Почему затонул Титаник? Добавить свою цену в базу Комментарий. Гибель «Титаника»: хроника катастрофы, версии Состав экипажа и пассажиров

Широта: 55.75, Долгота: 37.62 Часовой пояс: Europe/Moscow (UTC+02:30) Расчет фазы Луны на 1.04.1912 (12:00) Чтобы рассчитать фазу Луны для Вашего города зарегистрируйтесь или войдите .

Характеристики Луны на 15 апреля 1912 года

На дату 15.04.1912 в 12:00 Луна находится в фазе «Убывающая Луна» . Это 28 лунный день в лунном календаре. Луна в знаке зодиака Рыбы ♓ . Процент освещенности Луны составляет 5%. Восход Луны в 04:39, а закат в 16:32.

Хронология лунных дней

  • 27 лунный день c 04:33 14.04.1912 по 04:39 15.04.1912
  • 28 лунный день c 04:39 15.04.1912 и до следующего дня

Влияние луны 15 апреля 1912

Луна в знаке зодиака Рыбы (±)

Луна в знаке Рыбы . Способности к умственной концентрации несколько ослаблены, воображение то и дело стремится увлечь наше сознание в мир иллюзий, поэтому любые требующие конкретики дела с трудом находят свое воплощение в реальности.

Лучше потратить это время на активный отдых, увлекательное путешествие или посвятить себя искусству. Правда, юридические вопросы или дела, связанные с вложением денег, идут без особых осложнений.

28 лунный день (+ )

15 апреля 1912 года в 12:00 - 28 лунный день . Благоприятный день для любых «земных» дел: от приобретения нового автомобиля до ремонта квартиры. Возможно появление некоторых (не особенно важных) проблем, связанных с ослаблением здоровья. Полезно прислушаться к советам партнеров - это пойдет на пользу и позволит избежать неприятностей.

Убывающая Луна (+ )

Луна находится в фазе Убывающая Луна . Четвертая лунная фаза - последняя фаза лунного месяца. Период четвертой четверти, который завершается новолунием. Для данного периода свойственна неторопливость, мягкость, некая вялость. Это время довольно пассивно.

Силы и энергия в данное время стремительно идут на убыль. В следствии этого в четвертую лунную фазу рекомендовано оканчивать дела, а также управлять текущими. Свежие мысли и идеи следует отодвинуть на начало последующего лунного месяца. Оптимальное время для подведения итогов.

В четвертую лунную фазу общая активность уменьшается. В данный период целесообразно уменьшить физические и психические нагрузки. Рекомендовано сторониться конфликтов, как в делах бизнеса, так и в личных отношениях. Типично повышение вероятности ссор и расставаний.

Люди в этот период крайне чувствительны, впечатлительны, в большой степени склонны к обидам. Это состояние отражается и в сфере бизнеса. Поэтому в деловой сфере значительные встречи желательно приостановить до следующей фазы лунного месяца.

Влияние дня недели (±)

День недели - понедельник , этим днем управляет «ночное Солнце» - Луна. Его называют тяжелым днем совсем не потому, что он следует сразу за вольготными выходными. В этот день нас захлестывают эмоции. Поэтому удачи чередуются с неудачами, успехи - с поражениями. Все становится ненадежным, относительным. Вплоть до того, что верные друзья могут подвести вас, а недруги... помочь.

В понедельник астрологи советуют во всем полагаться только на свою интуицию, так как доводы рассудка в этот день не действуют. Деловые договоренности, заключенные в этот день, как и сердечные победы, уже завтра могут обернуться зыбкой неопределенностью.

Однако все ловушки и препятствия понедельника могут обойти те, кто «сердцем чует», что надо сделать. Доверяющие своей интуиции, как правило, в этот день добиваются успеха.

А те, кто отложил на понедельник какие-то важные дела, вынуждены потом все переделывать, так как разум над понедельником не властен.

Крушение пассажирского лайнера «Титаник», во время которого погибли 1517 из 2229 пассажиров и членов экипажа (официальные данные немного разнятся), стало одной из самых масштабных морских катастроф мирного времени. 712 выживших пассажиров «Титаника» подобрало спасательное судно «Карпатия».

Лишь немногие катастрофы вызывали подобный резонанс и имели столь сильное влияние на общественное сознание. Катастрофа изменила отношение к социальной несправедливости, повлияла на правила осуществления пассажирских перевозок в Атлантическом океане, способствовала ужесточению требований к наличию достаточного количества спасательных шлюпок на борту пассажирских судов и привела к созданию Международной ледовой службы.

14 апреля 2016 года исполняется 104 года со дня катастрофы «Титаника», который стал одним из самых знаменитых кораблей в истории. Теме крушения «Титаника» посвящено множество книг и фильмов, выставок и мемориалов.

Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, в свой первый и последний рейс 10 апреля 1912 года. Перед тем как отправиться в Нью-Йорк, «Титаник» зашел в Шербур (Франция) и Квинстаун (Ирландия). Через четыре дня пути, 14 апреля 1912 года, в 23:40 по местному времени лайнер столкнулся с айсбергом в 603 километрах к югу от Ньюфаундленда.

В 2:20 «Титаник» разломился на две части и затонул. В то время на его борту находилось около тысячи человек. Люди, которые оказались в ледяной воде, вскоре умерли от гипотермии. (Frank O. Braynard Collection)

Пассажирский лайнер «Титаник» отбывает в свой первый и последний рейс в Нью-Йорк из Квинстауна, Ирландия, 1912 год. На борту лайнера находились самые богатые люди того времени: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм и Исидор Штраус, а также более тысячи эмигрантов из Ирландии, Скандинавии и других стран, которые собирались начать новую жизнь в Америке.

Катастрофа повергла в шок весь мир. Расследование причин крушения «Титаника», которое началось через несколько дней после катастрофы, способствовало значительному усовершенствованию системы безопасности судоходства. (United Press International)

Рабочие покидают судостроительную верфь «Харленд энд Вулф» в Белфасте, где в период с 1909 по 1911 год был построен «Титаник». На момент спуска на воду «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским лайнером в мире. На этом снимке 1911 года «Титаник» находится на заднем плане.

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год. Лайнер был спроектирован и построен по последнему слову техники и служил воплощением роскоши и комфорта. На его борту находился спортзал, бассейн, библиотеки, рестораны высокого класса и роскошные каюты.

Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год. Более 90% пассажиров второго класса составляли мужчины, которые остались на борту тонущего лайнера, так как первыми в спасательные шлюпки садились женщины и дети.

«Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, 10 апреля 1912 года. Некоторые специалисты считают, что причиной катастрофы «Титаника» стало низкое качество заклепок корпуса, которые использовались при строительстве лайнера.

Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит, управлявший крупнейшим лайнером своего времени. Длина «Титаника» составляла 269,1 метра, ширина — 28,19 метра, водоизмещение — более 52 тысяч тонн.

Высота лайнера от киля до вершины дымовых труб составляла 53,3 метра, 10,5 из которых находились ниже ватерлинии. «Титаник» был выше большинства городских зданий того времени.

Недатированный снимок первого помощника капитана «Титаника» Уильяма Макмастера Мэрдока, которого почитают как героя на родине, в шотландском городе Долбитти. Однако же в фильме «Титаник», получившем множество премий «Оскар», персонаж Мэрдока предстает трусом и убийцей.

На церемонии, посвященной 86-й годовщине гибели «Титаника», исполнительный вице-президент кинокомпании 20th Century Fox Скотт Нисон вручил школе города Долбитти чек на сумму 8 тысяч долларов США, чтобы принести извинения родственникам офицера.

Предположительно, айсберг, с которым 14 апреля 1912 года столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта судна-кабелеукладчика Mackay Bennett, которым управлял капитан Декартерет.

Судно Mackay Bennett одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана Декартерета, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

Пассажиры и некоторые члены экипажа эвакуировались в спасательных шлюпках, многие из которых отплывали заполненными лишь частично. Эта фотография спасательных шлюпок, приближающихся к судну «Карпатия», была сделана пассажиром «Карпатиии» Луисом М. Огденом.

Снимок был представлен на выставке документов, имеющих отношение к катастрофе «Титаника», которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

Этот снимок также экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче.

Хотя на «Титанике» были продвинутые меры безопасности, такие как водонепроницаемые отсеки и водонепроницаемые двери с дистанционным управлением, на корабле не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров.

Лодок хватало только на 1178 человек — это лишь треть всех пассажиров и экипажа. На этом фото вы видите спасение пассажиров с «Титаника».

Репортеры берут интервью у пассажиров затонувшего «Титаника», которые сошли на берег с борта спасательного судна «Карпатия», 17 мая 1912 года.

Семилетняя Ева Харт со своим отцом Бенджамином и матерью Эстер, 1912 год. Ева и ее мать спаслись с тонущего «Титаника», но ее отец погиб во время крушения британского лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года.

Люди стоят на улице, ожидая прибытия судна «Карпатия».

