Тайны бухты виго. Тайна бухты виго

Кладоискательство и поиск пропавших сокровищ с очень давних пор не оставляли равнодушными множество людей - от безграмотных кочевников до высокообразованных ученых, от бедных крестьян до могущественных владык. Искали гробницы фараонов и затерянные города, клады великих завоевателей и зарытые пиратами драгоценности.
Порой кладоискателям несказанно везло, но чаще им был уготован не лучший жребий.
Т же после окончания Войны за испанское наследство широкое распространение получили всевозможные истории о затонувших в бухте Виго галеонах с несметными сокровищами. Хотя англичане и голландцы — считали, что им удалось собрать практически все уцелевшие ценности, им не верили очень многие. Люди не сомневались, что вместе с затопленными испанскими галеонами и другими торговыми судами, а быть может, и французскими кораблями на дно отправилось множество золота, серебра и драгоценных камней.
Первые поиски ценностей в бухте начали французы в конце 1730-х гг. Однако им не везло, что вовсе не удивительно, учитывая низкий уровень развития техники для подводных работ в то время. Затем попытать счастья решили испанцы, и вновь охотников за сокровищами постигла неудача.
А вот к англичанам, которыми руководил Уильям Эванс, Фортуна оказалась немного более благосклонной. Им посчастливилось найти на дне несколько серебряных слитков. Возможно, у испанцев взыграло чувство ущемленной национальной гордости, а может быть, они понадеялись, что им самим удастся организовать масштабные подводные работы. Но главное, под надуманным предлогом они запретили англичанам продолжать работы в бухте Виго.
Тем временем Испанию, Европу в целом, да и вообще весь тогдашний так называемый «цивилизованным мир», сотрясали масштабные войны и всевозможные политические катаклизмы.

На многие годы людям стало не до сокровищ, которые не то лежали на дне, не то существовали только в чьем-то воображении. Лишь в середине XIX в. разрешение на работы в бухте получил французский подданный Д. Ленгленд, который привлек к финансированию предприятия очень состоятельного человека - банкира И. Магена. Тут надо особо отметить тот факт, что именно во Франции к историям о лежащих на дне сокровищах относились с наибольшим интересом. Недаром в знаменитом романе Жюль Верна «20 ООО лье под водой» теме подъема ценностей в бухте Виго уделено такое большое внимание. Но прежде чем была организована масштабная экспедиция, испанское правительство вновь сочло необходимым запретить все поиски - не только в самой бухте, но и в архивах.
Испания в то время жила чрезвычайно «весело»: страну постоянно раздирали гражданские войны и борьба за власть различных группировок, а экономические неурядицы превратились в настоящую катастрофу для государственных финансов. Неудивительно, что в какой-то момент при очередной смене власти маятник качнулся и новое правительство решило игнорировать запреты прежних властей, а потому французы вновь получили разрешение заниматься в Виго поисками сокровищ.
Маген подошел к делу очень основательно. Он решил привлечь к работе создателей самых совершенных на то время водолазных скафандров Бенуа Рукейроля и Огюста Денеруза. Последний рекомендовал банкиру нескольких опытных водолазов и квалифицированного инженера Э. Базена. В итоге после грамотно проведенной подготовки работы стартовали в январе 1870 г. Уже вскоре были обследованы обломки одного из судов (предположительно - галеона), с которого подняли пушку, ядра, различное ручное оружие и другие разнообразные предметы. Но ценностей не попалось - разве что серебряный бокал.
Несмотря на столь скромные результаты, участники работ не утратили энтузиазма. А среди местного населения широко распространились легенды о сделанных находках, и самые заурядные вещи в рассказах «очевидцев» превращались в слитки серебра и ювелирные изделия. Но шло время, один за другим были обследованы еще три судна, а все «трофеи» по-прежнему ограничивались всяческой утварью да мешками с давно пришедшими в негодность колониальными товарами. Средства, имевшиеся в распоряжении Магена, не были безграничными, и они начали стремительно иссякать. И тут начались находки -за короткое время удалось поднять слитки серебра общим весом около 130 фунтов. Это позволило привлечь внимание публики, а вслед за тем организовать продажу акций. Привлеченных средств вполне могло хватить на масштабные изыскания, но опять в дела кладоискателей вмешалась большая политика: началась Франко-прусская война. Последовала стремительная череда событий: разгром Франции, революционные потрясения в Париже, падение империи и установление республики...
Прерванные работы возобновлены так и не были, а самым интересным их итогом можно считать книгу, написанную Ипполитом Магеном и вышедшую в свет в 1873 г. в Париже. Она называлась «Галеоны Виго» и очень живо повествовала об истории поиска сокровищ.
После Магена кто только не занимался поиском сокровищ в бухте Виго. Специально созданной для этих целей американской компании даже удалось было поднять одно из неплохо сохранившихся судов, но море не захотело отпускать свою жертву. При транспортировке поближе к берегу галеон разломился на части, которые вновь опустились на дно.

