждения, так и не сумели остановить противника.

Захват опорного пункта финнов, и бои в воздухе

К этому времени десантникам удалось овладеть одним из опорных пунктов, которыми финны укрепили остров Соммерс. Бункер был захвачен, и в результате ожесточённого боя из двадцати шести его защитников в живых осталось только трое. Остальные были убиты. По плану, на этом этапе командующий операцией Левченко должен был выслать им подмогу, но, по непонятным причинам, он этого не сделал, чем поставил атакующих в тяжёлое положение.

К середине дня активные боевые действия разворачивались и в воздухе. Советские лётчики наносили массированные удары по позициям врага и по его кораблям. Финская же авиация пыталась атаковать подходившие к острову катера, часть из которых получила значительные повреждения. В результате авианалётов суда обеих сторон получили значительные повреждения.

Второй день штурма острова

К утру следующего дня боевая активность несколько снизилась. Это объясняется тем, что у советских катеров кончилось топливо, а финские моряки к тому времени расстреляли весь свой боекомплект. Но в это время к острову приблизился первый из спешивших на помощь финнам немецких кораблей. Это был тральщик М 18.

К девяти часам утра события стали разворачиваться в невыгодном для десантников направлении. При подходе к острову был подбит и затонул пытавшийся доставить боеприпасы, которые к тому времени были на исходе. Финнам же удалось на канонерской лодке «Турунмаа» и дополнительных катерах переправить на остров Соммерс роту подкрепления, состоявшую из ста девяти человек. Их появление сразу изменило баланс сил, обеспечив противника не только огневым, но и численным превосходством.

В середине дня началась высадка подошедшего к тому времени резерва, но проводилась она, по мнению военных историков, настолько непрофессионально и непродуманно, что в результате её итогом были только новые неоправданные жертвы. На самом же острове бой продолжался с прежней силой. Возникла острая необходимость подавить миномётную батарею врага, но из-за отсутствия связи десантники не могли связаться ни с авиацией, ни с экипажами катеров, находящихся поблизости.

В кольце вражеских кораблей

Тем временем остров Соммерс всё более плотным кольцом окружали подошедшие почти вплотную финские и немецкие суда. Их массированный огонь обрушился и на морских пехотинцев, ведущих бой на берегу, и на поддерживавшие их корабли. По данным, имеющимся в распоряжении военных историков, в ходе провалившейся операции по захвату этого стратегически важного острова были потоплены семь советских торпедных катеров и один катер «малый охотник». Кроме того, серьёзные повреждения получили канонерская лодка «Кама», базовый тральщик, а также многие торпедные и иные суда. В небе над островом было сбито четыре самолёта.

Печальный итог операции

Эта бездарно подготовленная и спланированная высадка десанта закончилась трагически. Остров так и остался в руках финнов до 1944 года. Потери нашей стороны, сведения о которых были опубликованы лишь в последние годы, составили триста пятьдесят девять человек убитыми и около сотни ранеными. Финская же сторона потеряла в этом бою сто двадцать девять человек.

Несмотря на то что операция по захвату острова была полностью провалена, в этом нельзя упрекнуть её непосредственных участников. Они до конца выполнили свой долг. Вина лежит на тех, кто направил людей на верную смерть, не снабдив их необходимыми средствами ведения боя, и не обеспечив должную поддержку крупных кораблей Балтийского флота.

Сегодня этот остров, ставший памятником всем, кто погиб на его скалистых берегах, посещается группами экскурсантов, поездки которых организуются российскими и финскими туристическими фирмами.

28 июня в столице состоялся видеомост Москва – Пекин, посвященный итогам совместных российско-китайских исследований в рамках комплексной экспедиции РГО "Гогланд". Участники экологической вахты, проходившей с 5 по 15 июня 2017 года на острове Соммерс, рассказали о полученных научных результатах и поделились своими впечатлениями о прошедшей поездке.

Объектом изучения экспедиции "Гогланд" с 2013 года являются Внешние острова Финского залива, признанные настоящей Тerra Incognita Северо-Запада России. Расположенные в радиусе всего 200 км от Санкт-Петербурга острова в разное время принадлежали Швеции, Финляндии и России, но никогда не были предметом системных научных изысканий. Это открыло для современных исследователей уникальные перспективы в области географии, геологии, флоры и фауны, историко-культурного наследия.

В пресс-центре МИА "Россия сегодня" экспедицию представили координатор проекта, советник главного редактора МИА "Россия сегодня" Алексей Савицкий, руководитель научно-исследовательской группы, географ Антон Юрманов, фотограф, бильд-редактор Русского географического общества Николай Разуваев и корреспондент МИА "Россия сегодня" Татьяна Жирова. В Пекине участие в телемосте приняли генеральный секретарь Географического общества Китая Чжан Гою, руководитель направления международного сотрудничества секретариата Географического общества Китая Чжан Сюаньцзы, представители Института географии и природных ресурсов Китайской академии наук Лю Сяоцянь и Чжу Хэ и сотрудник Пекинского университета У Сюйтун.

– В этом году экспедиция включает три острова: Большой Тютерс, Гогланд и Соммерс. Сейчас смена еще продолжается на Большом Тютерсе и Гогланде. Наша же часть на Соммерсе завершилась 15 июня. В этом году мы выбрали остров, который ранее не был задействован в экспедиции. Он необитаем, там нет постоянного населения, – рассказывают участники пресс-конференции.

