Канатная дорога на горе ай петри. Ай-Петри Крым: Ялта с высоты птичьего полета, головокружительная канатная дорога и многое другое. Прогулка на Ай-Петри – экскурсия с характером

Отдыхая в поселке Гаспра, вблизи Ялты и спускаясь каждый день к морю, мы любовались зубчатой вершиной Ай-Петри. В один из дней нашего отпуска мы самостоятельно посетили одну из самых живописных гор южного побережья Крыма. В древности наверху Ай-Петри была построена церковь в честь Святого Петра, именем которой и была названа вершина.

С названием горы Ай-Петри связано много легенд. Говорят, когда-то давно у подножия Ай-Петри жили юноша и девушка, которые полюбили друг друга. Но их семьи были против этого чувства и запретили им встречаться. Тогда влюбленные решили спрыгнуть с горы и навсегда остаться вместе. Они забрались на вершину, но ущелье там было таким узким, что вдвоем прыгнуть было невозможно. Тогда юноша решил шагнуть в пропасть первым. Он попрощался с возлюбленной и прыгнул со скалы в бушующее море. Девушка, увидев ужасное зрелище, воскликнула «Ай, Петр», ведь именно так звали ее возлюбленного. С тех пор гора и получила такое название. А девушка, проплакав ночь, передумала прыгать вниз и вернулась к родным. Говорят, что именно после этой истории мужчины стали пропускать женщин вперед.

Вид на ЮБК с ай-Петри

Живописность склонов Ай-Петри была оценена и представителями царского семейства, и родом Юсуповых. У последних были имения с обеих сторон Ай-Петри. Одно в Кореизе, а другое в нынешнем поселке Соколиное.

Многие мои знакомые, побывавшие ранее в Крыму, с восторгом отзывались о поездке на Ай-Петри. Конечно, проживая поблизости, мы не смогли отказаться от увлекательного путешествия и не забраться к вершине этих величественных гор.

В 1987 г. была построена подвесная канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри», которая позволяет наиболее быстро подняться наверх. Длина ее около трех километров, а преодолевается это расстояние за 20 минут. Канатная дорога разделена на два участка: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть на данный момент является самой длинной безопорной канатной дорогой в Европе.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

До станции подвесной дороги из поселка Гаспра мы доехали за 15 минут на маршрутке. Как только мы вышли из автобуса, нас сразу же окружила кучка мужчин, которые предлагали нам подняться к вершине Ай-Петри на машине. Мы выслушали их предложения и вязли небольшой тайм-аут подумать.

Стоимость проезда по канатной дороге - 220 рублей в одну сторону, столько же стоит подъем на микроавтобусе. А так как ехать туда и обратно одной и той же дорогой не особо интересно, мы выбрали следующий вариант: на гору мы решили подняться в составе небольшой группы на микроавтобусе с кондиционером по трассе Ялта-Бахчисарай, а обратно - спуститься на канатке.

Еще одним аргументом "за" явилось, что водитель обещал сделать небольшие остановки возле водопада Учан-Су, возле серебряной беседки и на смотровой площадке практически возле вершины Ай-Петри.

Немного подождав, пока наберется группа, мы отправились в путь по склону горы Пендикюль. Водитель, он же гид, интересно рассказывал нам о местности, которую мы проезжаем и удивительных растениях, встречающихся нам по пути.

Деревья на Ай-Петри

Сначала лес был густым, с бурной растительностью, но по мере набора высоты деревья редели, и местность становилась более пустынной.

Довольно быстро мы добрались до водопада Учан-Су. В летнее время он течет еле видимой струйкой, а наиболее полноводен он весной и осенью. Поэтому особо нас этот водопад не впечатлил, хотя местность, в которой он находится очень красивая. На склонах растут высоченные деревья, в том числе мачтовые сосны, из которых когда-то строился российский флот.

Водопад Учу-Сан

Следующую остановку мы сделали на высоте 865 метров над уровнем моря у Серебряной беседки. Она была возведена в конце XIX века в честь строителей дороги Ялта-Бахчисарай. Работы велись не один десяток лет солдатами русской армии в тяжелых условиях. Зимой, когда беседка покрывается изморозью, со стороны Ялты, переливаясь на солнце, она кажется выполненной из серебра.