В начале XX в. за дело взялся блестящий изобретатель, известный создатель техники для подводных работ и водолазного снаряжения итальянец Джузеппе Пино. Он решил на практике применить созданный им «Гидроскоп»; интереснейшее сооружение, представлявшее собой полый стальной цилиндр, из которого -в зависимости от требуемой глубины погружения - выдвигались еще несколько секций. К нижней из них крепилась специальная наблюдательная кабина, снабженная иллюминаторами. В верхней части «Гидроскопа» располагалась наблюдательная площадка, под которой имелся большой пробковый поплавок, своеобразная платформа, придающая всему сооружению дополнительную плавучесть.
Пино получил от испанского правительства законное право вести работы, при этом испанцы оговорили свою долю - 20% от всех найденных ценностей. Но несмотря на использование самых передовых достижений тогдашней техники, включая очень остроумное и удачно сконструированное приспособление для подъема со дна металлических предметов массой в несколько десятков тонн, результаты оказались разочаровывающими. На поверхность были извлечены чугунные пушки и даже котлы затонувшего во второй половине XIX в. парохода, но настоящих сокровищ - изделий из драгоценных металлов - нашли очень мало: всего несколько серебряных слитков да небольших изделий из золота.
В XX в. кладоискатели еще несколько десятков раз организовывали различные по масштабам экспедиции, причем использование все более совершенной техники позволяло каждому новому ловцу удачи надеяться на успех. Но вопреки всем прогнозам найти ничего существенного так и не удалось. К настоящему времени практически все историки сошлись во мнении, что искать на дне бухты Виго сокровища бесполезно. Их там просто нет и никогда не было. Но легенда жива, и поныне находятся любители проверить эффективность особо совершенных металлоискателей или подводного снаряжения.
Спустя полтора столетия после гибели в бухте Виго испанских и французских кораблей и судов в Чёрном море во время Крымской войны разыгралась трагедия, не связанная с выстрелами орудий и атаками брандеров, но напрямую связанная с борьбой за Севастополь. Гибель во время жесточайшего шторма немалого числа кораблей и судов стала настоящим ударом для противников России, а легенда о том, что на борту одного из них находился очень ценный груз золотых монет, привела к созданию в Советской России удивительной организации, получившей название ЭПРОН. Она многие годы успешно занималась подъемом затонувших кораблей, о чем мы еще расскажем в последующих выпусках.


В разное время экспедициям, работавшим в бухте Виго, удавалось найти то серебряный слиток, то ювелирное украшение, то монету. Но все эти находки были единичными, лишь в 1870 г. французской экспедиции посчастливилось поднять 130 фунтов серебра. Основной же добычей незадачливых кладоискателей чаще всего становились старые пушки и различные металлические предметы, не имевшие в глазах охотников за сокровищами никакой ценности.

Опасаясь за судьбу награбленных за годы войны сокровищ, испанцы после долгих колебаний наконец решили перевезти их из Америки в Европу. Летом 1702 года на девятнадцать галеонов было погружено большое количество золота, драгоценных камней, серебра, жемчуга, амбры, индиго, ванилина, какао, имбиря. Всего - на сумму тринадцать миллионов золотых дукатов. Одиннадцатого июня караван судов под командованием Мануэля де Веласко вышел из Веркаруса. В море он встретился с французской эскадрой из двадцати трех кораблей, которой была поручена охрана испанских галеонов. Поскольку угроза нападения англо-голландского флота была реальной, командование эскадрой возложили на знаменитого тогда адмирала Шато-Рено, который за долгие годы службы не раз одерживал победы и над англичанами, и над голландцами.

Объединенная франко-испанская флотилия должна была идти в Кадис. Но поскольку разведка донесла, что этот порт блокирован английским флотом, Шато-Рено направился на северо-запад Испании, в бухту Виго.

После прибытия туда испанский флотоводец имел полную возможность выгрузить сокровища на берег, под охрану французских войск, которых в это время в Испании было предостаточно. Однако вместо этого нерешительный Мануэль де Веласко стал дожидаться указаний из Мадрида, куда следовать дальше. Дело в том, что, хотя ценности принадлежали Испании, предназначались они прежде всего для оплаты военных расходов Франции.

Весть о том, что в бухте Виго стоят галеоны, на борту которых находится неслыханное богатство, облетела все побережье Испании и дошла до англичан. Через месяц пришло распоряжение из Мадрида. Но в тот момент, когда Мануэль де Веласко распечатывал секретный пакет в своей каюте (кстати, гонец доставил его еще ночью 21 октября, но никто не решился разбудить вельможу), в бухту Виго ворвалась англо-голландская эскадра под командованием адмирала Джорджа Рука. Тридцать часов не прекращались жестокие абордажные бои. Испанцы успели поджечь часть своих судов, чтобы они не достались неприятелю. Англичане потеряли флагманский корабль и шестьсот человек, но зато вместе с голландцами захватили и потопили несколько французских военных кораблей. Самому Шато-Рено удалось прорвать блокаду и уйти в море. Тогда как в бухте, ставшей ареной грандиозного сражения, затонуло двадцать четыре судна.

Какова судьба сокровищ, которые во время баталии находились в трюмах галеонов? Почти триста лет этот вопрос остается без ответа.

По одним источникам, англичанам удалось захватить драгоценностей на сумму пять миллионов фунтов стерлингов, - хотя даже это составляет лишь часть сокровищ. Другие источники утверждают, что весь ценный груз пошел на дно бухты вместе с галеонами. Французы предполагают, и не без основания, что Шато-Рено по приходу эскадры в Виго все-таки выгрузил ценности на берег и под охраной французских войск тайно отправил своему правительству. Иначе за что же Людовик XIV после морского сражения, которое нельзя назвать победой для адмирала, произвел его в маршалы да еще щедро наградил?

Правда, скептики полагают, что факт выгрузки такого огромного количества ценностей скрыть было невозможно.

Действительно, июле 1738 года в бухту Виго прибыла французская судоподъемная экспедиция, возглавляемая Александром Губертом. После тщательных промеров были определены места, где лежали шесть затонувших кораблей. Выбор пал на галеон, находившийся на глубине всего шести метров при малой воде. Судно поднимали с помощью строп, деревянных понтонов, шпилей и двадцати двух толстых пеньковых канатов. Наконец, после двухлетних трудов в феврале 1742 года его так близко подвели к берегу, что при отливе трюм оказался сухим. Это был испанский галеон «Тохо» водоизмещением около 1200 тонн. Но, кроме 600 тонн каменного балласта, двенадцати чугунных пушек, нескольких сот ядер и десятка мешков ржавых гвоздей, на нем ничего не нашли. В итоге, потратив на экспедицию более двух миллионов франков, французы ни с чем покинули бухту Виго.