Огромная толпа людей собралась возле конторы пароходной компании White Star Line на Бродвее в Нью-Йорке, чтобы узнать последние новости о крушении лайнера «Титаник», 14 апреля 1912 года.

Люди читают сводки возле конторы газеты The Sun в Нью-Йорке после крушения «Титаника».

В двух посланиях, которые были отправлены из Америки страховщикам Lloyds of London в Лондон, ошибочно утверждалось, что другие суда, в том числе «Вирджиния», находились поблизости и оказывали помощь во время катастрофы «Титаника».

Эти лоты будут проданы с молотка на аукционе «Кристис» в Лондоне в мае 2012 года.

Выжившие пассажиры «Титаника» Лаура Франкателли и ее наниматели леди Люси Дафф-Гордон и сэр Космо Дафф-Гордон стоят на борту спасательного судна «Карпатия». Франкателли рассказала, что слышала ужасный грохот, а затем — крики о помощи, когда ее лодка отплывала от тонущего океанского лайнера «Титаник» в ту трагическую ночь в 1912 году.

Пассажирский лайнер «Титаник» незадолго до отправления в свой первый и последний рейс, 1912 год.

На фото, обнародованном аукционным домом Henry Aldridge & Son/Ho в Уилтшире, Великобритания, 18 апреля 2008 года, запечатлен крайне редкий артефакт — пассажирский билет на «Титаник».

Экспонат, завещанный Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия, Уолтером Лордом, — телеграмма Маркони. Мисс Эдит Рассел (журналистка и выжившая с «Титаника») писала в журнал Women’s Wear Daily: «Спаслась на “Карпатии”, сообщите матери». «Карпатия», 18 апреля 1912 года.

Обеденное меню ресторана на борту «Титаника», подписанное выжившими пассажирами. Уолтер Лорд завещал этот документ Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Нос затонувшего «Титаника», 1999 год.

Один из винтов пассажирского лайнера «Титаник». Снимок был сделан во время экспедиции на место кораблекрушения 12 сентября 2008 года. Пять тысяч артефактов будут проданы на аукционе, который состоится 11 апреля 2012 года, почти через 100 лет после катастрофы «Титаника».

Правый борт носовой части «Титаника». Этот снимок был обнародован Океанографическим институтом Вудса Хоула 28 августа 2010 года.

Часть борта «Титаника», цепи и дополнительный якорный буй. Доктор Роберт Боллард, который нашел обломки «Титаника» почти 20 лет назад, вернулся на место трагедии, чтобы посмотреть на ущерб, причиненный кораблю и его сокровищам мародерами и искателями легкого обогащения.

Огромный винт затонувшего «Титаника» лежит на дне Атлантического океана. Снимок не датирован. Первые туристы, которые посетили место кораблекрушения в сентябре 1998 года, увидели винт и другие части знаменитого лайнера.

Этот 17-тонный фрагмент корпуса «Титаника» был поднят на поверхность во время экспедиции на место кораблекрушения в 1998 году.

17-тонный фрагмент пассажирского лайнера «Титаник», который был поднят со дна океана во время экспедиции на место кораблекрушения, 22 июля 2009 года. 11 апреля 2012 года этот экспонат будет продан на аукционе вместе с 5 тысячами других артефактов.

Золотые карманные часы Waltham American — личная вещь Карла Асплунда — на фоне картины «Титаника», нарисованной Си Джем Эшфордом. Часы нашли на теле Карла Асплунда, затонувшего вместе с «Титаником».

Деньги с «Титаника». Владелец одной из самых богатых коллекций вещей, найденных на «Титанике», выставил ее на аукцион в 2012 году — в год 100-летия со дня крушения знаменитого лайнера.

Фотографии Феликса Асплунда, Сельмы и Карла Асплунда и Лиллиан Асплунд в Девизесе, Уилтшир, Англия. Эти фото — часть коллекции вещей Лиллиан Асплунд, имеющих отношение к «Титанику».

Лиллиан было 5 лет в апреле 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого путешествия. Девочка спаслась, но ее отец и трое братьев и сестер были среди тех 1514 человек, которые погибли.

Артефакты, найденные на месте крушения «Титаника», экспонируются на выставке TITANIC The Artifact Exhibit в Калифорнийском научном центре: бинокль, расческа, посуда и треснувшая лампа накаливания. 6 февраля 2003 года.

Очки, найденные среди обломков «Титаника». Полная коллекция найденных на месте крушения «Титаника» артефактов будет выставлена на аукционе в апреле 2012 года — через 100 лет после трагедии.

Золотая ложка с «Титаника».

Хронометр с капитанского мостика «Титаника» выставлен в Научном музее в Лондоне. Это один из более 200 предметов, поднятых со дна океана в том месте, где затонул «Титаник».
Посетители выставки в музее могут пройти всю историю знаменитого лайнера в хронологическом порядке — от чертежей для его строительства до момента гибели после столкновения с айсбергом.

Прибор для измерения скорости «Титаника» и лампа Gimbal — одни из артефактов, представленных в музее в Нью-Йорке.

Представленные в нью-йоркском музее предметы с затонувшего «Титаника».

Чашка и карманные часы — одни из многих предметов, найденных на «Титанике», а также пуговица с флагом компании White Star Line и небольшой иллюминатор.

Эти ложки с «Титаника» — часть выставки в музее Южного Норуолка, штат Коннектикут.

Позолоченная сумочка — один из предметов с «Титаника».

Номер журнала National Geographic за апрель 2012 года и его онлайн-версия для iPad, где можно увидеть новые фотографии с затонувшего лайнера, который до сих пор покоится на дне океана на глубине 3784 м. Мало какие катастрофы так затронули общество, причем так надолго, как гибель «Титаника».

Корма «Титаника» с двумя торчащими из грязи и песка пропеллерами покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носа корабля.

Первый полный снимок легендарных обломков. Мозаика фото состоит из 1500 снимков высокого разрешения, сделанных с помощью сонарных исследований.

Правый борт корабля. Первым на дно океана опустился нос «Титаника», так что передняя его часть зарылась в песок, навсегда закрыв смертельные раны, оставленные айсбергом.

Изуродованная корма в профиль.

Корма «Титаника», вид сверху. Это сплетение металла представляет собой загадку для ученых. Как сказал один из них: «Если вы расшифруете это, вы полюбите Пикассо».

Через трещину в корме видны два двигателя «Титаника». Эти огромные сооружения, покрытые ржавчиной, когда-то приводили в движение самый большой на то время лайнер в мире.

Ровно девяносто семь лет назад, в холодную ночь с четырнадцатого на пятнадцатое апреля, посреди Атлантического океана произошла самая известная морская катастрофа за всю историю человечества. Корабль компании «Уайт Стар Лайн», носящий гордое название «Титанический», погибнув в середине своего первого рейса и унеся с собой тысячу пятьсот четыре человеческих жизни, обречен был стать известнейшим в мире судном.

Почему же затонул самый совершенный корабль той эпохи – корабль, считавшийся совершенно непотопляемым? Без малого сотню лет деятельный человеческий ум строит версии катастрофы, благо в загадках тут недостатка нет. Я с самого детства интересуюсь этой историей – сейчас уже, наверное, и не вспомнить, с чего все началось. О самых известных версиях трагедии сегодня я и хочу вам рассказать.

Версия первая. Теория заговора

«Олимпик и Титаник: самые большие пароходы в мире»

Мало кто знает, что у «Титаника» был брат-близнец – корабль «Олимпик», точная его копия, также принадлежавший компании «Уайт Стар Лайн». Как же так, может удивиться читатель, ведь «Титаник» считался уникальным кораблем, самым большим судном той эпохи, а теперь оказывается, что был еще один корабль, не уступающий ему размерами? Нет, «Титаник» действительно был длиннее своего близнеца. На два дюйма. Только представьте – на длину спичечного коробка! – но все-таки длиннее. Другое дело, что заметить эти дюймы невооруженным глазом (да и вооруженным, пожалуй, тоже) было практически невозможно, так что сторонний человек, взглянув на стоящих борт о борт близнецов, не смог бы сказать, кто из них кто.