Соммерс – небольшой остров длиной чуть меньше километра и шириной 450 метров, входящий в состав внешних островов Финского залива.

Руководитель научно-исследовательской группы Антон Юрманов отметил, что в ходе работы экспедиции было выполнено комплексное экологическое обследование острова Соммерс.

– Несмотря на небольшую территорию, на острове есть несколько типов природных комплексов: лесные сообщества, болота, пресные водоемы, луга, – рассказывает Антон.

По словам географа, ученые зафиксировали на Соммерсе около 150 видов высших растений, 25 видов птиц, два вида млекопитающих (северный кожанок и серый тюлень), два вида амфибий (тритон обыкновенный и жаба серая), а также рептилию – водяного ужа. Кроме того, остров располагается в зоне восточно-атлантического миграционного пути, и на нем возможны скопления птиц в период миграции.

Таким образом, по мнению ученых, есть все основания для создания на Соммерсе особо охраняемой природной территории.

Помимо исследования экологической ситуации члены экспедиции изучили сохранившиеся здесь объекты военного назначения времен Великой Отечественной войны, а также очистили Соммерс от мусора.

Завершая телемост, представитель Поднебесной Чжан Гою отметил, что еще в XX веке Русское и Китайское географические общества воплощали в жизнь совместные проекты. А в 2014 году между организациями было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого проходят экспедиции и выставки. Китайские географы планируют пригласить коллег из России для участия в совместных экспедициях, теперь уже на территории Поднебесной.

Экспедиция проводится при участии Экспедиционного центра Минобороны России, МИА "Россия сегодня" и Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина при поддержке Администрации Ленинградской области, ФСК "ЕЭС" и других организаций.

(текст автров фотореп)
а тут что поместилось в псто:

Вот они скалы в северо-восточной оконечности, на которые пытались высадиться десантники в трех бальное волнение.

Камни в полосе прибоя все идеально обкатаны штормами, отполированы льдом. Покрыты тонким, почти незаметным глазу слоем сине-зеленых водорослей, которые живут в сухом виде, ожидая, когда штормовые волны принесут им живительную влагу. Но стоит попасть на них воде, все, амба - ноги разъезжаются. Не ходить, не выбраться из воды без посторонней помощи при волнении почти не возможно.

Скользкие прибрежные камни сыграли свою злую роль при высадке десанта на скалистый юго-восточный берег. Становится понятно, почему при высадке утопили большинство станковых пулеметов «Максим». А ещё все десантники были нагружены оружием и боеприпасами. К тому же их обстреливали с минометов, пушек и пулеметов весь финский гарнизон острова в 93 человека с суши, и финские канонерские лодки с моря.

На гранитных скалах до сих пор видны следы от разрывов снарядов.

В тот день были волнение силой три балла - это высота волны до 0.75 м. С масками и в ластах Женя и Саша обследуют подводную прибрежную часть места высадки десанта. Ищем предметы имеющие отношение к десанту, что бы выяснить место высадки и уточнить историю происходивших здесь событий.

Алексей сверяет наши и финские данные по потерям в людях и оружии. Сколько захватили финны пулеметов Максима. Вроде два. Значит, остальные восемь были утоплены при высадке. И немудрено. Вес Максима в сборе 70 кг, если даже снять тело пулемета со станка, то по отдельности все равно каждая часть весит более 30 кг.

Женя вынырнул и достал из под воды шести килограммовое бронзовое кольцевое крепление реверсивного редуктора. Через некоторое время нашел остатки оптического прибора, мелкие части от двигателя. Следы самих десантников пока не попались. Мешают искать ещё светло-зеленые водоросли, которые как ковровое длинношерстное покрытие плотно укрывает все дно у прибрежной части. Кругом шныряют мальки и прозрачные креветки. Вода прогрелась до 20-22 градусов. Потом нашли ещё несколько предметов: бронзовый вентиль с обломанной медной трубой, мелкие фрагменты двигателя.

Торпедный катер Г-5

У наших историков возникает дискуссия на тему как именно подходил к берегу торпедный катер Г-5. Алексей читает в документах, что при отходе после высадки десанта, торпедный катер вылетел на берег, так как муфта заднего хода левого двигателя была включена назад, а правого вперед. Пытаемся понять, как именно это выглядело исходя из увиденной расщелины, где был утоплен катер. Мог ли он зацепится за камень посредине маленькой бухты, в которой плавали с маской Саша и Женя. Какой при этом был ветер? Алексей тут же зачитывает, что северный и волнение 3 балла, соответственно были проблемы с подходом к берегу.

И почему остатки этого катера лежат в другой части острова? Пришли к выводу, что финны после войны перетащили остатки катеров в более удобное место для вытаскивания на берег и последующей разделки на вторсырье.

Третий день - среда.

В среду после завтрака, вооружившись финскими военными фотографиями, отправляемся на поиск братской могилы.

Пол дня занимались привязкой к местности по военной финской фотографии. Прикидывали и так и этак. Ориентировались по конфигурации камней и расположению финских столбов и сарая для лодочных принадлежностей. Сейчас их конечно нет. Поэтому искали в скалах выдолбленные лунки для установки столбов. Определили предположительно место, с помощью кирки и лопат начали долбать ямы в гальке. Из оргстекла, найденного на третьем этаже в локаторном посту, изготавливаем специальный планшет, процарапывая с помощью кончика ножа основные контуры фотографии. Что бы прямо сквозь оргстекло накладывать контур фотографии на местность. Чем и занялись после обеда. Алексей Мухин, к этому времени уже выдолбил в каменной осыпи из булыжников яму глубиной около метра. Ради копания ямы, даже отказался идти на обед и нещадно обгорел на солнце. Абрис на оргстекле позволил более точно определить возможное расположение братской могилы.