После них там появились англичане. Одному из них, Уильяму Эвансу, посчастливилось поднять серебряные слитки, оцененные в несколько сот фунтов стерлингов. Сумма, конечно, была незначительной. Главное же заключалось в том, что его находки вселяли надежду. Возможно, ему удалось бы обнаружить и другие ценности, но Испания неожиданно запретила искать сокровища в своих территориальных водах представителям нации, потопившей испанские галеоны.

В 1748 году испанцы сами попытались найти драгоценный груз, но безуспешно. Далее почти восемьдесят лет никаких водолазных работ в бухте не велось, хотя местные жители время от времени совершали туда скоротечные вылазки - ныряли к остовам затопленных судов, пытаясь что-нибудь рассмотреть в мутной воде.

В 1825 году в бухту вошел бриг «Энтерпрайз». На его борту находился водолазный колокол новой конструкции, не только позволявший дольше оставаться под водой, но и, что очень важно, дававший акванавту хороший обзор дна. Капитану брига Диксону пришлось работать в нем в то время, как на палубе вооруженные испанцы с нетерпением ждали своей доли добычи. Через несколько дней бриг исчез из бухты так же внезапно, как и появился. Пошли слухи, что с помощью колокола англичане смогли поднять значительное количество золота, после чего, напоив охрану, подняли паруса и сбежали.

В конце 50-х годов прошлого века правительство Испании продало право на поиски сокровищ француз­скому дельцу Давиду Лэнгленду, который уступил его, конечно не без выгоды для себя, парижскому банкиру Сикарду. Поскольку денег на экспедицию у парижанина не хватало, он в свою очередь обратился за помощью к преуспевающему банкиру Ипполиту Магену. Тот тщательно проверил рассказанное Сикардом по данным старых испанских архивов, а также провел дополнительное расследование в Париже. Очевидно, результаты были положительными, потому что он согласился финансировать экспедицию. Однако при ее организации возникло неожиданное препятствие в лице известного в то время в Англии специалиста по водолазным работам капитана Гоуэна. Оказалось, что оборотистый Лэнгленд ухитрился продать право на подъем ценностей еще и ему. Причем Гоуэн уже успел распродать в Лондоне много акций своего предприятия.

Пока улаживалось возникшее недоразумение, шло время. Наконец после весьма продолжительной подготовки Маген приступил к обследованию затонувших галеонов. Старый испанский рыбак, который принимал участие в работе экспедиции капитана Диксона, за приличное вознаграждение показал, где на дне лежат пять судов. Чтобы получить более точные сведения и вместе с тем сохранить тайну, Маген приказал завинчивать смотровое стекло шлема готовившегося к спуску водолаза раньше, чем будет снят шлем его товарища, поднявшегося на палубу. Таким образом, ни один из них не мог услышать, что рассказывали после погружения другие водолазы. Неизвестно, сыграло ли это какую-то роль, но за двенадцать дней было обнаружено десять кораблей.

Вскоре из Франции начало прибывать водолазное оборудование. В него входили подводный электрический фонарь, весивший чуть ли не полтонны, и подводная наблюдательная камера, вмещавшая двух человек. Первой находкой стала старинная пушка с забитым пробкой дулом, в котором еще сохранился воздух. Затем водолазы извлекли двести ядер, медный сосуд, топор для абордажного боя, рукоятку от кортика, серебряный бокал, футляр от трубки и мешочек бразильских орехов. Все это лежало среди остатков галеона, который местные жители почему-то называли «Мадерой».

Начавшиеся осенние штормы заставили водолазов прекратить работы на этом судне и перейти на галеон «Ла Лигура», который затонул в глубине бухты. Здесь они смогли добраться до судового лазарета, где обнаружили несколько медных тазов и стеклянных сосудов. Когда корпус галеона взорвали, к числу находок прибавились компас и железная чаша. А вот золота и серебра, увы, не было. Средства у Магена кончались, и всему предприятию грозил крах. Было решено попытать счастья на галеоне «Тампор». Приходилось спешить, поэтому работы велись даже в ночное время, благо электрический фонарь давал под водой достаточно яркий свет.

И вот тут-то неожиданно был найден первый серебряный слиток. А вскоре уже набралось 130 фунтов. В приподнятом настроении Маген выехал в Париж. Ему удалось распродать дополнительные акции и собрать приличную сумму денег. Кстати, из бухты Виго он захватил с собой тяжелый темный брусок, чтобы отдать его на исследование. Водолазы обычно не поднимали их со дна, а в тех редких случаях, когда они случайно попадали на палубу водолазного борта, выбрасывали за борт. К величайшему изумлению и не меньшей радости Магена, этот невзрачный на вид кусок металла оказался чистым серебром!

Тем временем в Европе назревала франко-прусская война. Париж, где находился руководитель экспедиции, был окружен немцами. В последнем полученном из Испании письме сообщалось, что почти все водолазы больны, парализованы, спуски может продолжать только один. Дело в том, что ни о какой декомпрессии в те дни никто и не думал. Поэтому, несмотря на сравнительно небольшую глубину, кессонная болезнь свалила водолазов. Да и сам Магеи оказался прикован к постели,

Водолазные работы возобновились лишь через два года. Французы обнаружили еще пять затонувших судов. Но золота по-прежнему не было и в помине. Да и бруски из серебра удалось собрать далеко не все. В ноябре 1872 года поиски сокровищ прекратились. У экспедиции не осталось денег даже для того, чтобы вывезти из бухты Виго водолазное оборудование.

Позднее незадачливый руководитель французской спасательной экспедиции Ипполит Маген издал в Париже книгу «Галеоны Виго», в которой в увлекательной форме рассказал историю испанских сокровищ и привел свои соображения по поводу их подъема. Его книга вызвала такой большой интерес у искателей подводных кладов, что испанцы на всякий случай засекретили все исторические материалы, относящиеся к этой бухте.