«Олимпик» был на год старше своего брата (так что корректней будет именно «Титаник» назвать его копией), и не намного его удачливей. Наверное, следовало написать что-то вроде «с самого начала над каждым из кораблей витал злой рок», но об этом чуть позднее: разумеется, величайшая морская катастрофа не могла не обрасти мистическими слухами. Я расскажу о них потом, а пока не будем забегать вперед. Близнецы: «Титаник» (справа) и «Олимпик»

Ну, рок, не рок, а судьба «Олимпика» и в самом деле была полна неприятностей. Началась его карьера с того, что во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно вроде бы даже не было застраховано. Ходят слухи, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, да страховые компании отказались иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально. Так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе. А теперь – внимание! Посмотрите на фотографию слева – это чуть ли не единственный существующий снимок, на котором запечатлены «Титаник» и «Олимпик», стоящие рядом бок о бок. Сделан он как раз в Белфасте. Заключительная оснастка «Титаника»
на верфи в Белфасте

Почему бы не предположить, сказали некоторые исследователи, что компания «Уайт Стар Лайн» решила провернуть грандиозную махинацию. Подлатать на скорую руку старый «Олимпик» и… выдать его за новый «Титаник»! Технически это было бы совсем не сложно: поменять местами таблички с названиями судов, да еще предметы интерьера, на которых нанесена монограмма кораблей – например, столовые приборы (у «Олимпика» с «Титаником» были, конечно, и некоторые конструктивные различия – ну да кто о них знает?). Затем «Олимпик» под видом нового, престижного, широко разрекламированного (и, разумеется, честь по чести застрахованного) «Титаника» отправится в путешествие через Атлантику, где столкнется (совершенно случайно, разумеется) с айсбергом (благо, недостатка в них в это время года не было). Конечно, топить лайнер никто не собирался – да никто и не верил, что какой-то айсберг способен отправить на дно самое надежное судно в мире. Планировалось устроить небольшое столкновение, после которого корабль не спеша доберется до Нью-Йорка, а его владельцы получат кругленькую страховую сумму, которая придется компании ой как кстати.

В пользу этой версии говорит странное поведение капитана корабля, Эдварда Смита. Почему такой бывалый, опытный морской волк столь небрежно отнесся к безопасности своего судна? Почему он упорно игнорировал поступающие от других кораблей сообщения о дрейфующих айсбергах, и даже сам, кажется, направлял лайнер по курсу, на котором легче всего встретить ледяную гору? Для чего же он делал это, если не для того, чтобы осуществить план «Уайт Стар»? Лично мне кажется, что именно для этого, вот только… план был совсем другой. Но об этом позже. Винт «Титаника». На этом фото, правда, номера не разглядеть.

Опровергнуть теорию заговора оказалось совсем непросто, тем более что «Уайт Стар» лезла из кожи вон, чтобы спасти свою репутацию: всячески искажала информацию о катастрофе, подкупала свидетелей и так далее. Собственно, убедительные аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам затонувший лайнер (а произошло это лишь спустя семьдесят три года – останки корабля были обнаружены экспедицией Роберта Балларда в сентябре восемьдесят пятого). Так вот, участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему кораблю, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника» – 401 (у его старшего брата номер был ровно 400). Сторонники теории заговора утверждают, правда, что «Олимпик» повредил свой винт после столкновения с крейсером «Хоук», и «Уайт Стар» заменила его винтом с недостроенного тогда еще «Титаника». Но номер 401 находят и на других деталях затонувшего корабля, так что обвинение в спланированной катастрофе с «Уайт Стар Лайн» можно снять. Гораздо более правдоподобной выглядит следующая теория – о ней мы сейчас и поговорим.

Джон Пирпонт Морган А знаете ли вы, что...

Одним из аргументов в пользу теории заговора был тот факт, что промышленник Джон Морган, один из владельцев «Титаника», должен был совершить плавание на борту своего корабля, но за сутки до выхода судна из порта аннулировал билет.

А еще говорят (вот и началась мистика), что магната отговорил ехать наделенный даром предвидения Никола Тесла, разработки которого финансировал Морган.

Вторая версия. Погоня за голубой лентой

Все началось давным-давно, когда между Англией и Америкой установилось регулярное морское сообщение, а, значит, и начала разгораться конкуренция между судовладельческими компаниями. Чем быстрее судно пересекало Атлантику, тем большей популярностью оно пользовалось. В 1840 году компанией «Кунард» был придуман приз для судов, установивших рекорд скорости: теперь корабль, пересекающий Атлантический океан быстрее всех своих предшественников, получал в награду «Голубую ленту Атлантики».

Собственно, никакого материального приза не существовало. Победитель не получал денежной премии, капитану не вручался памятный кубок, который можно поставить на видное место в кают-компании. Но корабль приобретал нечто большее – бесценный престиж, который не добудешь иными средствами. Кроме почёта в морских кругах (а, значит, и известности, и популярности), обладатель премии получал контракт на перевозку почты (в том числе и дипломатической) между Америкой и Европой, а это весьма доходная статья судоходства. Да и вообще – смотрите сами: если вы богатый бизнесмен, может быть, даже миллионер, на каком корабле вы предпочтете путешествовать? Разве не на самом престижном и самом быстроходном?

На момент выхода «Титаника» из Саутгемптона «Голубой лентой» владела «Мавритания» – судно, принадлежавшее главному конкуренту «Уайт Стар». Естественно, мириться с этим было нельзя, и «Уайт Стар» решила делать ставку на своего фаворита. Завоевание «Голубой ленты» «Титаником» стало бы триумфом этой корпорации, позволяющим поправить ее пошатнувшееся положение: у кавалера Ленты Всея Атлантики обычно было в четыре раза больше пассажиров, чем у иных подобных кораблей.

Из-за угрозы столкновения с плавучими льдами предписанный маршрут «Титаника» (да и любого другого судна, следующего тем же курсом) пролегал не по прямой, а делал небольшой крюк, огибая опасный океанский участок, где дрейфует большинство айсбергов. Разумеется, этот маневр удлиняет дорогу. Вот почему может показаться, что капитан Смит вел свой корабль прямо в скопище айсбергов – ему просто нужно было срезать путь и во что бы то ни стало добыть «Голубую ленту». Именно поэтому «Титаник» шел на всех парах и не снизил скорости даже после того, как получил с других судов несколько радиограмм-предупреждений о ледовой опасности. Пусть беспокоятся другие корабли – а «Титанику» страшиться нечего. В «вороньем гнезде» – специальной наблюдательной площадке на передней мачте – находятся два впередсмотрящих, которые в случае опасности смогут в мгновение ока сообщить о ней на капитанский мостик с помощью телефонной связи: «Титаник» оборудован по последнему слову техники. А если столкновение и произойдет, что ж, это значит только лишь, что рекорд будет установлен в другой раз. Опасности для корабля айсберги не представляют – ведь известно, что «Титаник» совершенно непотопляем. Его трюм разделен на шестнадцать водонепроницаемых отсеков, так что если вдруг он и получит пробоину (чего, конечно, быть не может), то водой заполнится лишь один из отсеков, и судно спокойно продолжит свой путь. Что один – лайнер не потонет, даже если будет заполнено четыре отсека! А такие повреждения корабль может получить лишь на войне.

Что ж, не зря гордыня – один из смертных грехов. Она сыграла с «Титаником» злую шутку: айсберг повредил пять отсеков – на один больше, чем было допустимо. Поднятый со дна кусок обшивки «Титаника»

Но как же лед смог проломить сталь корабельной обшивки? В середине девяностых кусок обшивки «Титаника» был поднят на поверхность и подвергнут тесту на хрупкость: лист металла, закрепленный в зажимах, должен был выдержать удар тридцатикилограммового маятника. Для сравнения был испытан также кусок стали, используемый в судостроении сегодня. Перед экспериментом оба образца были помещены в спиртовую ванну с температурой чуть больше градуса – именно такой была океанская вода в ту роковую ночь. Современный металл вышел из испытания с честью: под ударом молота он прогнулся, но остался цел. Поднятый же со дна раскололся на две части. Может быть, он стал таким хрупким, пролежав восемьдесят лет на дне океана? Исследователям удалось добыть на белфастской судоверфи, где строился «Титаник», образец стали тех лет. Тест на прочность он перенес ничуть не лучше своего собрата. Заключение экспертов гласило: сталь, использованная в конструкции «Титаника», была очень низкого качества, с большой примесью серы, что делало ее хрупкой при низких температурах. Увы, в начале двадцатого века уровень развития металлургии был далек от сегодняшнего. Если бы обшивка лайнера была выполнена из высококачественной стали, корпус от удара просто прогнулся бы внутрь, и трагедии удалось бы избежать.

Американская пресса о гибели «Титаника» А знаете ли вы, что...

В интернете можно найти не только западные газеты того времени (см. фото справа), но и дореволюционные российские издания, где сообщалось о крушении в Атлантическом океане. Странное чувство возникает, когда читаешь эти сухие строки – для людей того времени «Титаник» еще не стал легендой…

Къ гибели "Титаника".

ЛОНДОНЪ. Занятія комиссіи по разслѣдованию обстоятельствъ гибели "Титаника" были открыты представителемъ вѣдомства торговли Айзэксомъ, который указалъ, что съ момента выхода своего въ море "Титаникъ" шелъ со скоростью 21 узла въ часъ, причемъ скорость эта не была уменьшена до самого момента столкновенія съ ледяной горой, несмотря на полученныя предупрежденія о движущихся льдахъ. При разслѣдованіи будетъ обращено особое вниманіе на недостаточное количество спасательныхъ лодокъ на суднѣ и на устройство водонепроницаемыхъ переборокъ.
* * * * *

А вот издание «Искры», как и положено «художественно-литературному журналу», описывает ситуацию в лучших традициях желтой прессы:

Гибель "Титаника".