Серебряная беседка

Со смотровой площадки возле этой беседки-ротонды открываются потрясающие виды на Ялту. Здесь же можно купить сувениры и сфотографироваться с птицами за 100 рублей. Но мне обычно очень жалко, привязанных животных.


Вид на Ялту со смотровой площадки у Серебряной беседки

Дальше по горному серпантину мы поднялись на смотровую площадку, расположенную совсем рядом с конечной остановкой. На этом склоне в 1959 г. был установлен памятник советским партизанам, погибшим в боях с фашистами в декабре 1941 г. Местность здесь довольно плоская, с небольшими кустарниками и деревьями.

Ай-Петри. Памятник партизанам


Вид со смотровой у памятника Партизанам

Проехав еще минут 10, мы добрались до верхней станции канатной дороги. На этом месте мы распрощались с группой и нашим водителем. Я уже предвкушала, как поброжу по красивым просторам плато на вершине Ай-Петри. Но не тут то было. Великолепие природы и потрясающую атмосферу этого места портят оккупировавшие этот участок горы крымские татары.
Сразу же я почувствовала себя так, как будто попала на восточный базар в Египте или Турции. Нельзя было и шагу ступить, чтобы к тебе не подбегали работающие здесь татары и не зазывали тебя в свой ресторан или на прогулки на лошадях. Все это делалась со свойственной им навязчивостью. Стоило отказать одному, тут же подходил другой. Если честно, не понимаю, зачем было создавать здесь несколько десятков одинаковых ресторанов с одной и той же едой, чтобы потом биться за клиентов.


Плато на Ай-Петри

Мы же решили осмотреть окрестности. Пещеры, которые есть на этой горе, были закрыты, так как, по словам местных, еще не придумали делать ли вход в них платным или нет. Поэтому мы решили направиться к зубцам Ай-Петри. Говорят, что раньше подъем туда также был платным. Не понимаю, за что там брать деньги: карабкаться к зубцам довольно тяжело по крутому каменистому склону.

Сначала подъем идет среди диковинных деревьев, а потом по камням под палящим солнцем.

Деревья на вершине Ай-Петри

Каменистая дорога к зубцам ай-Петри

Зато конечный пункт потрясает своими видами. Отсюда видно все южное побережье Крыма, ведь высота вершины Ай Петри — 1234 метра.


На пике Ай-Петри

Кабинки канатной дороги кажутся с зубцов очень маленькими, даже не верится, что они вмещают до 35 человек.


Кабинки канатной дороги на ай-Петри

Потрясающие виды завораживают, тут понимаешь, что не зря проделал тяжелый путь. По возможности, я думаю, каждому туристу,
желающему увидеть живописный берег Крыма с высоты птичьего полета, надо обязательно подняться к зубцам Ай-Петри.


Вид на Ялту с Зубцов

Немного постояв на верху, мы начали спускаться. Затем сразу же направились к станции канатной дороги. Именно сейчас нам предстоял спуск к подножию горы по подвесной дороге. Кабинки отправляются раз в полчаса. Когда кабина канатной дороги заполнилась почти битком мы стали спускаться.

Находясь внутри, кажется, что мы движемся очень медленно, а встреченные нам кабинки просто проносятся мимо. На средней станции надо сделать пересадку и спуститься дальше. Таким образом, спуск занял около 20 минут, в то время как на автомобиле мы поднимались больше часа.

На маршрутке мы вернулись в Гаспру уставшие и полные впечатлений. Мы нисколько не пожалели, что наверх мы поднялись на машине. Это позволило нам изнутри увидеть замечательную растительность крымских склонов и полюбоваться видами южного побережья Крыма с разных смотровых площадок. А живописность и прекрасные перспективы вершины Ай-Петри надолго останутся в памяти ярким воспоминанием.

Все статьи по направлению Крым , Ялта .

Полезные ссылки

Отели в Крыму: отзывы и бронирование

Отели и гостиницы Ялты

Отели в Судаке

Отели в Севастополе

Гостиницы Феодосии

Наш отдых в Крыму длиться уже три недели, пора собираться и посетить Ялту. Много наслышана про этот город, но никогда там не была раньше. Решаем сменить обстановку и съездить хотя бы на 3 дня, в итоге получается 3 ночи и 4 дня.