Расставляли вешки в месте где стоял лодочный сарай

и столбы телефонной связи.

Решено было копать ещё одну яму в камнях рядом, в полутора метрах.

Работали так: один киркой разрыхлял камни, после чего крупные камни выкидывали руками, а мелочь выкидывалась лопатой.

Загребая с размаху камни, от калёной лопаты стоял такой звон, что было трудно между собой разговаривать. Группа военных корреспондентов на жаре, обливаясь потом, снимала процесс. Володя и Игорь, по очереди таскали на плече тяжеленую камеру и треногу к ней. Игорь присоединился к нам и с киркой, а потом и с лопатой в руках помогал нам как мог. Каторжная работа продолжалась до вечера и тут Алексею попалась маленькая косточка-фаланга от человеческого пальца. Рядом была найдена сгнившая стальная гильза от трехлинейки.

С утроенной энергией стали срывать перемычку между ямами и через два часа ямы превратились в «окоп для стрельбы с лошади стоя». Однако, больше ничего не нашлось. Было ясно, что мы где-то совсем рядом. Но где? Братское захоронение не может быть маленькой и ее трудно потерять. Более тщательно изучая замусоренную пограничниками территорию галечного перешейка, обнаружили четыре сгнившие солдатские кружки с надписью ЛМЗ (Лысьевский Металлический Завод), горлышко от советской довоенной фляжки и несколько скрюченных и ссохшихся от времени ботинок, подозрительно похожих на морские ботинки времен войны.

На прибрежной части, под кучей современного металлического мусора обнаружили куски от военного катера.

Скоростные винты сделанные из стали. Видно, что сделан в военное время. Два мощных рулевых вала. Деревянный корпус.

Рядом с ним лежали предметы явно сопутствующие десанту: вскрытый цинк от патронов к трехлинейке с тяжелыми пулями обр. 1930 г. (на крышке была желтая полоса), крышка от цинка к гранатам РГД-33 и вкладыш в цинковый ящик с запалами Кавешникова к гранатам-лимонкам Ф-1. Обнаружили две телефонных катушки без кабеля. Маловероятно, что это бросили послевоенные пограничники, так как все найденные предметы были довоенного выпуска (кроме одной телефонной катушки выпуска 1942г.). Обалдев от борьбы с камнями на палящем солнце, бредем «Домой» в казарму на ужин. Завтра будем продолжать с утра углублять и расширять яму.

День четвертый - четверг.

Продолжаем расширять яму в каменном перешейке.

На этот раз обратили внимание, что рядом с развороченной нами ямой лежит кучка кирпичей. В радиусе 50-ти метров никаких других кирпичей нет.

Возникло предположение, что возможно этими кирпичами наши солдаты или пограничники облагородили захоронение. С утроенной энергией расширяем и углубляем яму. Ничего. Никаких признаков. Возникает ступор. Не может быть, что бы финны поставили крест и написали «Здесь похоронены 128 десантников высадившихся на остров 8 июля 1942 г.» просто так. Начинаем внимательно изучать местность вокруг нашей ямы. В метре обнаруживаем подозрительно ровное, заросшее травой место. Женя выкапывает пару контрольных шурфов и обнаруживает бывшую яму, так же выкопанную в камнях, засыпанную смесью золы и опилок. Возникло предположение, что это и есть искомое место.

Возможно, братскую могилу перенесли, а в яму засыпали золу и опилки, что бы их не раздувало ветром. А косточка от пальца осталась на поверхности и со временем провалилась сквозь камни на глубину 20 см. Значит, велика вероятность, что тела солдат перенесли в 50-е годы на Братское кладбище воинов РККА и моряков-балтийцев в Сосновом Бору. Сюда перенесли прах военных моряков, погибших в боях за Ленинград в 1941–1945 годах на островах Финского залива: Гогланд, Соммерс, Нерва, Большой и Малый Тютерс. Но это предстоит проверить в военкоматах и архивах.

Вторую половину дня решили посвятить подводному обследованию предполагаемого места гибели торпедного катера Д-3 № 22 подвозившего десантникам боеприпасы и радиостанцию. На берегу в скалах обнаружили стальные шпангоуты от катера. Один из них финны использовали для строительства своего дота в 1943 г. Обследуем подводную часть берега.

Прямо у скалистого берега начинаются глубокие расщелины глубиной 4-5 метров.

В них и удалось обнаружить части от катера: два гребных вала, остатки деревянной обшивки, россыпь скрюченных темно-желтых латунных шурупов и белых алюминиевых заклепок, гильзы от 45-мм пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК, гильзу от 20 мм. пушки ШВАК, патроны для пистолетов ТТ и винтовок Мосина.

Все находки помяты и поцарапаны об камни, валы погнуты.

Алексей вытаскивает на берег один из гребных валов катера.

Некоторые мелкие предметы найденный в мрачных расщелинах приходилось выковыривать из щелей импровизированной монтажкой. Штормами и льдом, даже на глубине, они как молотком забиты в щели под камнями.