Русская пресса о гибели «Титаника» 1 апр., въ 10 ч. 25 м. п., настоящiй пловучiй городъ-величайшiй въ мирѣ, роскошный девятиэтажный пароходъ "Титаникъ" (длина ¼ версты (126 саж.), водоизмѣщенiе 66.000 тоннъ, стоимостью въ 20.000.000 руб., съ машинами въ 55.000 лош. силъ, развивающими скорость до 38 верстъ въ часъ) на пути въ Нью-Йоркъ, имѣея на борту 2.700 человѣкъ, на полномъ ходу налетѣлъ на пловучiе льды. Въ полночь съ "Титаника" по безпроволочному телеграфу сообщили: "Гибнемъ".

На палубѣ гибнущаго парохода разыгрывались потрясающiя сцены. Пассажиры-миллiонеры (ихъ было 7, с общей суммой состоянiя въ 3 миллiарда) предлагали баснословныя суммы за мѣста въ спасательныхъ лодкахъ. Изъ-за этихъ местъ люди дрались, сталкивали другъ друга въ воду, веслами разбивали головы...

Погибло 1.410 человѣкъ.

На борту "Титаника" погибъ Вильямъ Стэдъ. Убѣжденный журналистъ, съ безмѣрной вѣрой въ силу печатного слова, Стэдъ разоблачилъ ужасы разврата аристократическаго Лондона, его притоновъ, торговли дѣтьми, энергично ратовалъ за прекращенiе англо-бурской войны, за сближенiе съ Россiей. Въ 1905 г. Стэдъ прiѣзжалъ въ Россiю съ цѣлью примирить русское общество съ правительствомъ.

Третья версия. Пожар в трюме

Двадцатого сентября 1987 года французское телевидение поведало миру сенсационную новость: причиной гибели «Титаника», оказывается, стал пожар, вспыхнувший в трюме злополучного лайнера, а вовсе не столкновение с айсбергом. Судя по всему, уверяли сторонники новой гипотезы, в одном из угольных хранилищ корабля произошло самовозгорание угля (что ж, это и в самом деле возможно), пожар распространился на весь трюм, добрался до паровых котлов, которые от этого взорвались, отчего судно и пошло ко дну. А что до айсберга – так он просто случайно оказался поблизости, вот и был обвинен в крушении лайнера. Одна из водонепроницаемых переборок «Титаника»

Да, действительно, пожар на «Титанике» был – и это уже не догадки, а установленный факт. Однако мог ли он послужить причиной катастрофы? Ой, вряд ли. Как вы представляете себе пожар в угольном бункере? Ревущее пламя, бросающее на металлическую обшивку стен зловещие багровые отблески, мечущиеся матросы с голым торсом, кто-то качает помпу, и струя воды исчезает в бушующей стене огня? Должен вас разочаровать – на самом деле все гораздо прозаичнее. Вообще, пожар в угольном бункере пароходов того времени вещь довольно привычная. Уголь при таком пожаре не пылает, не горит, а тихо-мирно тлеет, иногда в течение нескольких дней. Боролись с такими пожарами самым простым способом – вне очереди сжигали тлеющий уголь в пароходных топках. Так что пожар в угольном трюме – явление, конечно, неприятное, но, как правило, никаких серьезных бед кораблю не сулящее. И уж точно не при каких обстоятельствах не способное произвести таких чудовищных разрушений, какие приписывают ему сторонники версии гибели «Титаника» от пламени. Тем более что пожар на судне был потушен еще до выхода его в последний рейс. Бункер был опустошен и осмотрен специалистами верфи, где стоял «Титаник». Кажется, самым серьезным последствием пожара была легкая деформация одной из водонепроницаемых переборок, что никак не могло сказаться на судьбе лайнера.

А знаете ли вы, что...

«Титаник» – один из первых, если не первый корабль в истории, пославший сигнал SOS.

В начале двадцатого века в качестве сигнала бедствия были приняты буквы «CQD» – сокращение от «Come Quick, Danger» («Скорее сюда, опасность»). Но этот сигнал был неудобен тем, что использовался также и для оповещения на суше о железнодорожных крушениях. В 1906 году на Международной радиотелеграфной конференции было предложено ввести специальный сигнал для морских катастроф. Тогда и были выбраны известные сегодня всему миру буквы – SOS. Вопреки распространенному мнению, это не аббревиатура фразы вроде «Save Our Souls». Такие буквы были выбраны просто потому, что их сочетание очень легко распознать в эфирной морзянке: три точки, три тире, три точки.

Однако привычка – вторая натура, и при крушениях на воде по-прежнему использовался сигнал CQD. Послал его и радист «Титаника», двадцатипятилетний Джон Филипс: «CQD, вот наши координаты: 41.46 норд 50.14 вест. Требуем немедленной помощи. Тонем. Ничего не слышно из-за грохота паровых труб». Он повторял это сообщение следующую четверть часа, пока его напарник ни предложил послать в эфир новый сигнал бедствия, цинично пошутив: «Дружище, попробуй отстучать сигнал SOS – больше в нашей жизни такой возможности не представится». Филипс грустно улыбнулся шутке и в 00.45 15 апреля 1912 года с «Титаника» был послан один из первых в истории сигналов SOS.

Четвертая версия. Немецкая торпеда

Германская подлодка времен Первой мировой

1912 год. До Первой мировой остается два года, и перспектива вооруженного конфликта между Германией и Великобританией становится все более вероятной. Германия является обладателем нескольких десятков субмарин, которые во время войны развернут безжалостную охоту за вражескими судами, пытающимися пересечь океан. Например, поводом к вступлению Америки в войну станет то, что подлодка U-20 потопит в 1915 году «Лузитанию» – близняшку той самой «Мавритании», что установила рекорд скорости и завоевала «Голубую ленту Атлантики» – помните?

Основываясь на этих фактах, некоторые западные издания предложили в середине девяностых свою версию гибели «Титаника»: торпедная атака германской подводной лодкой, тайно сопровождавшей лайнер. Целью атаки была дискредитация британского флота, славящегося своей мощью на весь мир. В соответствии с этой теорией «Титаник» то ли вообще не сталкивался с айсбергом, то ли получил в столкновении весьма незначительные повреждения и остался бы на плаву, если бы германцы не добили корабль торпедой.

Что говорит в пользу этой версии? Честно говоря, ничего.

Во-первых, столкновение с айсбергом было – это не подлежит сомнению. Палубу судна даже засыпало снегом и ледяной крошкой. Веселые пассажиры затеяли играть ледышками в футбол – что судно обречено, станет ясно позже. Само столкновение прошло на удивление тихо – из пассажиров его почти никто не почувствовал. Торпеда же, согласитесь, вряд ли могла взорваться совершенно бесшумно (тем более что некоторые уверяют, будто субмарина выпустила по кораблю целых шесть торпед!). Сторонники теории германской атаки утверждают, правда, что люди в шлюпках слышали страшный грохот перед самым погружением «Титаника» – ну так это было спустя два с половиной часа, когда над водой осталась лишь задранная в небо корма и гибель судна не вызывала никаких сомнений. Вряд ли немцы выпустили бы торпеду по почти затонувшему кораблю, не правда ли? А грохот, который слышали спасшиеся, объяснялся тем, что корма «Титаника» поднялась практически вертикально и со своих мест сорвались огромные паровые котлы. Также не стоит забывать, что примерно в эти же минуты «Титаник» разломился пополам – киль не выдержал веса поднявшейся кормы (правда, узнают об этом только после обнаружения лайнера на дне: разлом произошел ниже уровня воды), а это тоже вряд ли произошло бесшумно. Да и с чего вдруг германцы за два года до начала войны стали бы топить пассажирский лайнер? Это представляется, мягко говоря, сомнительным. А говоря прямо – абсурдом.

А знаете ли вы, что...

Перед съемками фильма «Титаник» режиссер Джеймс Кэмерон тесно работал с экипажем российского научного судна «Академик Мстислав Келдыш» и лично совершил двенадцать погружений с кинокамерой к останкам корабля на батискафах «Мир-1» и «Мир-2» – их можно видеть в документальных фрагментах фильма. Во время каждого погружения Кэмерон мог снимать всего пятнадцать минут из-за того, что лишь такое количество пленки умещалось в камере.

Пять лет спустя батискафы «Мир-1» и «Мир-2» будут использованы для погружения к затонувшей подводной лодке «Курск».

Пятая версия. Проклятие египетской мумии

Самый первый ужастик про мумию

Да-да, представьте себе, есть и такая версия! Я специально приберег ее под конец.

Итак, в восьмидесятых годах девятнадцатого века близ Каира была обнаружена прекрасно сохранившаяся мумия времен Аменхотепа IV, по имени то ли Амен-Оту, то ли Амен-Ра, то ли Аменнофис (любители мистицизма, как известно, не заморачиваются на подобных мелочах. Мумия, и мумия). При жизни мумия работала знаменитой прорицательницей, и поэтому после смерти удостоилась пышного захоронения: с драгоценностями, фигурками богов, и, конечно, волшебными амулетами. Среди них было изображение Осириса, украшенное надписью: «Очнись от своего обморока, и твой взгляд сокрушит каждого, кто встанет на твоем пути». Другие, правда, настаивали, что написано было «Восстань из праха, и один лишь взор твоих глаз восторжествует над любыми кознями против тебя», но какая, в сущности, разница? Вот когда третьи робко предположили, что ничего такого на мумии написано не было, тут уж точно было ясно, что это глупости.