Так как дней у нас мало, а посмотреть хочется много, я подготавливаюсь заранее. С помощью интернета изучаю основные достопримечательная Ялты. Знакомлюсь с советами опытных туристов и путеводителей.

И кончено везде упоминается гора Ай Петри. Читаю, смотрю фотографии и понимаю эта экскурсия не для меня. Панически боюсь высоты. Подъем и спуск по канатной дороге, для меня это не отдых, а сплошные нервы.

Буквально перед поездкой, разговариваю с подругой. Узнаю, 15 лет назад она была в Ялте и поднималась по канатной дороге на Ай Петри. Я вскользь интересуюсь:

Страшно?

Не страшно - отвечает она, добавив - на Красной поляне, в Сочи, страшнее.

Вот тут я задумываюсь. На Красной поляне была, поднималась, помню свой страх, но ведь пережила, зато какая красота там.

И в первый же день нашего пребывания в Ялте, после посещения Поляны сказки. Мы отправляемся искать начало подъема на гору Ай-Петри. Не могу объяснить, как я на это решилась, во всем виновато любопытство.

Канатная дорога на Ай Петри как добраться? Ищем долго, указателей на дороге нет. Пытаемся найти в интернете, прокатились по 3-м адресам, куда мы только не приезжаем.:) Заходим на официальный сайт канатной дороги. Нужно искать Нижнюю станцию. Если следовать точно, как описано на сайте и начинать с точки «На автомобиле с ЮБШ поворачиваем вниз на Мисхор, рядом с заправкой ТЕС», то вы быстро будете на месте. Нам описание не помогает, мы заблудились и не совсем понимаем, где главная дорога, где большой перекрёсток, где заправка Тес. На официальном сайте есть GPS координаты нижней станции: 34.070, 44.425, забиваем их в навигатор. Знаете, что он нам находит? Он прелагает нам прокатиться в Ирак.  Уже не весело. Мой муж делает последнюю попытку и вбивает эти координаты наоборот без пробелов 44.425, 34.070 и о чудо, навигатор строит маршрут. Едем, уже не на что, не надеясь, и приезжаем туда, куда нужно.

Парковка возле нижней станции канатной дороги платная, в мае 2017 года с нас берут 200 руб., при этом время не ограничено (в Ялте везде такая цена, где бы мы не оставляли машину). Только мы вылезли из машины, к нам подходит молодой человек и вежливо рассказывает, как мы можем попасть на Ай-Петри. Нам было предложено подняться на Ай-Петри на машине, с посещением водопада, озера черепашек, смотровой площадки, а спуститься обратно к машине по канатной дороге. Цена такая же, 350 руб. - подъем на машине, и 350 руб. - подъем по канатной дороге в одну сторону. Соглашаемся сразу, хочется посмотреть и водопад, и озеро, а меня, если честно не тянет на канатную дорогу.

И вот везут нас на старенькой машине. По ЮБШ практически возвращаемся в Ялту и начинаем наш подъем. Дорога на Ай Петри протяженностью около 22 км. Первые несколько поворотов…, и я начинаю беспокоиться за младшую дочь, ее часто укачивает в машине. Машина настолько жесткая и дорога настолько разбитая, что мое беспокойство напрасно, все идет отлично.

Заезжаем на водопад по дороге на Ай петри. Прошлись, посмотрели, прекрасное зрелище. Учан-Су или Летящая вода самый высокий водопад в Крыму. Потоки воды срываются вниз с высоты 98 метров. Нам посчастливилось увидеть водопад во всей красе.

Возвращаемся к машине, пока ждали остальных, разговорились с водителем.

80 думаю я, многовато, но так как не расслышала первую цифру, переспрашиваю.

Он снова отвечает.

180, ничего себе. Попутчик, который сидит рядом уточняет:

При подъеме 280 поворотов из них 18 на 180 градусов.

Сколько 280? Неужели это правда? Хотя все может быть. Если вы посмотрите на карту, то дорога на Ай Петри виляет как змейка.