Некоторые части катеров так и не удалось поднять на поверхность, так как их на глубине придавило огромными валунами в несколько обхватов. Страшная сила эти осенние и зимние шторма. Видимо все, что не попало в расщелины, утащено штормами на глубину.

Камень фигурирующий на архивных фотографиях.

Собственно вот и он на заднем плане. Сфотографирован с другой стороны.

Эх - надо в будущем проводить полноценную подводную экспедицию. Женя плывет к берегу с очередными мелкими частями катера: какие-то медные трубочки, стальные уголки, провода в свинцовой изоляции. Пытается выбраться на берег с экспонатами. Не тут-то было. Проклятые водоросли и легкое волнение мешают.

Забираем у него находки. Саша Скробач, изощренно ругаясь, держится рукой за локоть. Он уже два раза грохнулся на камни, пока выходил из воды. Фотографируем найденные артефакты. Делаем вывод, что это последний из трех погибших в 1942 г. у самого берега катеров.

У острова всего было потоплено 8 катеров в 1942 году (один типа МО, пять торпедных катеров типа Г-5, один торпедный катер типа Д-3 и один типа Ш-4) и 3 торпедных катера типа Г-5 осенью 1941 года. Большинство из них лежит до сих пор на дне у острова.

Под водой в расщелине торчит какая-то медная коробчатая труба.

А вот загадочный предмет вблизи, похожий на приемник от Максима, среди мальков и Балтийских креветок.

Отдельные части торпедного катера Д-3 № 22, поднятые из-под воды.

Остатки гребных валов, с бронзовой втулкой.

Рядом с ним лежали предметы явно сопутствующие десанту: вскрытый цинк от патронов к трехлинейке с тяжелыми пулями обр. 1930 г. (на крышке была желтая полоса), крышка от цинка к гранатам РГД-33 и вкладыш в цинковый ящик с запалами Кавешникова к гранатам-лимонкам Ф-1. Обнаружили две телефонных катушки без кабеля. Маловероятно, что это бросили послевоенные пограничники, так как все найденные предметы были довоенного выпуска (кроме одной телефонной катушки выпуска 1942г.). Обалдев от борьбы с камнями на палящем солнце, бредем «Домой» в казарму на ужин. Завтра будем продолжать с утра углублять и расширять яму.

День четвертый - четверг.

Продолжаем расширять яму в каменном перешейке.

На этот раз обратили внимание, что рядом с развороченной нами ямой лежит кучка кирпичей. В радиусе 50-ти метров никаких других кирпичей нет.

Возникло предположение, что возможно этими кирпичами наши солдаты или пограничники облагородили захоронение. С утроенной энергией расширяем и углубляем яму. Ничего. Никаких признаков. Возникает ступор. Не может быть, что бы финны поставили крест и написали «Здесь похоронены 128 десантников высадившихся на остров 8 июля 1942 г.» просто так. Начинаем внимательно изучать местность вокруг нашей ямы. В метре обнаруживаем подозрительно ровное, заросшее травой место. Женя выкапывает пару контрольных шурфов и обнаруживает бывшую яму, так же выкопанную в камнях, засыпанную смесью золы и опилок. Возникло предположение, что это и есть искомое место.

Возможно, братскую могилу перенесли, а в яму засыпали золу и опилки, что бы их не раздувало ветром. А косточка от пальца осталась на поверхности и со временем провалилась сквозь камни на глубину 20 см. Значит, велика вероятность, что тела солдат перенесли в 50-е годы на Братское кладбище воинов РККА и моряков-балтийцев в Сосновом Бору. Сюда перенесли прах военных моряков, погибших в боях за Ленинград в 1941-1945 годах на островах Финского залива: Гогланд, Соммерс, Нерва, Большой и Малый Тютерс. Но это предстоит проверить в военкоматах и архивах.

Вторую половину дня решили посвятить подводному обследованию предполагаемого места гибели торпедного катера Д-3 № 22 подвозившего десантникам боеприпасы и радиостанцию. На берегу в скалах обнаружили стальные шпангоуты от катера. Один из них финны использовали для строительства своего дота в 1943 г. Обследуем подводную часть берега.

Прямо у скалистого берега начинаются глубокие расщелины глубиной 4-5 метров.

В них и удалось обнаружить части от катера: два гребных вала, остатки деревянной обшивки, россыпь скрюченных темно-желтых латунных шурупов и белых алюминиевых заклепок, гильзы от 45-мм пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК, гильзу от 20 мм. пушки ШВАК, патроны для пистолетов ТТ и винтовок Мосина.

Все находки помяты и поцарапаны об камни, валы погнуты.

Алексей вытаскивает на берег один из гребных валов катера.

Некоторые мелкие предметы найденный в мрачных расщелинах приходилось выковыривать из щелей импровизированной монтажкой. Штормами и льдом, даже на глубине, они как молотком забиты в щели под камнями.

Некоторые части катеров так и не удалось поднять на поверхность, так как их на глубине придавило огромными валунами в несколько обхватов. Страшная сила эти осенние и зимние шторма. Видимо все, что не попало в расщелины, утащено штормами на глубину.

Камень фигурирующий на архивных фотографиях.

Собственно вот и он на заднем плане. Сфотографирован с другой стороны.