Мумия была приобретена каким-то коллекционером, затем другим, третьим, причем все предыдущие владельцы, разумеется, погибали при самых загадочных и таинственных обстоятельствах. То есть, может быть, на самом-то деле каждый из них дожил до девяносто девяти лет и почил в объятиях юной красавицы, но кто же станет это проверять? Владельцам мумий, как всем известно, положено погибать, причем, желательно, сташной смертью.

Билет на «Титаник»

Наконец, нашу мумию приобрел в британском музее некий американский миллионер и отправил в свою американскую резиденцию на борту корабля. Ну-ка, угадайте, какой лайнер был выбран для этой цели?

Саркофагом в пути служил обыкновенный ящик, то ли стеклянный, то ли деревянный (не оловянный, во всяком случае, точно), и хранился он как раз около капитанского мостика. Мистики всех мастей взахлеб уверяют, что капитан Эдвард Смит, конечно же, не устоял перед искушением и заглянул в этот ящик с мумией: глаза их встретились и... нет, они не полюбили друг друга; совсем наоборот: сбылось чудовищное проклятие. Иначе, судите сами, как объяснить, что в голове у капитана помутилось, и он собственной бестрепетной рукой направил «Титаник» прямо на верную смерть?

А, собственно, почему считается, что в голове капитана помутилось, и он собственной рукой направил «Титаник» на верную смерть? Ну, как же у него могло не помутиться в голове, если он встретился глазами с мумией? Как видите, возразить нечего.

Обидно, что мумия умерла за тысячу лет до рождения Аристотеля, поэтому с логикой у нее было туго. Иначе она бы сообразила, что непосредственным следствием того, что корабль протаранит айсберг, явится гибель ее, мумиинного, драгоценного тела – в океанской воде оно вряд ли уцелеет больше, чем на несколько дней. А разрушение тела – самое страшное, что может произойти с мумией: ее душе некуда станет возвращаться. Так что если бы мумия действительно обладала магической силой, в ее интересах было бы оберегать «Титаник» как зеницу своего волшебного ока. Или, может быть, она тоже купилась на рекламную риторику о непотопляемом корабле и не обратила внимания на опасные айсберги?

Как бы там ни было, но мумия погибла в океанской пучине, исчезла без остатка, и вступиться за свое честное имя не может; этим беззастенчиво пользуется желтая пресса, регулярно публикующая обвинения в ее адрес под однообразными заголовками: «Сенсация! «Титаник» погубило проклятие фараонов!». Оставим это на совести журналистов.

Мумия, кстати сказать, была не единственной исторической реликвией, погибшей на борту «Титаника». Для искусства гораздо трагичней гибель в Атлантическом океане подлинного манускрипта Омара Хайяма «Рубайят» – реликвии, которой поистине не было цены.

А знаете ли вы, что...

Сразу после гибели «Титаника» стали предлагаться различные проекты подъема корабля на поверхность. Одним из них было предложение наполнить корпус лайнера шариками для пинг-понга.

Ах да, есть еще одна версия

Она вся на картинке, и больше сказать о ней нечего:

Экс-«Гигантик». Как вы судно назовёте... А знаете ли вы, что...

У «Титаника» был не только старший брат («Олимпик»), но и младший – «Гигантик». Во время гибели среднего брата в пучине Атлантики младший еще только строился на вервях. Чтобы с ним подобной трагедии не повторилось, в его конструкцию на ходу стали вноситься доработки – например, было увеличино число спасательных шлюпок (можете увидеть их на фото – на верхней палубе, друг над другом). А самой неожиданной из принятых мер безопасности было – что бы вы думали? Смена имени судна. Вспомнив из древнегреческих мифов, что судьба как титанов, так и гигантов была весьма плачевна, хозяева корабля решили не наступать повторно на те же грабли и отказались от названия «Гигантик». Чем, в самом деле, черт не шутит?

Нарекли новое судно патриотично: «Британник». Что характерно, это не помогло: в Первую мировую младшенький из кораблей был потоплен немецкой субмариной.

А как же все было на самом деле?

Как ни прискорбно, но, изучая историю самой знаменитой морской катастрофы, приходится признать, что своей гибелью «Титаник» обязан длинной цепи роковых случайностей. Если бы хоть одно звено зловещей цепи было разрушено, трагедии удалось бы избежать.

Пожалуй, первым звеном было успешное начало путешествия – да-да, именно так. Утром десятого апреля, во время отплытия «Титаника» от причальной стенки Саутгемптонского порта, суперлайнер прошел слишком близко к американскому кораблю «Нью-Йорк», и возникло явление, известное в навигации как присасывание судов: «Нью-Йорк» стал притягиваться к движущемуся рядом «Титанику». Однако благодаря мастерству капитана Эдварда Смита столкновения удалось избежать. По иронии судьбы, случись авария, она спасла бы полторы тысячи жизней: если бы «Титаник» задержался в порту, злополучной встречи с айсбергом не произошло. Это раз. Капитан «Титаника» Эдвард Смит

Следует упомянуть и о том, что радисты, принявшие сообщение от судна «Месаба» о ледяных полях айсбергов, не передали его Эдварду Смиту: телеграмма не была помечена специальным префиксом «лично капитану», и затерялась в ворохе бумаг. Это два.

Тем не менее, это сообщение было не единственным, и о ледовой опасности капитан знал. Почему же он не сбавил ход судна? Погоня за «Голубой лентой», конечно, дело чести (и, что важнее, большого бизнеса), но почему же он рисковал жизнью пассажиров? Да не так уж и рисковал, на самом-то деле. В те годы капитаны океанских лайнеров часто проходили опасные льдом районы, не снижая скорости: это было как перейти дорогу на красный свет: вроде, и нельзя так делать, а всегда получается. Почти всегда. К чести капитана Смита надо сказать, что он остался верен морским традициям и остался на гибнущем корабле до самого конца.

Но почему же не была замечена громада айсберга? Тут все сложилось один к одному: безлунная, темная ночь, безветренная погода. Если на водной глади были бы хоть небольшие волны, впередсмотрящие могли бы разглядеть белые барашки у подножья айсберга. Штиль и безлунная ночь – еще два звена роковой цепи.

Как выяснилось позже, цепь была продолжена тем, что айсберг незадолго до столкновения с «Титаником» перевернулся своей подводной, напитанной водой, темной частью наверх, из-за чего ночью издалека его практически не было видно (обыкновенный, белый айсберг был бы различим за милю). Дозорный же разглядел его лишь за 450 метров, и времени для маневра почти не оставалось. Может быть, айсберг был бы замечен раньше, но здесь сыграло роль очередное звено роковой цепи – в «вороньем гнезде» не оказалось биноклей. Ящик, где они хранились, оказался заперт, а ключ от него в спешке захватил с собой снятый с судна перед самым отправлением второй помощник капитана. Считается, что на этой фотографии запечатлен тот самый айсберг

После того, как впередсмотрящий все же разглядел опасность и сообщил об айсберге на капитанский мостик, до столкновения оставалось чуть больше полуминуты. Вахтенный офицер Мэрдок, находящийся на вахте, отдал рулевому приказ сворачивать налево, одновременно передав в машинное отделение команду «полный назад». Тем самым он совершил грубейшую ошибку, добавив очередное звено в цепи, приведшей лайнер к гибели: даже если бы «Титаник» врезался в айсберг лоб в лоб, трагедия была бы меньше. Оказался бы смят нос корабля, погибла бы часть команды и те пассажиры, чьи каюты располагались впереди. Но оказались бы затоплены лишь два водонепроницаемых отсека. С такими повреждениями лайнер остался бы на плаву и мог дождаться помощи других судов.

А если бы Мэрдок, повернув корабль налево, приказал увеличить, а не уменьшить скорость, столкновения, может быть, вообще бы не было. Впрочем, откровенно говоря, приказ об изменении скорости вряд ли играет тут существенную роль: за тридцать секунд его едва ли успели исполнить в машинном отделении. Томас Эндрюс

Итак, столкновение произошло. Айсберг повредил хрупкую обшивку корабля вдоль шести отсеков правого борта.

Следует сказать, что на «Титанике» совершал путешествие сам Томас Эндрюс, талантливейший конструктор, который и построил этот лайнер. Разумеется, после трагедии нашлись люди, обвинявшие его в неудачной конструкции судна. Упреки эти лишены всякого основания – Эндрюс и в самом деле построил самый совершенный корабль своего времени. Именно ему выжившие после крушения обязаны тем, что они располагали без малого тремя часами, чтобы покинуть судно и отойти на безопасное расстояние.