И вот мы снова в пути, влево, право, влево, вправо, надеюсь половину уже проехали. Дети ведут себя хорошо, им весело. Самочувствие хорошее, повезло, что машина жесткая. Трясет, прыгаем в вверх, вниз, в разные стороны.

Остановка - озеро черепашек. Прежде чем покинуть машину, скептически уточняем у водителя.

Черепахи там есть?

Он снова улыбается - мы не первые и не последние, кто задает ему такие вопросы.

Есть - кивает он.

С виду обычное озеро, если бы поехали сами, проехали.

Прошли 10 метров… черепашка, одна, вторая. Плавают.

Детей не оттащить, да что детей, взрослых. Я первый раз вижу черепах в живой природе. Прогулявшись вдоль озера, возвращаемся в машину. Едем дальше.

Следующая наша остановка на смотровой площадке, вид сверх на Ялту. Среди сосен открывается сказочно красивый вид на горные вершины, поросшие лесом, небо с причудливыми сказочными облаками, море, уходящее за горизонт.

Фотографируемся, дышим горным воздухом и дальше в путь.

Осталось всего 5 километров. Но каких, как раз скорее всего эти 18 поворотов на 180 градусов. Дорога меняется лесной массив сменяется скалами. По одну сторону скала, по другую обрыв. Дорога узкая, две машины разъезжаются с трудом. Водитель молодец - останавливался там, где нужно, вид захватывающий (на своей машине не увидите, т.к. нужно знать, где остановиться и как поставить машину, мы потом на своей машине не смогли это повторить).

Когда уже думаешь, все надоели эти болтанка и трясучка, остановите дальше пойду пешком. Кстати, мы видели таких пешеходов, кто-то не выдерживает, люди идут, машина едет за ними.

И вот когда уже все, силы на исходе - вершина. Точнее равнина. Поля, леса, люди, дома - мы доехали. Ура! Дорога на Ай петри на машине занимает около часа нашего времени.

Нам повезло, солнечно, безветренно, ни единого облачка. Температура воздуха такая же как внизу. Середина мая, мы в футболках, кофты и ветровки так и не надеваем, носим их с собой в пакете. На горе предлагают много экскурсий на машинах, на лошадках, пешком. Все что хотите, как говориться были бы деньги и желание.:) Для того, чтобы все пройти и осмотреть и дня не хватить. Так как мы с маленькими детьми, дорога изрядно всех умотала, решаем просто отдохнуть и спускаться вниз. Идем на смотровую площадку. Высота 1200 метров, внизу как на ладони Ялта, Михор, море …

Сердце замирает. Вижу канатную дорогу на Ай Петри, вагончик висящей над пропастью.

И понимаю, я в него не войду. Начинается паника, до истерики внутри меня. Я все это озвучиваю мужу. Старшая дочь радуется, что сейчас поедем вниз, будем кататься на вагончике, младшая радуется вместе с ней. Что делать? Спуск на машине, тоже не вариант, жалко и себя, и детей. Звоню подруге и говорю, что я жутко боюсь. На что она советует успокоиться и не пугать детей. А просто войти, закрыть глаза и спуститься вниз.

Так и делаю, захожу, но глаза не закрываю, а широко их открываю. И встаю в самое начало вагончика. Как говорится, красота спасет мир, восхищение от увиденного берет вверх над страхом. Как же там красиво.

Хожу по вагончику от одного окна к другому и восхищенно смотрю вокруг. Это не забываемо.

Людей в вагончике вместе с нами человек десять, поэтому посмотреть была возможность из всех окон.

Все-таки отдых в Крыму в мае имеет свои неоспоримые плюсы - это хорошее время для экскурсий, отдыхающих мало, очередей нет.

Спуск длился минут 10-15 не больше, точно не скажу, не засекала. Успеваю сделать несколько снимков. Самое главное дети в восторге. В какой-то статье или отзыве я прочитала, экскурсия не для слабонервных и если вы боитесь высоты, то это точно не для вас. Опровергаю эти слова, для нас! Сделайте только шаг, не пожалеете! Проверено на собственном опыте!