Эх - надо в будущем проводить полноценную подводную экспедицию. Женя плывет к берегу с очередными мелкими частями катера: какие-то медные трубочки, стальные уголки, провода в свинцовой изоляции. Пытается выбраться на берег с экспонатами. Не тут-то было. Проклятые водоросли и легкое волнение мешают.

Забираем у него находки. Саша Скробач, изощренно ругаясь, держится рукой за локоть. Он уже два раза грохнулся на камни, пока выходил из воды. Фотографируем найденные артефакты. Делаем вывод, что это последний из трех погибших в 1942 г. у самого берега катеров.

У острова всего было потоплено 8 катеров в 1942 году (один типа МО, пять торпедных катеров типа Г-5, один торпедный катер типа Д-3 и один типа Ш-4) и 3 торпедных катера типа Г-5 осенью 1941 года. Большинство из них лежит до сих пор на дне у острова.

Под водой в расщелине торчит какая-то медная коробчатая труба.

Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

Хорошая боевая активность советской армии и флота в 1942 году наносили большой ущерб перевозкам стратегического сырья, войск и военных грузов Германии. Действия советских подводных лодок, торпедных катеров и морской авиации на вражеских сообщениях создали большое оперативное напряжение для всех сил и средств немецкого и финского военно-морских флотов на Балтике. Однако путь наших подводных лодок и надводных кораблей из Финского залива пролегал мимо Соммерса – маленького скалистого острова, который занимает важное положение, позволяя владеющей им стороне контролировать морские коммуникации между Ленинградом и центральной частью Балтийского моря.

В течение второй половины 1941 года на нём находился советский гарнизон, но затем в конце декабря, во время эвакуации советских войск с полуострова Ханко, остров был оставлен нашими подразделениями и вскоре там обосновались финны. Впрочем, долго усидеть на продуваемом всеми ветрами скалистом клочке земли им не удалось, и Соммерс перешёл в разряд «нейтральной полосы».
Но это продолжалось недолго: при овладении Гогландом и Большим Тютерсом остров заняли подразделения финской 22-й роты охраны побережья, они оборудовали пункт наблюдения и береговую батарею. Остров стал важным пунктом финско-немецкой системы противолодочной обороны в Финском заливе. Стоявшие белые ночи позволяли вражеским постам круглосуточно контролировать надводную обстановку. Финское командование реально оценивало возможность советского десанта, поэтому построило укрепления на острове.

Под общим руководством командира Кронштадтской военно-морской базы капитана 1-го ранга Г.И. Левченко был разработан план по захвату Соммерса, утверждённый Военным Советом Краснознамённого Балтийского флота.


(Обзорная карта боев для наглядности того где происходила десантная операция с 8-го по 11-е июля 1942 года.)

К сожалению, при разработке плана операции допустили ряд просчётов. Например, силы неприятеля оценивались всего в 60-70 солдат при двух-трёх орудиях. На самом деле финны располагали на Соммерсе гарнизоном в 92 человека при двенадцати орудиях (из них два 75-мм, превосходивших по мощности пушки советских катеров, три 45-мм и семь 20-мм зенитных автоматов), двух 81-мм миномётах, семи тяжёлых и пяти лёгких пулемётах.

Для захвата острова был выделен отряд в составе 256 человек с десятью станковыми пулемётами, то есть, имея значительный перевес над врагом в людях, десант заметно уступал ему в огневой мощи. Не удалось разведке вскрыть и систему обороны противника, включавшую четыре хорошо оборудованных опорных пункта. Не были учтены особенности побережья острова, что привело к трагедии – при высадке покинувшие катера хорошо вооружённые и экипированные бойцы под весом амуниции нередко тонули. Не было отработано и взаимодействие с авиацией, в результате чего налёт, который должен был подавить финскую оборону, только привёл к утрате фактора внезапности, а связь десантников и моряков с лётчиками вообще не предусматривалась.

5 июля 1942 года в Кронштадте Г.И. Левченко провёл тактическую игру. Командование операцией в море было возложено на командира бригады торпедных катеров капитана 2-го ранга В.А. Саламатина, отряд высадки возглавил капитан 2-го ранга К.А. Шилов, десантным отрядом командовал майор И.В. Пасько. Вопреки первоначальным указаниям, действовать решили не в трёх, а в четырёх пунктах. В соответствии с этим были сформированы четыре группы.
К исходу 7 июля все предназначенные для операции силы были полностью готовы и в 23 часа 33 минуты на Лавенсари началась посадка десанта, погрузка боезапаса и специального имущества.
В 0 часов 30 минут катера с десантом (четыре сторожевых катера, семь торпедных катеров) двинулись к Соммерсу. Их переход обеспечивался дозорами, а с 0 часов 35 минут – четырьмя истребителями. К часу ночи отряд прикрытия вышел в заданный район.

В это же время, с 0 часов 40 минут до 0 часов 59 минут 8 июля двенадцать бомбардировщиков ДБ-3 1-го гвардейского минно-торпедного полка под прикрытием истребителей с высоты 2300-4000 метров двумя волнами нанесли бомбовый удар по острову. Бомбили не слишком точно – из 120 сброшенных 100-кг бомб 37 упали в воду. Финский гарнизон ответил зенитным огнём. Затем последовали два налёта штурмовиков Ил-2, атаковавших с малых высот группами по три самолёта. Неизвестно какова была эффективность штурмовок, но огнём зенитных «Эрликонов» были повреждены два самолёта.