В конце XIX века было организовано еще несколько экспедиций. Наиболее серьезно взялась за дело американская «Компания для поиска сокровищ бухты Виго», которая просуществовала почти пятьдесят лет - рекордный срок для подобных предприятий. Вот только каких-либо ценностей, поднятых там, по крайней мере официально, на ее счету не числится. Правда, однажды американцам удалось подвести тали под хорошо сохранившийся галеон, но при переноске его краном на берег судно переломилось и обе половины опять затонули.

В 1904 году по следам американцев пошли испанцы Иберти и Пино, которые на одном из двух затонувших кораблей нашли несколько золотых статуэток и серебряных слитков по восемьдесят фунтов каждый. В конце концов спустя тридцать лет была создана акционерная компания, взявшая концессию на ведение подводных работ в течение восьми лет. Увы, они тоже не принесли ничего, кроме разочарований.

Казалось бы, эта череда неудач навсегда отобьет у искателей подводных кладов охоту тратить время и деньги на, возможно, даже и не существовавшие сокровища на дне бухты Виго. Ведь там побывали двенадцать солидных водолазных экспедиций! Среди затонувших в 1702 году судов, пожалуй, невозможно найти такое, которое бы не осматривали водолазы или даже не пытались поднять. За почти три века поисков бухта Виго стала синонимом несбывшихся надежд.

И все же, как это ни странно, в ноябре 1955 года английская компания «Венчур» купила у испанского правительства право на ведение водолазных работ в Виго. Внимание англичан привлек галеон «Сан-Педро», в который еще никто не смог проникнуть. По некоторым историческим документам можно было предположить, что на этом судне в самом начале сражения испанцы пытались перевезти сокровища на берег. Галеон был расстрелян английскими кораблями и затонул на сравнительно мелком месте, а местные рыбаки, чтобы золото не досталось врагу, завалили галеон каменными глыбами. От времени камни срослись между собой, образовав прочный панцирь, который не пускал кладоискателей. К сожалению, «Венчур», как и ее предшественники, вытянула пустышку. Это была последняя попытка найти один из самых знаменитых и сомнительных подводных кладов.

Карта боя в заливе Виго

После того как в Мадриде королем Испании был провозглашен Филипп V, его дед, французский король Людовик XIV, объявил Австрии войну за испанское наследство, длившуюся целых двенадцать лет. Для ее ведения французскому монарху, естественно, требовалось немало денег. Самой богатой страной в то время была Испания, имевшая золотые и серебряные рудники в колониях - Перу, Мексике, Чили.

Опасаясь за судьбу награбленных за годы войны сокровищ, испанцы после долгих колебаний наконец решили перевезти их из Америки в Европу. Летом 1702 года на девятнадцать галеонов было погружено большое количество золота, драгоценных камней, серебра, жемчуга, амбры, индиго, ванилина, какао, имбиря. Всего - на сумму тринадцать миллионов золотых дукатов. Одиннадцатого июня караван судов под командованием Мануэля де Веласко вышел из Веракруса. В море он встретился с французской эскадрой из двадцати трех кораблей, которой была поручена охрана испанских галеонов. Поскольку угроза нападения англо-голландского флота была реальной, командование эскадрой возложили на знаменитого тогда адмирала Шато-Рено, который за долгие годы службы не раз одерживал победы и над англичанами, и над голландцами.

Объединенная франко-испанская флотилия должна была идти в Кадис. Но поскольку разведка донесла, что этот порт блокирован английским флотом, Шато-Рено направился на северо-запад Испании, в бухту Виго.

После прибытия туда испанский флотоводец имел полную возможность выгрузить сокровища на берег, под охрану французских войск, которых в это время в Испании было предостаточно. Однако вместо этого нерешительный Мануэль де Веласко стал дожидаться указаний из Мадрида, куда следовать дальше. Дело в том, что, хотя ценности принадлежали Испании, предназначались они прежде всего для оплаты военных расходов Франции.

Весть о том, что в бухте Виго стоят галеоны, на борту которых находится неслыханное богатство, облетела все побережье Испании и дошла до англичан. Через месяц пришло распоряжение из Мадрида. Но в тот момент, когда Мануэль де Веласко распечатывал секретный пакет в своей каюте (кстати, гонец доставил его еще ночью 21 октября, но никто не решился разбудить вельможу), в бухту Виго ворвалась англо-голландская эскадра под командованием адмирала Джорджа Рука. Тридцать часов не прекращались жестокие абордажные бои. Испанцы успели поджечь часть своих судов, чтобы они не достались неприятелю. Англичане потеряли флагманский корабль и шестьсот человек, но зато вместе с голландцами захватили и потопили несколько французских военных кораблей. Самому Шато-Рено удалось прорвать блокаду и уйти в море. Тогда как в бухте, ставшей ареной грандиозного сражения, затонуло двадцать четыре судна.

Какова судьба сокровищ, которые во время баталии находились в трюмах галеонов? Почти триста лет этот вопрос остается без ответа.

По одним источникам, англичанам удалось захватить драгоценностей на сумму пять миллионов фунтов стерлингов, - хотя даже это составляет лишь часть сокровищ. Другие источники утверждают, что весь ценный груз пошел на дно бухты вместе с галеонами. Французы предполагают, и не без основания, что Шато-Рено по приходу эскадры в Виго все-таки выгрузил ценности на берег и под охраной французских войск тайно отправил своему правительству. Иначе за что же Людовик XIV после морского сражения, которое нельзя назвать победой для адмирала, произвел его в маршалы да еще щедро наградил?

Правда, скептики полагают, что факт выгрузки такого огромного количества ценностей скрыть было невозможно.