Основные моменты

Гора Ай-Петри является визитной карточкой южного Крыма. Горная вершина покоряет путешественников неповторимыми линиями своих фигурных зубцов и необычной, несколько даже причудливой цветовой гаммой скал, поэтому ее по праву называют самой живописной на полуострове. Она же – самое ветреное место в Крыму, где в свое время была зарегистрирована рекордная скорость ветра – 50 метров в секунду. Именно здесь метеорологи в 1970 году зафиксировали 215 туманных дней в году, что тоже стало для региона своеобразным рекордом.

Зубцы горы Ай-Петри

Высота главной вершины Ай-Петри составляет 1234 метра. В силуэте горы также отчетливо просматриваются Восточная и Западная оконечности. В целом, она состоит из четырех крупных, 65-80 метров высотой, выступов на гребне, а также множества мелких. Линия морского горизонта с вершины просматривается примерно на 130 км, в то время как с ялтинского побережья всего на 10 км.

Зачастую под Ай-Петри понимается весь одноименный горный массив, однако собственно эта вершина располагается на юге плато. Она-то и является самой посещаемой туристами. Экскурсионная программа обычно продолжается 5-6 часов и включает в себя немало интересного. Один только подъем по канатной дороге чего стоит! Кроме того, путешественники могут посетить так называемую «Ялтинскую пещеру», прогуляться по буковой роще вплоть до самой вершины горы и даже совершенно бесплатно продегустировать крымские вина.



Попасть на самую известную вершину Крыма можно различными путями, самым популярным и комфортным из которых считается путешествие по канатной дороге из курортной Ялты. Но независимо от того, как вы доберетесь до Ай-Петри, вас ждут самые незабываемые впечатления. А ещё – знакомство с другими расположенными здесь достопримечательностями: вершиной Бедене-Кыр, Ай-Петринским меридианом, метеостанцией, загадочными местными пещерами.

Присмотревшись же к самой горе, можно увидеть древние коралловые отложения – окаменелости в виде трубочек и веточек, которым, как минимум, несколько десятков миллионов лет. Какие тайны хранят они в себе? Наверняка это интересно каждому, и каждый хотел бы разгадать их. Что ж, в таком случае вам не остается ничего другого, как приехать в Крым и попытать счастья…



Природа и климат

Гора Ай-Петри представляет собой прочный известняк с однородной структурой, появившийся примерно 200 миллионов лет назад из бурливших в этом месте океанских вод. Ее вершина имеет зубчатую форму, составляет единый комплекс больших и малых скальных образований, возвышающихся над яйлой. Если смотреть на гору Ай-Петри со стороны моря, профиль вершины чем-то напоминает средневековую крепостную башню, возведенную для защиты горного плато.

Панорама горы Ай-Петри из Алупки

Плато примечательно и само по себе, ведь здесь, будто уцепившись за скалы, разместился реликтовый буково-грабовый лес. Гуляя по нему, можно любоваться крымскими соснами и даже встретить ягодный тис. Основные «жители» массива, бук и граб, высоту имеют солидную – 10-15 метров, а в диаметре достигают примерно полуметра. Именно в этом лесу находится необычная «сосна-самолет», прозванная так благодаря своим раскидистым ветвям.

Есть в окрестностях горы Ай-Петри и так называемая «Пьяная роща», объединяющая семейство сосновых деревьев. Они как бы парят над поврежденном оползнями склоне, на котором, собственно, и растут. Говоря в целом, растительный мир самой известной горной вершины южного побережья Крыма включает в себя свыше 600 видов деревьев и кустарников, в том числе и различных трав. Здесь настоящее раздолье для любителей цветов – ландышей, крокусов, пионов, подснежников, резух, крокусов, фиалок и других, встречающихся тут в изобилии.


Одним из самых шустрых, ловких и проворных пресмыкающихся считается крымская скальная ящерица. В летние дни туристы, гуляя на склонах Ай-Петри, могут с ней повстречаться. Многие по незнанию боятся ее, но делать этого не нужно, поскольку ящерица не ядовита и, соответственно, не опасна. Еще одних ярких представителей местной фауны – черных грифов и белоголовых сипов – можно увидеть величественно кружащими над скалами. Не исключено, что в далекие времена животный мир Ай-Петри был значительно богаче. Однако сейчас братья наши меньшие отсюда фактически разбежались, поскольку эта достопримечательность из-за ежегодного «нашествия» туристов стала местом шумным и многолюдным.