После аварии капитан Смит разбудил мистера Эндрюса и пригласил его осмотреть трюм, чтобы получить авторитетное заключение о судьбе судна. Вердикт конструктора был неутешителен: спасти «Титаник» невозможно. Нужно срочно начинать эвакуацию пассажиров.

И здесь мы подходим к одному из самых драматических обстоятельств. На борту парохода находились 2208 человек (счастье, что не 3500, на которые он был рассчитан), в шлюпках же были места лишь для 1178 людей. Забегая вперед, скажем, что спастись удалось лишь семистам четырем: очередное звено цепи неудач заключалось в том, что некоторые матросы чересчур буквально поняли приказ капитана сажать в шлюпки женщин и детей, и не пускали туда мужчин, даже если оставались свободные места. Впрочем, поначалу никто особенно и не рвался в шлюпки. Пассажиры не понимали, в чем дело, и не желали покидать огромный, уютно освещенный, такой надежный лайнер и непонятно зачем спускаться в маленькой неустойчивой шлюпке вниз, к ледяной воде. Однако довольно скоро уже любой мог заметить, что палуба все больше накреняется вперед, и началась паника. Шлюпочная палуба. Гуляйте на здоровье.

Но почему же было такое чудовищное несоответствие мест на спасительных шлюпках? Изначально-то шлюпок было больше – целых тридцать пять, но от пятнадцати из них было решено отказаться. Во-первых, они «могли вызвать чувство неуверенности», но главное – мешали прогуливаться по палубе пассажирам первого класса, и это быстро исправили: девизом «Титаника» было «комфорт превыше всего». Но как же вообще мог быть выпущен в плаванье столь плохо оснащенный спасательными средствами корабль? Все дело в устаревших правилах Британского кодекса мореплавания, принятого еще в 1894 году. В соответствии с ним судну определенного размера ставилось в соответствие определенное число шлюпок. А так как водоизмещение самых больших пассажирских судов того времени редко превышало 10 000 тонн, то все подобные корабли-гиганты были объединены в единую категорию с предписанием им иметь на борту число шлюпок, достаточное для спасения 962 человек. В 1894 году даже не могли себе представить корабль, подобный «Титанику» – с тоннажем в целых 52 310 тонн!

Владельцы «Титаника», расхваливая достоинства нового корабля, заявляли, что даже перевыполнили инструкции кодекса: вместо положенных 962 спасательных мест на корабле было 1178. Несоответствию этого числа с количеством пассажиров на борту значения, увы, не придали. Фотография радиста «Титаника», сделанная криворуким фотографом

Особенно горько, что совсем недалеко от гибнущего «Титаника» стоял, пережидая ледовую опасность, другой пассажирский пароход, «Калифорниан». Еще несколько часов назад он оповестил соседние суда, что заперт льдами и вынужден остановиться, дабы случайно не напороться на ледяную глыбу. Радист с «Титаника», которого чуть не оглушила морзянка с «Калифорниана» (очень уж близко были корабли, и сигнал одного чересчур громко отзывался в наушниках другого), невежливо перебил предупреждение: «Подите к черту, вы мешаете мне работать!». Чем же был так занят радист «Титаника»? Дело в том, что в те годы радиосвязь на судне была скорее роскошью, чем насущной необходимостью, и это чудо техники возбуждало огромный интерес у состоятельной публики. С самого начала рейса радистов буквально завалили посланиями частного характера – и никто не видел ничего предосудительного в том, радисты «Титаника» уделяли такое внимание богатым пассажирам, пожелавшим отправить на землю телеграмму прямо с борта лайнера. Вот и в ту минуту, когда коллеги с других судов сообщали о плавучих льдах, радист передавал очередное послание на континент. Радиосвязь скорее походила на дорогую игрушку, чем на серьезный инструмент: на кораблях того времени даже не была учреждена круглосуточная вахта у радиостанции. Вот и радист с «Калифорниана», отдежурив положенную смену, вечером отправился спать и не мог принять отчаянный сигнал бедствия – SOS. Если бы удалось сообщить «Калифорниану» о столкновении, то он мог бы прийти на помощь меньше, чем за час, а погружался «Титаник» целых два с половиной часа! Говорят, что с борта «Калифорниана» даже видели сигнальные ракеты, посылаемые тонущим лайнером в ночное небо, но не придали этому значения. Ну, ракеты, и ракеты. Празднуют, наверное, что-нибудь толстосумы с «Титаника». Вон, фейерверк себе устроили…

Но, на счастье пассажиров, несколько кораблей все же откликнулись на сигнал бедствия. Среди них был и «Олимпик», близнец «Титаника», но до него было слишком далеко – целых пятьсот миль. Не считая «Калифорниана», ближе всего к тонущему судну находился пароход «Карпатия» – меньше чем в шестидесяти милях. Получив сигнал SOS, он изменил свой курс и на предельных оборотах помчался на помощь. Около двух часов пополуночи радист «Карпатии» получил последнее сообщение с терпящего бедствие лайнера: «Идите как можно быстрее, машинное отделение затапливается по котлы». Больше радиосигналов от суперлайнера не поступало… Выжившие пассажиры «Титаника» на борту «Карпатии»

В лодках посреди Атлантического океана оказалось около семисот человек. Потянулись томительные часы ожидания помощи. Какие-то из спасательных шлюпок всю ночь выискивали и подбирали на борт тонущих, а некоторые, наоборот, отплывали подальше от места трагедии, опасаясь, что люди за бортом, пытаясь спастись, могут перевернуть лодку.

В четыре утра, через четыре с половиной часа после столкновения «Титаника» с ледяной громадой, и через два часа поле того, как корма его скрылась в морской глубине, «Карпатия» подошла к месту трагедии и занялась спасением уцелевших. В восемь тридцать на борту оказались пассажиры последней шлюпки. Живых оказалось 704 человека. Поиски в воде остальных были бесполезны. При такой температуре воды спасательный жилет не спасает: человек умирает от холода за несколько минут.

В восемь пятьдесят «Карпатия», по иронии судьбы принадлежащая той самой пароходной компании «Кунард Лайн», лавры которой хотел забрать себе «Титаник», завоевав «Голубую ленту», берет курс на Нью-Йорк.

P.S.

И напоследок: несколько фотографий «Титаника» – корабля-легенды. Каждую из них можно увеличить.

До:

«Титаник» на верфи «Харленд и Вулф» перед спуском на воду (раскрашенная фотография) «Титаник» покидает Белфаст (раскрашенная фотография) Здесь можете разглядеть «воронье гнездо» для впередсмотрящего на мачте Салон первого класса Каюта первого класса (раскрашенное фото) Каюта третьего класса (реконструкция) Кафе «Пальмовый дворик» Кафе «Паризьен» с видом на океан (раскрашенная фотография) Спортзал на «Титанике» Знаменитая парадная лестница с часами (тут Ди Каприо ждал на свидание Кейт Уинслет) Стеклянный купол над парадной лестницей. Любоваться этой красотой дозволялось лишь пассажиром первого класса.


Еще много раскрашенных фотографий «Титаника» вы найдете на сайте titanic-in-color.com

После:

3D-модель «Титаника» на океанском дне Останки «Титаника» на дне Нос корабля Фрагмент обшивки корабля Раскрытое окно левого борта Капитанский штурвал Якорь Шлюпбалка для спуска на воду спасательных лодок Когда-то здесь лежал человек Керамическая чашка на дне Деревянного посудного ящика давно нет, а фарфор так и лежит В окнах каюты капитана Смита сохранились стекла Ванна капитана Смита с горячей водой, солёной или пресной по желанию