В 1 час 20 минут десантные группы развернулись и пошли к местам высадки. Море было относительно спокойным (волнение до 3 баллов), а видимость – просто отличной. На значительном удалении – 20-30 кабельтовых – финны обнаружили советские катера и открыли по ним ожесточённый огонь. Несмотря на это, первая группа подошла к берегу на расстояние 10-12 метров и начала высадку десанта, которая закончилась в течение всего пяти минут. Но при этом торпедный катер ТК-152 и морской охотник МО-110 получили повреждения.
Тяжело пришлось и второй группе. Приблизившись под обстрелом к берегу, моряки и десантники убедились, что из-за большого количества камней катера не могут подойти вплотную к береговым скалам, а глубина у берега составляла до 5-10 метров. Некоторым катерам приходилось это повторять по нескольку раз, под огнём пытаясь найти удобные для высадки места. При выгрузке радиостанции, её намочили, и работать она не могла. Командир десантного отряда сходить на берег в таких условиях отказался и был высажен на остров лишь в 4 часа 4 минуты по приказанию комиссара бригады торпедных катеров. Потери росли – на торпедном катере ТК-62 был повреждён корпус, а на МО-402 – надстройки, на нём погиб командир, а четыре члена команды получили ранения.

Третью группу встретил особенно интенсивный огонь. Подойти сразу к берегу не удалось, причём на торпедном катере ТК-121 заглохли моторы с муфтами, включенными на передний ход, и при заводе моторов он с хода сел на камни. Предпринятая после высадки десанта попытка спасти его оказалась неудачной и он остался на камнях. К счастью, удалось снять людей, а также документы и вооружение. Командир МО-413 из состава этой группы проявил нерешительность и высадил бойцов позже остальных, причём ему потребовался дополнительный приказ В.А. Саламатина.

Но в самом тяжёлом положении оказалась четвёртая группа. Её корабли не смогли подавить огневые точки противника, встретив сильный отпор. Командир принял решение – десантировать бойцов в пункте, предназначенном для третьей группы. Но когда катера с десантом стали обходить с запада, отстал повреждённый торпедный катер ТК-71. Ему пришлось высаживать десантников «абы куда». При отходе он был подожжён артиллерийским огнём и погиб, а его экипаж под непрекращающимся обстрелом перешёл на торпедный катер ТК-152. Досталось и торпедному катеру ТК-131 – погиб его командир, были убиты три и ранены четыре десантника.

Всего из принятых на борт отрядом высадки 256 воинов на остров попало 164 бойца, ещё 7 ранены на борту торпедного катера, а сторожевой катер МО-402 не высадил 15 человек. Остальные были убиты или утонули при высадке. Не удалось доставить на берег и часть пулемётов.
Реакция финнов оказалась очень быстрой и энергичной – сразу же после получения сообщения от гарнизона Соммерса ему на помощь были брошены все наличные силы: канонерские лодки «Уусимаа» и «Хямеенмаа», а также пять сторожевых катеров. Первой к месту боя прибыла «Уусимаа», которой удалось на пути к острову отбить атаку советских торпедных катеров. Затем подошли «Хямеенмаа» и сторожевые катера. В ходе боя с финскими канонерскими лодками погиб торпедный катер ТК-113 (командир – старший лейтенант А.И. Шумратов), атаковавший противника совместно с катером ТК-73. Примерно в 3 часа 18 минут от десантников, ведущих бой на Соммерсе, поступил условный сигнал, означавший: «Закрепился, прошу выслать второй эшелон». Однако в ответ на запрос Саламатина от Левченко с получасовым опозданием последовал ответ, что второй эшелон будет выслан после занятия острова. А на Соммерсе шёл ожесточённый бой.
Десантникам удалось захватить один из опорных пунктов – Итяпяя, все орудия которого были уничтожены, а из двадцати шести защитников лишь троим удалось пробиться к своим. Остальные были убиты или ранены.
Активно действовала авиация обеих сторон. Советские самолёты нанесли несколько ударов по позициям противника на острове и атаковали корабли и катера, при этом истребители отражали налёты финских самолётов, наносивших бомбоштурмовые удары по силам поддержки. В ходе одного из них торпедный катер ТК-33 из отряда прикрытия получил небольшие повреждения, а его командир был убит. Пострадали и два неприятельских катера и канонерская лодка.
В ходе боёв у Соммерса сообщения, стекавшиеся в штабы обеих сторон, содержали, как правило, сильно преувеличенную информацию о потерях противника, но для финнов, завышавших свои успехи в два раза, это не имело таких серьёзных последствий, как для советского командования. Ведь оно было уверено, что врагу наносится тяжёлый урон и его возможности продолжать борьбу уменьшаются. На самом же деле, хотя многие финские корабли и катера получили повреждения разной степени тяжести, ни один из них потоплен не был.

Капитан 1-го ранга Левченко, понимая, что бои развернулись куда более серьёзные, чем это предусматривалось планами, приказал канонерской лодке «Кама» выйти к Соммерсу. С Лавенсари для усиления ведших бои сил были отправлены четыре торпедных и пять сторожевых катеров. Противник тоже спешно направил дополнительные силы – отряд немецких тральщиков.