Действительно, июле 1738 года в бухту Виго прибыла французская судоподъемная экспедиция, возглавляемая Александром Губертом. После тщательных промеров были определены места, где лежали шесть затонувших кораблей. Выбор пал на галеон, находившийся на глубине всего шести метров при малой воде. Судно поднимали с помощью строп, деревянных понтонов, шпилей и двадцати двух толстых пеньковых канатов. Наконец, после двухлетних трудов в феврале 1742 года его так близко подвели к берегу, что при отливе трюм оказался сухим. Это был испанский галеон «Тохо» водоизмещением около 1200 тонн. Но, кроме 600 тонн каменного балласта, двенадцати чугунных пушек, нескольких сот ядер и десятка мешков ржавых гвоздей, на нем ничего не нашли. В итоге, потратив на экспедицию более двух миллионов франков, французы ни с чем покинули бухту Виго.

После них там появились англичане. Одному из них, Уильяму Эвансу, посчастливилось поднять серебряные слитки, оцененные в несколько сот фунтов стерлингов. Сумма, конечно, была незначительной. Главное же заключалось в том, что его находки вселяли надежду. Возможно, ему удалось бы обнаружить и другие ценности, но Испания неожиданно запретила искать сокровища в своих территориальных водах представителям нации, потопившей испанские галеоны.

В 1748 году испанцы сами попытались найти драгоценный груз, но безуспешно. Далее почти восемьдесят лет никаких водолазных работ в бухте не велось, хотя местные жители время от времени совершали туда скоротечные вылазки - ныряли к остовам затопленных судов, пытаясь что-нибудь рассмотреть в мутной воде.

В 1825 году в бухту вошел бриг «Энтерпрайз». На его борту находился водолазный колокол новой конструкции, не только позволявший дольше оставаться под водой, но и, что очень важно, дававший акванавту хороший обзор дна. Капитану брига Диксону пришлось работать в нем в то время, как на палубе вооруженные испанцы с нетерпением ждали своей доли добычи. Через несколько дней бриг исчез из бухты так же внезапно, как и появился. Пошли слухи, что с помощью колокола англичане смогли поднять значительное количество золота, после чего, напоив охрану, подняли паруса и сбежали.

В конце 50-х годов прошлого века правительство Испании продало право на поиски сокровищ француз­скому дельцу Давиду Лэнгленду, который уступил его, конечно не без выгоды для себя, парижскому банкиру Сикарду. Поскольку денег на экспедицию у парижанина не хватало, он в свою очередь обратился за помощью к преуспевающему банкиру Ипполиту Магену. Тот тщательно проверил рассказанное Сикардом по данным старых испанских архивов, а также провел дополнительное расследование в Париже. Очевидно, результаты были положительными, потому что он согласился финансировать экспедицию. Однако при ее организации возникло неожиданное препятствие в лице известного в то время в Англии специалиста по водолазным работам капитана Гоуэна. Оказалось, что оборотистый Лэнгленд ухитрился продать право на подъем ценностей еще и ему. Причем Гоуэн уже успел распродать в Лондоне много акций своего предприятия.

Пока улаживалось возникшее недоразумение, шло время. Наконец после весьма продолжительной подготовки Маген приступил к обследованию затонувших галеонов. Старый испанский рыбак, который принимал участие в работе экспедиции капитана Диксона, за приличное вознаграждение показал, где на дне лежат пять судов. Чтобы получить более точные сведения и вместе с тем сохранить тайну, Маген приказал завинчивать смотровое стекло шлема готовившегося к спуску водолаза раньше, чем будет снят шлем его товарища, поднявшегося на палубу. Таким образом, ни один из них не мог услышать, что рассказывали после погружения другие водолазы. Неизвестно, сыграло ли это какую-то роль, но за двенадцать дней было обнаружено десять кораблей.

Вскоре из Франции начало прибывать водолазное оборудование. В него входили подводный электрический фонарь, весивший чуть ли не полтонны, и подводная наблюдательная камера, вмещавшая двух человек. Первой находкой стала старинная пушка с забитым пробкой дулом, в котором еще сохранился воздух. Затем водолазы извлекли двести ядер, медный сосуд, топор для абордажного боя, рукоятку от кортика, серебряный бокал, футляр от трубки и мешочек бразильских орехов. Все это лежало среди остатков галеона, который местные жители почему-то называли «Мадерой».

Начавшиеся осенние штормы заставили водолазов прекратить работы на этом судне и перейти на галеон «Ла Лигура», который затонул в глубине бухты. Здесь они смогли добраться до судового лазарета, где обнаружили несколько медных тазов и стеклянных сосудов. Когда корпус галеона взорвали, к числу находок прибавились компас и железная чаша. А вот золота и серебра, увы, не было. Средства у Магена кончались, и всему предприятию грозил крах. Было решено попытать счастья на галеоне «Тампор». Приходилось спешить, поэтому работы велись даже в ночное время, благо электрический фонарь давал под водой достаточно яркий свет.

И вот тут-то неожиданно был найден первый серебряный слиток. А вскоре уже набралось 130 фунтов. В приподнятом настроении Маген выехал в Париж. Ему удалось распродать дополнительные акции и собрать приличную сумму денег. Кстати, из бухты Виго он захватил с собой тяжелый темный брусок, чтобы отдать его на исследование. Водолазы обычно не поднимали их со дна, а в тех редких случаях, когда они случайно попадали на палубу водолазного борта, выбрасывали за борт. К величайшему изумлению и не меньшей радости Магена, этот невзрачный на вид кусок металла оказался чистым серебром!

Тем временем в Европе назревала франко-прусская война. Париж, где находился руководитель экспедиции, был окружен немцами. В последнем полученном из Испании письме сообщалось, что почти все водолазы больны, парализованы, спуски может продолжать только один. Дело в том, что ни о какой декомпрессии в те дни никто и не думал. Поэтому, несмотря на сравнительно небольшую глубину, кессонная болезнь свалила водолазов. Да и сам Магеи оказался прикован к постели,

Водолазные работы возобновились лишь через два года. Французы обнаружили еще пять затонувших судов. Но золота по-прежнему не было и в помине. Да и бруски из серебра удалось собрать далеко не все. В ноябре 1872 года поиски сокровищ прекратились. У экспедиции не осталось денег даже для того, чтобы вывезти из бухты Виго водолазное оборудование.