Оказавшись на вершине горы Ай-Петри, нельзя не оценить невообразимой красоты панораму, открывающуюся с этой природной смотровой площадки. Перед вами предстанут замечательные виды южного берега Крыма, начиная от Симеиза и заканчивая Аю-Дагом. Особенно сильное впечатление вызывает пребывание на другой смотровой площадке, что на скале Шишко. Ее уникальность в том, что она располагается прямо над обрывом. Да еще и высота приличная: 1182 метра.

На вершине Ай-Петри, и об этом никогда не следует забывать, значительно прохладнее, чем у моря. Разница температур составляет примерно 7-8 градусов. Даже летом, когда кругом жара, горный массив то и дело оказывается окутанным туманами. К тому же, внезапно может пойти холодный дождь. Другой заметной особенностью ай-петринского климата являются сильные, пронизывающие ветра, дующие почему-то в самые жаркие дни. Их скорость может достигать 50 метров в секунду, что вполне ощутимо: воздушный поток реально может сбить с ног. Зафиксирован даже своеобразный рекорд: в 1949 году ветер, дувший со скоростью больше 15 метров в секунду, не унимался в течение 125 дней.

В какой-то момент люди решили обратить силу ветра себе на пользу, установив на плато ветроэлектростанцию. Однако он не дал себя приручить, сорвав с сооружения лопасти. Теперь ветроэлектростанция находится в нерабочем состоянии. При этом комплекс радарных станций, построенных еще в советское время на Бедене-Кыр («Перепелиной горе»), ветер не тронул. Видно, не «по зубам» он ему оказался. Предназначение комплекса – осуществление наблюдений за земной атмосферой и космическим пространством.

История и легенды


Канатная дорога "Мисхор - Ай-Петри"

Примерно 160 миллионов лет назад окрестности Ай-Петри были совсем не такими, какими мы их видим сегодня. Они представляли собой достаточно зловещее место, где доминировали вулканы, и спящими они отнюдь не были. Остатки этих древних исполинов сохранились возле поселков Форос и Мелас. Самые старые образцы породы, из которых состоит гора Ай-Петри, можно увидеть в обрывах над дорогой в районе реки Коккозки. Она ведет из Ялты и бывшей столицы Крымского ханства – Бахчисарая – через поселок Соколиное Бахчисарайского района.

Если говорить о вершине горы, то она представляет собой ископаемый риф, возраст которого исчисляется миллионами лет. Известняковая порода лежит здесь пластами, в ее составе окаменевшие остатки прежних «жителей» морской акватории: водорослей, кораллов и моллюсков. Массивы рифов устремляются вниз более чем на 500 метров, словно уходя в глубину веков. Ай-Петринские зубцы, эти визитки большой Ялты, сформировались в процессе эрозии и выветривания, который занял не менее тысячелетия. Они, словно каменная корона, венчают собой крутой отвесный обрыв.

На одном из зубцов находится крест. Как он тут оказался? Оказывается, его поставили во время съемок в 1936 году культового советского кинофильма «Дети капитана Гранта» по мотивам произведения Жюля Верна. В этих же местах проходили съемки еще одной очень популярной приключенческой киноленты «Сердца трех». Таким образом, гора Ай-Петри – это не только природная, но и культурная достопримечательность Крыма, точнее даже сказать «кинематографическая».

Что же касается легенд, то самой известной и, можно сказать, «раскрученной» считается история большой любви двух молодых людей, очень похожая на трагедию Ромео и Джульетты. А начиналась она так. В окрестностях горы в далекие времена проживали две состоятельные семьи, в одной из которых рос сын, а в другой – дочь. Они влюбились друг в друга и решили пожениться, однако родители были против их союза. Семья девушки давно уже имела виды совсем на другого парня в качестве ее мужа. Точно так же и молодому крымскому «Ромео» отец и мать нашли богатую невесту. Перед влюбленными был поставлен нелегкий выбор: или они соглашаются на выгодный брак, одобренный родителями, или их ждет изгнание из дома с перспективой прожить жизнь в забвении и бедности.