В утренние часы 8 июля активность сторон значительно снизилась, так как у советских катеров заканчивалось топливо, многие из них получили повреждения, а финские канонерские лодки, оказавшие огромную помощь гарнизону острова, расстреляли практически весь боезапас. Зато к месту сражения подошёл, первый из принявших в нём участие немецких кораблей – тральщик М18.Между кораблями завязался морской бой, в связи с чем советские корабли не смогли оказать никакой поддержки высаженному десанту. В 8 часов 48 минут советский флот понёс новую потерю: при подходе к восточной части Соммерса от попаданий снарядов загорелся и взорвался пытавшийся доставить десантникам боеприпасы торпедный катер ТК-22.
Финнам же к 11 часам 30 минутам в помощь своему гарнизону удалось перебросить на канонерской лодке «Турунмаа» и восьми катерах роту в составе 109 человек. Прибытие подкрепления окончательно изменило ситуацию, советский десант оказался в тяжелейшем положении. Теперь на стороне противника было не только огневое, но и численное превосходство. К тому же его канонерские лодки поддерживали свои войска огнём орудий среднего калибра, в то время как на советских катерах имелись лишь малокалиберные пушки.

Высланная же к Соммерсу «Кама» шла под проводкой катеров-тральщиков, скорость которых с поставленными тралами была очень малой. И хотя после полудня в бой вступила советская береговая батарея с Лавенсари, её огонь не корректировался и вряд ли принёс особую пользу десантникам. Подошедшая же «Кама» практически всю свою огневую мощь вынуждена была направить против финских кораблей.

В 14 часов 30 минут командир Островного сектора береговой обороны капитан 1-го ранга С.Д. Солоухин приказал начать посадку резерва в количестве 57 автоматчиков, погрузку радиостанции и продовольствия на торпедные катера ТК-11, ТК-30 и ТК-101. Около 16 часов они направились к Соммерсу и примерно через 45 минут под огнём финских кораблей подошли к его восточному берегу и начали высадку бойцов и выгрузку боеприпасов. При высадке под огнём врага погибли 13 человек. Правда, с берега удалось снять 23 раненых. От них стало известно, что на острове идет тяжёлый бой и необходимо подавить миномётную батарею врага. Но установить связь с десантом не удалось, так как, кроме раненых, на берегу не было других бойцов. Уже на отходе от финских береговых орудий получил попадание и взорвался торпедный катер ТК-31. Похоже, что к серьёзным боям на Соммерсе советское командование не готовилось и на Лавенсари не было частей, которые могли бы быть отправлены на помощь высаженным подразделениям без угрозы ослабления обороноспособности самой базы. Поэтому усилить десант своевременно не удалось, а потом было поздно – германские и финские самолёты, корабли, катера и орудия гарнизона острова сделали доставку подкреплений, снабжение, вывоз раненых, а затем и эвакуацию оставшихся в живых бойцов невозможными.

К вечеру 8 июля вместо канонерской лодки «Кама», на которой вышли из строя оба орудия главного калибра, в сражение вступили сторожевой корабль «Буря» и базовые тральщики Т-205 «Гафель» и Т-207 «Шпиль». Но их помощь явно запоздала. К этому времени к Соммерсу подошли финские минные заградители «Риилахти» и «Роутсинсалми» и немецкие корабли – плавбатарея «Ост», плавбаза «Неттельбек» и тральщик М37, сменивший М18, который пострадал от налётов советской авиации. Тральщик М37 принял участие в вечернем обстреле позиций советских десантников. С него на берег был отправлен сформированный на корабле ударный отряд из десяти человек, а также несколько ящиков с ручными гранатами, в которых у гарнизона возникла нужда.

В ночь на 9 июля советское командование предприняло последнюю попытку исправить положение. В атаку на неприятельские корабли были брошены торпедные катера, выводившиеся сторожевым кораблём «Буря» совместно с тральщиком Т-207. Трём катерам удалось выпустить по одной торпеде, но они не достигли целей, а два катера были подбиты. Попытка доставить на остров боеприпасы на трёх сторожевых катерах также закончилась плачевно. От попадания снаряда взорвался и погиб со всеми находившимися на борту, в том числе с командиром отряда высадки капитаном 2-го ранга К.А. Шиловым, морской охотник МО-306. И хотя весь день продолжались перестрелки между кораблями противников, положение десанта на острове стало безнадёжным.

9 июля в 12 часов 30 минут командир Островного сектора береговой обороны радиограммой доложил командующему Краснознамённым Балтийским флотом вице-адмиралу Трибуцу и командиру главной базы капитану 1-го ранга Левченко об обстановке в районе островов Лавенсари и Соммерс. В донесении говорилось, что для продолжения операции сил и средств не имеется, а на самом Соммерсе с 0 часов 9 июля боевых действий не наблюдается. В 19 часов 20 минут Г.И. Левченко получил новое сообщение, где, в частности, говорилось: «...Никакого движения на острове не обнаружено. При обнаружении десанта буду продолжать операцию по захвату» .

Весь день 10 июля в районе острова шли морские бои и удары авиации по кораблям, с нашей стороны погибли торпедные катера ТК-83 и ТК-123. Попытки высадки на остров разведгрупп окончились безрезультатно. В ночь на 11 июля операция была прекращена, все советские корабли были возвращены на базу.