Позднее незадачливый руководитель французской спасательной экспедиции Ипполит Маген издал в Париже книгу «Галеоны Виго», в которой в увлекательной форме рассказал историю испанских сокровищ и привел свои соображения по поводу их подъема. Его книга вызвала такой большой интерес у искателей подводных кладов, что испанцы на всякий случай засекретили все исторические материалы, относящиеся к этой бухте.

В конце XIX века было организовано еще несколько экспедиций. Наиболее серьезно взялась за дело американская «Компания для поиска сокровищ бухты Виго», которая просуществовала почти пятьдесят лет - рекордный срок для подобных предприятий. Вот только каких-либо ценностей, поднятых там, по крайней мере официально, на ее счету не числится. Правда, однажды американцам удалось подвести тали под хорошо сохранившийся галеон, но при переноске его краном на берег судно переломилось и обе половины опять затонули.

В 1904 году по следам американцев пошли испанцы Иберти и Пино, которые на одном из двух затонувших кораблей нашли несколько золотых статуэток и серебряных слитков по восемьдесят фунтов каждый. В конце концов спустя тридцать лет была создана акционерная компания, взявшая концессию на ведение подводных работ в течение восьми лет. Увы, они тоже не принесли ничего, кроме разочарований.

Казалось бы, эта череда неудач навсегда отобьет у искателей подводных кладов охоту тратить время и деньги на, возможно, даже и не существовавшие сокровища на дне бухты Виго. Ведь там побывали двенадцать солидных водолазных экспедиций! Среди затонувших в 1702 году судов, пожалуй, невозможно найти такое, которое бы не осматривали водолазы или даже не пытались поднять. За почти три века поисков бухта Виго стала синонимом несбывшихся надежд.

И все же, как это ни странно, в ноябре 1955 года английская компания «Венчур» купила у испанского правительства право на ведение водолазных работ в Виго. Внимание англичан привлек галеон «Сан-Педро», в который еще никто не смог проникнуть. По некоторым историческим документам можно было предположить, что на этом судне в самом начале сражения испанцы пытались перевезти сокровища на берег. Галеон был расстрелян английскими кораблями и затонул на сравнительно мелком месте, а местные рыбаки, чтобы золото не досталось врагу, завалили галеон каменными глыбами. От времени камни срослись между собой, образовав прочный панцирь, который не пускал кладоискателей. К сожалению, «Венчур», как и ее предшественники, вытянула пустышку. Это была последняя попытка найти один из самых знаменитых и сомнительных подводных кладов.

Время: 1702 г.

Место: Атлантика, Галисия (северозападная область Испании)

Золото бухты Виго связано с войной за Испанское наследство. В грандиозном вооруженном конфликте смешались интересы бывших союзников и кровных врагов - от Баварии до Арагона. Золото Виго, волею судеб оказавшееся в центре сражения между франко-испанскими защитниками и англо-голландскими войсками, обеспечило себе долгую память и громкую славу.

Закрома капитана Немо «...Ясно было видно чистое песчаное дно. Там, между почерневшими останками кораблей, сновали матросы из экипажа, одетые в скафандры. Они раскапывали занесенные илом, полусгнившие бочонки, искалеченные ящики. Из этих ящиков и бочонков сыпались слитки золота и серебра, целые каскады пиастров и драгоценных камней. Песчаное дно было буквально усыпано этими сокровищами...» (Берн Ж. 20 000 лье под водой. -СПб. : Logos, 2000). Так передал легенду о сокровищах залива Виго известный писатель Жюль Берн. Написанный в 1870 г. роман «20 000 лье под водой» во многом эксплуатировал образы, волнующие современную творцу Францию. В те годы Париж зачитывался газетными заметками о поисках знаменитого клада, а книги, повествующие о богатствах, похороненных в трюмах испанских галеонов, разлетались, как горячие пирожки.

Вышедшая в 1873 г. книга Ипполита Магена «Галеоны Виго» расписывала содержимое затонувшей эскадры как одно из величайших сокровищ всех времен, изобилуя многочисленными яркими образами: серебряные кубки с острыми гранями, крупные лимские изумруды, завернутый в мягкую ткань фарфор, ящики с жемчугами, пирамидки из тяжелых золотых слитков и, конечно же, отмеченные испанским крестом пиастры.

Карта Испании и Португалии. 1732 (Звездочкой обозначена бухта Виго.)

Подобная литература пришла на смену первоначальному скепсису при упоминании «испанских миллиардов». Тому есть только одно здравое объяснение: исследователям, долго копавшимся в море и не нашедшим следов сокровищ, нужны были вдохновенные рассказы о грядущих открытиях, способные привлечь необходимую спонсорскую помощь. Впрочем, следует признать, для этого имелись довольно серьезные основания. В августе 1702 г. из гаванского порта вышла крупная эскадра из 42 кораблей, путешествующих совместно под испанскими и французскими флагами. Французы (на 23 военных судах) под командованием адмирала Франсуа де Шато-Рено получили приказ обеспечить безопасность 19 галеонов испанского подданства, перевозивших поступления в казну.