Но молодые люди так крепко любили друг друга, что решили уйти из жизни, посчитав это избавлением, так как никто из них не хотел связать свою судьбу с нелюбимым человеком. Они пришли на вершину Ай-Петри, чтобы, взявшись за руки, спрыгнуть с нее вниз. Но когда добрались на место, увидели, что узкие зубцы могут пропустить только одного человека. Петр – так звали юношу – на правах мужчины решил сделать первый шаг в вечность. Одно мгновение – и он разбился о скалы, после чего его тело поглотила темная вода. Девушку после увиденного охватил такой ужас, что повторить прыжок своего любимого она не смогла. Безутешная невеста до утра просидела на краю скалы, повторяя сквозь слезы: «Ай, Петр! Ай, Петр!» С рассветом девушка успокоилась и рассудила, что для того, чтобы умирать, она слишком молода. И вернулась домой. А сама гора, как гласит предание, получила название в честь мужественного юноши, который предпочел расстаться с жизнью, чем предать свою любовь.

Однако есть и официальная версия происхождения названия Ай-Петри. Она более правдоподобна в сравнении с легендой, так как опирается на исторические факты. В Средневековье тут находилась церковь Святого Петра. До наших дней она не сохранилось, но, очевидно, именно она дала название будущей крымской достопримечательности. Слово «Ай» означает «святой», а «Петри» – «Петр». Оба слова греческие. Таким образом, название переводится на русский язык как «гора Святого Петра».

Что посмотреть на горе Ай-Петри

Самой известной достопримечательностью горы является знаменитая канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри». Эту транспортную артерию можно не только осмотреть, но и воспользоваться ею. Поездка на ней оставляет самые яркие эмоции, ведь меньше, чем за четверть часа вы оказываетесь на высоте 1153 метра, откуда открываются потрясающие виды на все южное побережье Крыма. Здесь, на плато, каждый экскурсант сможет найти для себя массу занятий, начиная от обычной прогулки по заповеднику и заканчивая дегустацией блюд местной кухни, и прежде всего крымско-татарской.

Канатная дорога является рекордсменкой Книги Гиннесса. Ее внесли туда как самый длинный в Европе пролет без опор. А еще она входит в десятку самых уникальных канатных дорог в мире. Во-первых, благодаря протяженности, составляющей 1670 метров, и углу подъема возле гор – 46 градусов. В свое время канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри» была модернизирована. Ей заменили и усовершенствовали техническую часть. Был произведен пусть и не капитальный, но все же ремонт машинных отделений, помещений и станций. Относительно недавно, в 2013 году, несущий канат был заменен на новый, специально изготовленный в Австрии под стандарты этой канатной дороги. Работы по его замене можно назвать уникальными, поскольку на территории бывшего СССР таковые на столь большой дистанции ранее никогда не проводились.

На данном объекте к вопросам безопасности серьезно относятся отнюдь не для галочки. Каждый день обслуживающий персонал проводит ревизию всех агрегатов, узлов и канатов, проверяет электрическую часть и только после этого дает добро на провоз пассажиров. В вагонах, каждый из которых рассчитан на 40 человек, вместе с туристами неизменно находится опытный проводник.

На станциях, где вывешены стенды с информацией о графике работы канатной дороги, ее истории и указаны контактные телефоны, людей встречают дежурные. Чтобы путешественники в местах ожидания не скучали, им на экранах современных телевизоров демонстрируют информационные и развлекательные программы. Также работает система туманообразования, обеспечивающая уличное кондиционирование.

Если вы забыли дома теплую одежду (как мы уже сказали, на высоте несколько прохладнее, чем на берегу), ее вы можете купить в торговых рядах, расположенных на территории двух станций канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри»: нижней и верхней. Здесь же вы можете приобрести приглянувшиеся сувениры, которые станут напоминанием об этой поездке. Сама же поездка, надо сказать, довольно экстремальная. При нахождении в передней части кабинки по направлению движения, можно считать, что вам повезло - отсюда открывается самый лучший вид. При сближении с горой Ай-Петри, особенно с ее вершиной, восторг смешивается с инстинктивным страхом, хотя умом понимаешь, что никакого столкновения не будет.