Недостаток сил и отсутствие необходимого опыта не позволили добиться успеха. Десант погиб. Спасённых, кроме 23 раненых, эвакуированных вечером 8 июля, не было. В ходе операции были потоплены семь советских торпедных катеров и катер «малый охотник», повреждены базовый тральщик, десять торпедных, пять сторожевых, пять иных катеров. Канонерская лодка «Кама» вышла из строя из-за технических неисправностей.
Остров Соммерс остался в руках противника. Вокруг него финнами и немцами спешно были установлены сильные минные заграждения. Остров оставался в руках финнов вплоть до выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года, представляя собой, серьёзное препятствие для сил Балтийского флота.

Рано утром, во второй день нашего "круиза" по "экзотическим" островам Финского залива мы отправились на остров Соммерс. В отличие от Мощного и Гогланда, это остров небольшой, каменистый с минимумом растительности и множеством живописных скалистых бухт.

На острове тоже есть маяк, но работает он в автоматическом режиме, - то есть смотрителя при нем нет, а обслуживанием и ремонтом оборудования как раз и занимается Гидрографическая служба, на судне которой мы и совершали наш "круиз". Рядом с маяком находится радиотехническая вышка, построенная в 2005 г. На ней установлено дорогущее оборудование для наблюдения за судами, находящимися во всей акватории Финского залива, несущее погранично-охранные функции. На вышке стоят датчики движения, реагирующие на приближение к ней ближе, чем на 30 метров, и посылающие моментальный сигнал на диспетчерские пункты С-Петербурга и Петергофа, а также пограничникам. В общем, враг не пройдет и границы Российской Федерации под надежной охраной!

Остров Соммерс отошел к России по Ништадтскому миру в 1721 г, а в 1723 г был пожалован Петром I своему шуту Яну Лакосте. Но после смерти царя, его шут не смог доказать свои права на остров (в жалованной грамоте вместо печати был приложен рубль), и Соммерс отошел в казну.

Маяк на острове был построен еще в 1808 г и модернизирован в 1866 г. Маяк разрушен в годы Второй Мировой войны, и в 1945 г построен заново.

Имеется на острове и недавно заброшенная пограничная застава с весьма приличной учебной базой




В декабре 1941 г советский гарнизон с острова был экакуирован, и Соммерс вскоре заняли финны. Остров они хорошо укрепили, устроили там наблюдательный пункт, построили ряд долговременных огневых точек и береговую батарею на орудия калибра 75 и 45 мм. ДОТы и орудийные дворики неплохо сохранились до наших дней.



Летом 1942 г командование Краснознаменным Балтийским Флотом решило отбить остров у финнов, высадив на него десант. Операцию готовил командир Кронштадтской военно-морской базы капитан I ранга И.Левченко (бывший вице-адмирал, разжалованный в капитаны за провал десантной операции в Керчи).

И вот из маневренной базы Балтийского флота на острове Lavensaari (Мощный) в ночь на 8 июля 1942 г вышло 4 сторожевых и 7 торпедных катеров. При поддержке с воздуха десант начал высадку на Соммерс около часа ночи. Но подойти вплотную к острову кораблям не было возможности, -

десантники начали высадку вплавь, финны открыли по ним огонь, обнаружив десант при свете летней белой ночи. В ходе обстрела около 70 десантников утонуло, не доплыв до острова. Финны выслали гарнизону острова подкрепление в виде двух канонерских лодок и авиации. Возле острова завязался морской и воздушный бой. Доплывшие до берега десантники штурмовали обрывистые скалы Соммерса под огнем финских ДОТов и батарей. Руководитель операции И.Левченко, получив сообщение о высадке десанта на остров, отказался выслать второй эшелон десанта до полного взятия острова. Вместо помощи десантникам, достигшим острова, он послал подкрепление в виде 4 торпедных и 5 сторожевых катеров и канонерской лодки "Кама". Но штурмующим финские укрепления бойцам это не помогло, - подойдя к Соммерсу, суда КБФ вступили в бой с отрядом немецких тральщиков, пришедших на помощь финнам. К вечеру обе стороны подтянули к острову подкрепления в виде судов с пехотой на борту. Корабли и авиация КБФ сразу вступали в бой с судами и самолетами противника и никак не влияли на происходящее на острове. Но все-таки 57 автоматчикам удалось вплавь добраться до острова. При штурме укрепленных скал 13 из них сразу были убиты. Немцам тоже удалось высадить на остров пару десятков бойцов. Под огнем финских ДОТов советские десантники гибли десятками. Бой на острове Соммерс и вокруг него продолжался до полудня 10 июля. Советский десант был уничтожен.

За двое суток было потоплено 7 советских торпедных катеров и один "малый охотник", повреждены 10 торпедных и 10 сторожевых катеров и один базовый тральщик. Финско-немецкий флот имел небольшие потери, а данные о потерях в живой силе очень сильно разнятся. Из десанта, достигшего Соммерса, выжил лишь один человек. Операция Балтийского флота закончилась ничем, - остров остался у финнов и был освобожден советскими моряками лишь в 1944 г

Бухты вокруг Соммерса усеяны костями советских моряков и обломками немецкой, финской и советской техники. Здесь раздолье для дайверов - любителей военной истории. Найденные ими артефакты последней войны пополнили коллекции многих военных музеев Северо-Западного региона России.
Мы "штурмовали" остров по обрывистым скалам, рискуя свернуть себе шею и плохо представляя, как можно такой штурм осуществить под ураганным пулеметным и артиллерийским огнем противника.

Честь и слава советским морякам-десантникам, павшим смертью храбрых на острове Соммерс по причине глупости и недальновидности командования Балтийским флотом!

Продолжение следует...