Битва в заливе Виго. Неизвестный художник. 1702-1710

Команда капитана Немо собирает золото со дна залива Виго. Иллюстрация из оригинального романа Ж. Верна «20 000 лье под водой»

Война, гремевшая тогда во всех морях и на всех европейских границах, требовала много денег. Испанцы везли с перуанских рудников более 3000 т серебра и 200 т золота, собранных за три года. Кроме того, трюмы были заполнены кошенилью, пряностями, табаком, жемчугом и прочими пользующимися спросом товарами. Корабли под командованием Шато-Рено и испанского адмирала Мануэля де Веласко направлялись в испанский порт в Кадисе. Но в пути стало известно, что Кадис блокирован английскими военноморскими силами, и перевозчикам пришлось сделать солидную петлю, чтобы бросить якорь на северном побережье Испании - в районе бухты Сан-Симон, куда вел залив Виго. 22 сентября 1702 г. испано-французская флотилия достигла залива. Однако что делать с грузом дальше, Веласко не знал. Банкиры Кадиса, спонсировавшие перевозку, не разрешали сухопутную доставку сокровищ, а король проявлял нерешительность. Учитывая опасность, которую навлекало промедление, Шато-Рено предложил отойти в море и взять курс на Брест (Франция), где сокровища окажутся под надежной защитой. Однако его идея не вызвала энтузиазма у Веласко, не желавшего идти на дополнительный риск.


Война адмирала Рука, или Рождение легенды

Продолжавшиеся месяц переговоры завершились 22 октября 1702 г. На следующий день к заливу подошла англо-голландская армия адмирала Джорджа Рука, узнавшего об испанских сокровищах и пожелавшего добыть их для английской короны. После непродолжительного сражения на суше наступил черед морского боя. Скудным силам Шато-Рено противостояли полторы сотни кораблей. Бой длился недолго и закончился в считанные минуты. Сотни ядер изрешетили корпуса французских кораблей и превратили их в груду обломков.

Вот тогда-то и родилась легенда о золоте в заливе Виго. Адмирал Веласко приказал затопить корабли, чтобы они не достались врагу. Как стали говорить после, вместе со всеми сокровищами. В реальности, однако, Руку удалось захватить некоторую часть серебра - примерно на 14 тыс. фунтов стерлингов. Вновь задуматься о судьбе «золотого груза» заставила французская экспедиция 1738 г. под руководством Александра Губерта, которая достала со дна бухты один из галеонов, причем совершенно пустой. Ни Губерту, ни 14 последовавшим вслед за ним искателям так и не удалось обнаружить в заливе ничего, кроме скромного количества золота. Нисколько не похожего на легендарный итог трехлетней выработки перуанских шахт.

Тогда впервые начали появляться слухи о том, что накануне вторжения в бухту англичан большая часть золота была отгружена в порту. Возможно, Веласко специально приказал затопить флот, чтобы отвлечь внимание от суши. Версия вполне правдоподобная, но не подтвержденная официальными казначейскими документами Испании. Ведь если золото сгрузили в порту, то его должны были куда-то доставить? Если бы испанцы все-таки получили вожделенный груз, надо думать, они не делали бы из этого тайны. Потому вопрос о золоте залива Виго по-прежнему остается открытым.

Тайны бухты Виго

Ни одна книга, посвященная кладоискательству или водолазным работам, не обходится без истории поиска сокровищ в бухте Виго.

Этот сюжет, окутанный тайной и со временем обросший фантастическими подробностями, превратился в легенду, которая более двух с половиной веков будоражит умы не только обывателей, но и маститых ученых. Не будем нарушать традицию и мы.

Началась эта история в 1701 году, когда французский король Людовик XIY объявил Австрии войну за испанское наследство. Недовольные притязаниями французов, на сторону Австрии встали Англия и Голландия. Но для войны, как известно, нужны деньги. Их могли дать золотые и серебряные рудники Перу, Мексики и Чили, но они находились далеко, а путь в Европу был труден и опасен.

Риск потерять накопленные за несколько лет богатства был столь велик, что решения об их переправке удалось добиться лишь спустя год. 11 июля 1702 года караван под командованием Мануэля де Веласко б составе 19 испанских галеонов, нагруженных сокровищами, в сопровождении 23 кораблей французской эскадры адмирала Шато-Рено вышел из Вера-Крус и направился в Кадис. Однако сведения, что порт блокирован английским флотом, вынудили изменить маршрут и двигаться на северо-запад Испании в бухту Вию. Не отважившись сгрузить сокровища на берег под охрану французских войск, Мануэль де Веласко запросил приказ на дальнейшие действия. Ответ из Мадрида пришел спустя месяц. Но было уже поздно. В ночь на 21 октября в бухту ворвалась англо-голландская эскадра - около 100 кораблей - под командованием адмирала Джорджа Рука. Высаженный на берег десант общей численностью 4000 человек быстро овладел укреплениями. Более суток продолжался морской бой с ожесточенными абордажными схватками. Когда все стихло, 24 испанских и французских корабля покоились на дне бухты Виго, унеся с собой тайну одного из самых загадочных подводных кладов.

Исторические сведения о судьбе сокровищ весьма противоречивы. Согласно одним, англичанам удалось захватить драгоценностей на сумму в пять миллионов фунтов стерлингов, другим - только на двести тысяч. Ряд архивных документов свидетельствуют о том, что значительная их часть была все же выгружена на берег, но сохранились материалы, убедительно доказывающие, что весь груз каравана покоится на дне бухты. Впрочем, нет единого мнения и о количестве затонувших судов. Некоторые историки считают, что на пути из Вера-Крус на кораблях вспыхнула эпидемия желтой лихорадки, и эскадра вынуждена была разделиться и идти в разные порты. Другие заявляют, что из девятнадцати галеонов одиннадцать были захвачены англичанами и голландцами. Интересна и версия о том, что драгоценный груз был выгружен на берег Шато-Рено и переправлен французскому правительству. Сторонники этой точки зрения в качестве довода приводят свидетельства о присвоении ему сразу после этих событий чина маршала и полного адмирала. Аргумент довольно веский - ведь не за то же он получил награду от Людовика XIV, что потопил порученный ему конвой? Неизвестна и общая стоимость пропавших сокровищ - никаких документов о погрузке ценностей на испанские суда в Вера-Крус не сохранилось. И все же англичане оценивают их в двадцать четыре миллиона фунтов стерлингов, а американцы - в шестьдесят миллионов долларов.