555 лет назад родился Леонардо Да Винчи, итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи - сын флорентийского нотариуса и крестьянки. Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведение - «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция). С 1481 до 1499 год состоял на службе герцога Лодовико Моро, занимался вопросами гидротехники, организацией придворных фейерий. В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись «Тайная вечеря» (1495-1497.). Из-за особенностей примененной им техники - масло с темперой - это произведение считают вершиной европейского искусства, сохранилось в сильно поврежденном виде. До 1506 года Леонардо да Винчи работал во Флоренции. В портрете Монны Лизы («Джоконда», около 1503) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния. Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1500-1507), «Иоан Креститель» (1513-1517) и другие. В 1516 году по приглашению Франциска I уехал во Францию, где скончался. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей Леонардо да Винчи содержат его мысли по различным вопросам искусства, науки и техники. Из этих записей был составлен позже «Трактат о живописи», в котором изложены сведения о пропорциях. Леонардо да Винчи является ярчайшим представителем нового, основанного на эксперименте, естествознания. Он изучал не только существующие в его время машины, но и обращался к механике древних. Как ученый-практик Леонардо да Винчи обогатил почти все отрасли знаний глубокими наблюдениями и проницательными догадками. Проверяя свои предположения и расчеты опытом, Леонардо впервые в области механики сделал попытки определить экспериментальным путем коэффициенты трения и скольжения, исследовать явление удара, сопротивление различных материалов, падение тел и траекторию горизонтально брошенного тела. Он является первым ученым, сформулировавшим закон сложения сил, выполнившим оригинальные исследования центров тяжести полукруга и тетраэдра. Леонардо да Винчи разработал проекты печатных и шлифовальных станков, деревообрабатывающих, ткацких машин и машин для ворсования тканей. Сконструированная им механическая прялка намного превосходила своей производительностью все, применявшиеся в то время. Много труда положил Леонардо на разработку конструкций водяных двигателей. Работа в гидротехнической области позволила ему правильно описать равновесие в сообщающихся сосудах. Занятия гидротехникой и гидродинамикой, изучение законов движения воды, дали ему ключ к пониманию основных законов движения в воздухе. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов. Он точно рассчитал размеры парашюта, необходимые для поддержки человека в воздухе. Леонардо пришел к идее геликоптера (вертолета), движение которого в воздухе основано на применении винта. Но документальных данных о том, пытался ли он строить спроектированные летательные аппараты и испытывать их, нет. В астрономии наиболее значительными являются передовые космологические идеи Леонардо да Винчи: принцип физической однородности Вселенной, отрицание центрального положения Земли в космосе, впервые он правильно объяснил пепельный цвет Луны. Все научные записи Леонардо да Винчи сделаны на итальянском языке. Первые издания его уникальных трудов датируются второй половиной XIX века, а последние - 30-ми годами XX века, так что они не оказали широкого воздействия на развитие естествознания в последующие после его смерти столетия. Во многих случаях ученым приходилось открывать заново то, что было уже открыто Леонардо да Винчи.

Национальный праздник Корейской Народно-Демократической Республики - Праздник Солнца
Национальный праздник Корейской Народно-Демократической Республики - Праздник Солнца (День рождения Ким Ир Сена в 1912 году); празднуется с 1997 года по новому «чучхейскому летоисчислению», первым годом которого стал 1912 год. В КНДР 15 апреля - главный национальный праздник, праздник Солнца - день рождения первого и единственного президента страны Ким Ир Сена (после его смерти в 1994 году пост президента в Северной Корее упразднили). Основное празднество происходит перед бывшим президентским дворцом Кымсусан, проводится парад трех родов войск. Сам дворец Кымсусан знаменит не только тем, что являлся прижизненной резиденцией президента, а еще и тем, что тело вождя покоится в стеклянном саркофаге в том же дворце. Желающие почтить его память кланяются вождю, обходят саркофаг по периметру и идут осматривать другие достопримечательности дворца - личные вещи Ким Ир Сена (во дворце, кроме всего прочего, выставлены автомобиль и персональный поезд корейского лидера). Чтобы достойно отметить именины вождя, рядовым корейцам достаточно просто возложить цветы к одному из многочисленных монументов Ким Ир Сена. Больше всего цветов обычно кладут к подножию главной статуи вождя, установленной на возвышенности Мансудэ в столице КНДР. По традиции несут не простые цветы, а орхидеи, специально выведенные в Индонезии и подаренные Ким Ир Сену в апреле 1965 года индонезийским лидером Сукарно. Эти экзотические цветы выращивают и выставляют на всеобщее обозрение в специальных оранжереях, самая большая из которых была построена в 2002 году в Пхеньяне. В этот день в Пхеньяне также проводится международный фестиваль искусств «Апрельская весна» (впервые он прошел в 1982 году) и международный забег на марафонскую дистанцию.

95 лет назад (1912) в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом затонул крупнейший английский пассажирский лайнер начала XX века «Титаник»
15 апреля 1912 года произошла крупнейшая морская катастрофа XX века - в Атлантике, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк (США), натолкнувшись на айсберг, затонул крупнейший пассажирский лайнер «Титаник». На воду удалось спустить 15 шлюпок и два плота. Погибли, по разным данным, от 1400 до 1517 человек, спаслись около 700. Полностью погибла машинная команда. Один из крупнейших и наиболее роскошных лайнеров «Титаник» был построен в 1912 году по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». «Титаник» поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина «Титаника» равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей. Компания «Уайт Стар» обещала пассажирам полную безопасность, называя корабль не иначе как «непотопляемый». Спустя несколько месяцев, в первом же рейсе «Титаник» погиб, столкнувшись с айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня на протяжении 90 метров. В 2 часа 20 минут 15 апреля «Титаник» затонул. Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор было поднято около пяти тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков «Титаника». У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов. О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков, поставлено несколько фильмов.

56 лет назад (1951) в Лондоне состоялся первый конкурс красоты «Мисс Мира»
Первые мировые конкурсы красоты прошли в 1951 году в Лондоне: здесь были коронованы «Мисс Вселенная» и «Мисс Мира». 30 претенденток, появившихся на сцене в купальниках «бикини», которые в то время еще не были известны в Англии, произвели фурор. В СССР первый конкурс красоты состоялся в 1988 году. Организацией смотра «Мисс Москва-88» занимался комсомол, спонсором выступил концерн «Бурда», чьи журналы тогда только начали выходить на российский рынок. На отборочный тур пришли десятки тысяч москвичек. Победу одержала 16-летняя Маша Калинина, которая, закончив школу, уехала из России.
После этого смотра конкурсы красоты в нашей стране стали довольно частыми: это традиционные «Мисс Россия», «Краса России», по профессиональному признаку - «Мисс пресса» и «Уста прессы», «Мисс туризм», «Мисс МГУ», «Мисс часовой завод» и «Мисс универмаг». Красавиц выбирали среди милицейских работников и среди заключенных. Российские девушки не раз побеждали и международных смотрах красоты. Первая крупная победа была одержана 18-летней Юлией Курочкиной, которая в 1992 году стала «Мисс мира». В 1998 году Розалия Муравьева была провозглашена «Супермоделью мира», а «Мисс Россия-97» Елена Рогожина в 1999 году превратилась в «Мисс Европу». Самым «звездным» для российских красавиц стал 2002 год, когда Светлана Королева стала «Мисс Европой», а 24-летняя аспирантка Петербургского университета МВД смогла обойти 74-х красивейших девушек мира, завоевав титул «Мисс Вселенная-2002».

Общероссийские дни защиты от экологической опасности
С 15 апреля по 5 июня в России проходят ставшие традиционными ежегодные Общероссийские дни защиты от экологической опасности. Цель этой акции - привлечь внимание общественности, властных структур, средств массовой информации к проблемам природоохранной деятельности с тем, чтобы создать условия для реализации конституционного права российских граждан на экологическую безопасность и охрану здоровья. Дни защиты от экологической опасности проводятся в России с 1993 года, инициатива проведения этих мероприятий первоначально исходила даже не от экологов, а от профсоюзов, для чего была образована Ассоциация профсоюзных организаций зон экологического бедствия. В 1994 году Дням защиты от экологической опасности придано общегосударственное значение, создан общероссийский организационный комитет для проведения акции. Дни защиты от экологической безопасности охватывают практически все регионы. В эти дни проводятся мероприятия, приуроченные к Дню Земли (22 апреля), Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (26 апреля), Международному дню защиты детей (1 июня), Всемирному дню охраны окружающей среды (5 июня). Недооценка экологической опасности привела к тому, что в городах растет загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. Высоким остается уровень загрязнения поверхности вод и почв. В России насчитывается более 400 видов животных и растений, находящихся на грани выживания. По статистике, около 15 процентов территории России, на которой проживает четверть жителей страны, относится к зонам экологического неблагополучия. Наиболее объективным критерием, по которому можно отличить благополучную местность от территории кризиса, является здоровье населения. Там, где растет заболеваемость, - зоны экологического неблагополучия, а если увеличивается смертность - это уже зоны бедствия. Результатом загрязнения окружающей среды является сокращение жизни человека (в некоторых регионах на полтора-два года ниже пенсионного возраста), на свет появляется все больше детей с врожденными уродствами. Растет число онкологических больных среди детей и взрослых. Причина этого - химическое и радиационное загрязнение среды, разрушение озонового слоя атмосферы, экологические катастрофы.