Так или иначе, но бухта Виго стала своего рода Меккой кладоискательства и полигоном для отработки подводно-археологических методов и водолазной поисковой техники.

Воды бухты помнят первые, не достигшие ожидаемых результатов попытки француза Александра Губерта в 1738 году, и неудачные работы испанцев и англичан. Последним, под руководством Вильяма Эванса, все же удалось поднять несколько серебряных слитков, что нанесло сокрушительный удар по национальной гордости испанцев. Они были настолько ошеломлены его удачей, что запретили искать сокровища представителям нации, потопившей ее галеоны.

«Испанцы с жадным интересом рассматривали эти реликвии полуторастолетней давности, - пишет Маген в вышедшей в 1873 году в Париже книге «Галеоны Виго». - Их фантазия не знала удержу. Ящики с индиго превращались в серебряные вазы, а куски чугуна в серебряные слитки». Вслед за «Мадерой» осмотрены галеоны «Ла Лигура», затонувший в глубине бухты, «Тамбор», и «Алмиранте», но более ценных находок, чем медные тазы, различные сосуды, судовой компас и краска индиго, обнаружить так и не удается. Маген спешит, средства экспедиции подходят к концу, и всему предприятию грозит крах. И вот Судьба, словно подзадоривая банкира, подкидывает ему первый слиток серебра, затем второй, третий. Вскоре вес поднятого серебра составил сто тридцать фунтов. Маген воспрянул духом. Ему удалось быстро распродать акции и вновь, собрав необходимую сумму, продолжить работы.

В это время в Париж вернулся Денеруз. На этот раз он согласился взять на себя руководство работами, но грянула франко-прусская война. Над экспедицией вновь дамокловым мечом нависла угроза краха. Водолазы, не получавшие за свой тяжелейший труд жалования в течении месяца, объявили забастовку. Да и сам Маген был прикован к постели. Немцы осадили Париж. Лишившись возможности действовать, Маген отказался от поста директора.

После неудачных поисков французов в конце XIX века предпринималось еще несколько попыток овладеть кладом. Наиболее масштабными из них были работы американской «Компании по сокровищам бухты Виго», которая существовала почти пятьдесят лет. Им удалось поднять на поверхность один хорошо сохранившийся галеон, но при переноске краном на берег судно переломилось и вновь опустилось на дно бухты.

В 1904 году сокровища Виго привлекли внимание Джузеппе Пино - талантливого изобретателя и инженера, внесшего значительный вклад в развитие мирового судоподъемного и водолазного дела.

Его личность заслуживает особого внимания.

Джузеппе Пино родился в 1870 году в Кьямпо-Арциньяно, в Италии. В восемнадцать лет он переезжает в Милан, где продает свои первые изобретения в области электричества. На вырученные деньги он приступает к работе над созданием подводного шара для исследований морских глубин. Через несколько лет его идея претворяется в жизнь, но молодого конструктора постигает неудача. Жители деревни Ваду, находящейся между Саво-ной и Генуей, где Пино проводит свои испытания, испугавшись «монстра», затапливают его. Тяжело пережив несчастье, Джузеппе продолжает работать над новыми изобретениями и постепенно приобретает авторитет и влиятельных покровителей. Они помогают ему учредить компанию, деятельность которой направлена на совершенствование водолазной техники.

В 1903 году близ Генуи проводятся испытания нового детища Пино - гидроскопа, заинтересовавшего военно-морское министерство Италии. Его аппарат представлял собой стальную шахту, состоящую из нескольких полых цилиндров, выдвигающихся, как у зрительной трубы, в зависимости от глубины погружения. Нижняя часть шахты заканчивалась камерой с 12 оптическими стеклами - иллюминаторами, расположенными вкруговую по всей поверхности, а верхняя - стальной площадкой. Для придания конструкции большей плавучести площадка опиралась на пробковую платформу и закреплялась у борта исследовательского судна. Обследование дна проводилось наблюдателем, сидящим в смотровой камере или с площадки, где могло стоя размещаться до 20 человек. В этом случае изображение передавалось на специальный экран при помощи сложной системы зеркал.

Для «полевых» испытаний аппарата Пино выбирает бухту Виго. Его давно привлекают эти места. Ознакомившись с архивными материалами по затопленным кораблям, Пино заключает с испанским щ правительством договор на проведение водолазных работ. Согласно этому документу, Испании причитается 20% «всех богатств, какие бы ни были добыты».

В конце 1904 года в район поисков доставляется все оборудование, и Пино, полный надежд, приступает к делу.

Помимо гидроскопа в работах используется еще одно изобретение Джузеппе - элеватор для подъема со дна затонувших предметов. Он состоит из двух четырехугольных рам, к которым прикреплены двухслойные эластичные мешки из резины и брезента. Нижняя рама снабжена сильным магнитом, который, по замыслу автора, должен был притягивать железные предметы, и приспособлениями для крепления обнаруженных находок. В мешки насосом нагнетался воздух, и они устремлялись вверх, увлекая за собой привязанный к нижней раме груз. Этот прототип современного понтона должен был поднимать предметы весом до 30 тонн. Расчеты изобретателя оправдались. За время работ удалось извлечь несколько чугунных пушек, четыре паровых котла с английского судна конца XIX века, один из которых весил 70 тонн, золотые статуэтки и несколько серебряных слиткоп. Однако, баснословных сокровищ так и не было найдено.

Неудачи всех экспедиций так и не отбили охоту у искателей подводных кладов. Тайна бухты Виго, словно магнитом, притягивает к себе все новых добровольцев. Вновь и вновь снаряжаются поисковые группы, просматриваются архивы, снова терпят крах фирмы и калечатся судьбы людей.

Более 15 попыток найти легендарные испанские ценности так и не принесли никому удачи.

Пушки, поднятые со дна бухты Виго