323 года назад (1684) родилась Екатерина I (урожденная Марта Скавронская), вторая жена Петра I, российская императрица с 1725 года
Происхождение Марты точно неизвестно. По некоторым сведениям, она была дочерью латышского крестьянина Самуила Скавронского, по другим - шведского квартирмейстера И.Рабе. Образования она не получила, а ее юность прошла в доме пастора Глюка в Мариенбурге (ныне город Алуксне в Латвии), где Марта была одновременно прачкой и кухаркой. В 1702 году, после взятия Мариенбурга русскими войсками, Марта стала военным трофеем и оказалась сначала в обозе Б.П.Шереметева, а затем у А.Д.Меншикова. Около 1703 года Марту заметил Петр I и был пленен ее красотой. Постепенно отношения между ними становились все более близкими. Марта (вскоре крещенная по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны) отличалась веселым, ровным, ласковым характером; она легко приспосабливалась к капризам Петра, мирилась с его вспышками беспричинного гнева, легко делила с ним трудности походной жизни. Петр все больше привязывался к Екатерине, признавал рожденных ею от него детей. Екатерина не принимала непосредственного участия в решении политических вопросов, но имела на царя определенное влияние. По преданию, она спасла царя во время Прутского похода, когда русские войска были окружены. Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, тем самым склонив его к подписанию перемирия. По возвращении в Петербург 19 февраля 1712 Петр обвенчался с Екатериной, а их дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна) получили официальный статус цесаревен. В 1714 году в память Прутского похода царь учредил орден Св.Екатерины, которым наградил жену в день ее именин. В мае 1724 года Петр впервые в истории России короновал Екатерину в качестве императрицы. После смерти Петра усилиями Меншикова и при опоре на гвардию Екатерина была возведена на престол. Поскольку сама она не обладала способностями и знаниями государственного деятеля, при ней был создан управлявший страной Верховный тайный совет, руководителем которого стал Меншиков. Среди наиболее значительных мероприятий этого времени открытие Академии наук, заключение союза с Австрией и др. Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье. Перед смертью Екатерина по настоянию Меншикова подписала завещание, по которому престол должен был отойти к великому князю Петру Алексеевичу (Петр II), а в случае его смерти к ее дочерям или их потомкам.

121 год назад (1886) родился Николай Степанович Гумилев, поэт «серебряного века», один из ведущих представителей литературного течения «акмеизм»
Николай Гумилев родился в Кронштадте в семье корабельного врача. Детские годы провел в Царском Селе. Здесь в 1903 году поступил в гимназию, директором которой был известный поэт И.Анненский. После окончания гимназии Гумилев уехал в Париж, в Сорбонну. К тому времени он был уже автором книги «Путь конквистадоров», замеченной одним из законодателей русского символизма В.Брюсовым. В Париже Гумилев издавал журнал «Сириус» (в котором дебютировала Анна Ахматова), посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. В 1908 году вышла вторая книга поэта - «Романтические цветы» с посвящением будущей жене - Ахматовой (тогда Анне Горенко). Вернувшись в Россию, Гумилев поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет (учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах). Вошел в литературную жизнь столицы, печатался в различных журналах. С 1909 года становится одним из основных сотрудников журнала «Аполлон», где вел раздел «Письма о русской поэзии». В 1910 году выпустил сборник стихов «Жемчуга», сделавший его известным поэтом. В том же году 25 апреля Николай Гумилев и Анна Ахматова поженились. К 1911-1912 годам относится ряд важных событий в литературной биографии Гумилева: вместе с Городецким он организовал «Цех поэтов», в недрах которого зародилась программа нового литературного направления - акмеизма; отходит от символизма, что было закреплено статьей «Наследие символизма и акмеизм». В 1914 году Гумилев, ранее навсегда освобожденный от воинской службы, в первые дни мировой войны ушел добровольцем на фронт, служил в лейб-гвардии уланском полку. К началу 1915 года Гумилев уже награжден двумя георгиевскими крестами. В годы войны не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написаны пьесы «Гондла» и «Отравленная туника», цикл очерков «Записки кавалериста». В 1918-1921 годах Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Много печатался, работал в издательстве «Всемирная литература», читал лекции; в 1921 году руководил Петроградским отделением Союза поэтов, вел занятия в литературной студии «Звучащая раковина». Стихи Гумилева этих лет собраны в сборнике «Огненный столп», вышедшем в Берлине после его смерти (1921). 3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в антисоветском заговоре. Позднее, в 1950-е годы, из материалов следствия стало известно содержание приговора поэту: «...не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался». Точная дата расстрела Гумилева не известна; по словам Анны Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом.

51 год назад (1956) в московском театре «Современник» была сыграна премьера спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. День рождения театра
Московский театр «Современник» создан группой молодых актеров в 1956 году. Основатели театра - Олег Ефремов, Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков и другие выпускники Школы-студии МХАТ - задумали его как творческое объединение группы единомышленников, стремящихся создать психологический театр нового типа. Время - начало «оттепели» - как нельзя лучше подходило для смелых и дерзновенных творческих поисков. Начиная с первого спектакля - «Вечно живые» Виктора Розова - театр стремился говорить «с современниками языком современности». Это стремление сразу было понято и поддержано публикой. И первым же спектаклем только что созданный коллектив заявил о себе как о театре актерском, ансамблевом, где каждый исполнитель, сохраняя яркую индивидуальность, призван решать общую для всех художественную задачу постановки. Спектакли «Современника», поставленные в первое десятилетие - «В день свадьбы», «Традиционный сбор» Виктора Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Александра Володина, «Голый король» Евгения Шварца, «Всегда в продаже» Василия Аксенова, «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «На дне» Максима Горького, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову - стали легендой. И в каждой следующей работе театр открывал новые возможности молодой труппы. В 1972 году художественное руководство театром взяла на себя Галина Волчек. В театр пришли новые актеры, и среди них - Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Олег Даль, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев. Театр всегда в первую очередь ставил произведения современных драматургов: именно на сцене «Современника» впервые были поставлены и с успехом шли многие пьесы Виктора Розова, Александра Володина, Михаила Рощина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой, Василия Шукшина, Александра Галина. В 1970-е годы репертуар театра пополняется инсценировками произведений крупнейших прозаиков - Константина Симонова, Чингиза Айтматова, Бориса Васильева, Григория Бакланова. Событием для театра стала осуществленная Галиной Волчек постановка спектакля «Крутой маршрут» по книге Евгении Гинзбург. «Современник» открыл таких драматургов, как Людмила Петрушевская, Александр Галин, Владимир Гуркин, Николай Коляда. Традиционно отдавая приоритет современной драматургии и прозе, театр осваивал и классический репертуар. Галина Волчек не раз обращалась к драматургии Антона Чехова, в постановке режиссера на сцене театра идут спектакли «Три сестры», «Вишневый сад». В репертуаре - произведения Гоголя, Достоевского, Шекспира, Шоу, Островского. Сегодня в звездной труппе «Современника» - несколько поколений актеров: Галина Волчек, Лилия Толмачева, Нина Дорошина, Игорь Кваша, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Елена Яковлева, Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Илья Древнов, Максим Разуваев, Александр Хованский.

Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 316 пассажиров и 891 член экипажа, всего 2 207 человек. Из них спаслись 705 человек, 1 502 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

14 апреля 1912 года

23:00 «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист Джек Филлипс «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.

23:39 Находящийся в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника» вперёдсмотрящий Фредерик Флит замечает айсберг, находящийся всего в ¼ мили (663 метра) прямо по курсу корабля. Флит немедленно трижды ударяет в колокол и кричит в трубку телефона: «Айсберг прямо по курсу!». Первый помощник Уильям Мэрдок тут же отдает команды «Право на борт!» (в оригинале "Hard a"starboard" - согласно использовавшейся в то время системе команд, она соответствовала перемещению румпеля вправо; перо руля и следовательно нос судна при этом поворачивались влево) и «Стоп!», а затем «Полный назад!», рассчитывая обойти айсберг слева.

«Титаник» не успевает выполнить маневр и скользящим ударом врезается в подводную часть айсберга. На глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии айсберг повреждает корпус лайнера на протяжении порядка 90 метров. Как показали исследования покоящихся на дне останков судна, «Титаник» получил несколько узких, но длинных пробоин.

Корпус «Титаника» встал под углом в 19 градусов и погрузился в воду по третью дымовую трубу. Под водой отломилась вторая дымовая труба. Все, кто не успел зацепиться за канаты шлюпбалок или палубные надстройки , скатились в воду, сбитые полетевшими вниз стульями и шезлонгами. Некоторые не пытались снова забраться на корму, а сами прыгали вниз.

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду.

Был зафиксирован последний сигнал SOS с «Титаника». На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

Под углом в 23 градуса корпус судна начал разламываться между второй и третьей трубами. После того, как корма окончательно отломилась, упали в воду третья и четвёртая трубы.

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала почти вертикально (под углом в 70 градусов), накренилась на левый борт и начала быстро уходить под воду. Последние из оставшихся на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз. Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки . Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника».

Потерпевшие крушение в складной шлюпке "D"

На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна [неавторитетный источник? ] .

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно, вращаясь по спирали, на скорости около 4 миль в час .

После гибели «Титаника» только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших. Шлюпка номер 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка номер 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

До места катастрофы добирается «Карпатия » и подбирает шлюпку номер 2.

Примечания

Литература

  • Capitan L. Marmaduke Collins. THE SINKING OF THE TITANIC. An Ice-Pilot"s Perspective . - Breakwater Books, Limited, 2002. - 198 p. - ISBN 1-55081-173-8 Текст для ознакомления
  • Jay Henry Mowbray. The Sinking of the Titanic: Eyewitness Accounts . - Dover Pubns, 1998. - ISBN 0-486-40298-3 Текст для ознакомления
  • Robert Gannon. What Really Sank the Titanic? - Popular Science, vol. 246, no. 2 (February 1995). - P. 49-55, 83-84. (Один из вариантов хронологии)

Ссылки