Чтобы отвлечься от неприятных эмоций, больше смотрите под ноги, под которыми можно увидеть хвойный лес. Или любуйтесь видами на море, с высоты кажущимся поистине бескрайним. Многих туристов во время путешествия донимают приступы морской болезни: закладывает уши и подступает рвотный рефлекс. Бороться с ними можно по-разному. Одни предусмотрительно принимают таблеточку от укачивания, другие предпочитают обходиться без «химии» и ограничиваются обычным леденцом. Но есть и такие, которые подходят к проблеме поистине творчески. Они берут с собой любимого человека и как только чувствуют, что закладывает уши, начинают целоваться. Говорят, помогает.

Ай-Петринское плато – это и есть вершина горы. Оно довольно большое и на удивление ровное. Может даже сложиться впечатление, что находишься не на горной вершине, а где-то в степной местности. Ну, а если позволят силы, то можно взобраться еще выше, на самый пик, к тем самым знаменитым зубцам. К ним ведет пешая тропа, оборудованная лавочками для отдыха. Подъем займет от получаса до часа. Сама по себе тропа несложная, препятствий на ней как таковых нет. Однако следует учитывать, что из-за большой ежедневной посещаемости камни на ней обтесываются. Это привело к тому, что тропа в некоторых местах стала совершенно гладкой и скользкой, как каток. Наступая на камни, не теряйте бдительность, иначе можете упасть.

После такой интересной и насыщенной прогулки, как правило, разыгрывается аппетит. Подкрепиться можно в кафе и ресторанах, расположенных недалеко от туристического маршрута. Здесь их достаточно много, и они практически одинаковые. Чем ближе к канатной дороге, тем больше посетителей, а цены, соответственно, выше. В меню превалируют национальные крымско-татарские блюда, приготовленные на европейский манер. Однако порции здесь, в отличие от заведений питания в ряде туристических центров Старого света, весьма большие, так что лучше заказывать понемногу, а не все сразу.



Туристов на Ай-Петри также привлекают пещеры. К настоящему моменту их открыто более сотни. Сколько же их на самом деле, установить трудно. Такие пещеры, как Геофизическая, Каскадная, Жемчужная, Данильча-Коба, Трехглазка, Кристальная и другие (всего 12), имеют статус природных памятников. Пещерные полости магнитом манят к себе спелеотуристов. Не все из них имеют альпинистскую подготовку, поэтому посещают те пещеры, которые специально оборудованы для экскурсий – это уже упомянутая Трехглазка и Ялтинская.

Поднявшись на гору, можно посмотреть знаменитый Ай-Петринский меридиан. Он представляет собой глобус, на который нанесены точные геофизические данные. Необычная достопримечательность установлена на гранитной плите.

Может сложиться впечатление, что гора Ай-Петри – популярное место исключительно для летнего отдыха. Но это далеко не так. Тут оборудован полноценный горнолыжный комплекс, поэтому ценителям зимнего отдыха тоже найдется, чем занять себя по приезду. Когда наступает холодный период года, прокладывают несколько горнолыжных трасс. Они оборудованы автоматизированными подъемниками. Если вы не располагаете собственным снаряжением – лыжами, санками, сноубордами – можете взять их напрокат прямо на месте.

Трассы предусмотрены как для опытных, так и начинающих горнолыжников. Каждый год проводятся соревнования по лыжному фристайлу. А еще отмечается Праздник зимы, традиционно собирающий очень много зрителей. Кстати, снежный покров на Ай-Петри не сходит вплоть до середины апреля. Туристы-новички переживают: есть ли где остановиться во время зимнего отпуска? Разумеется, предусмотрено и это. К услугам отдыхающих – небольшие уютные домики.



Отдельно следует сказать о Большом каньоне Крыма, к которому можно отправиться с Ай-Петринского плато. Чтобы добраться до него, по дороге из Ялты на Бахчисарай нужно двигаться в сторону последнего через все плато. Дальше вас ждет спуск с горы. Дорога здесь – настоящий серпантин, и этим она очень похожа на подъем со стороны Ялты. И вот у самого подножия Ай-Петри вы увидите заветный указатель, следуя по которому попадете в каньон. Гулять по нему можно только пешком, радуясь, что тропа ровная, так что сильно вы не устанете, как это было бы при наличии подъемов. Весь маршрут пролегает по руслу, созданному на протяжении тысячелетий самой природой. Это она упорно шлифовала каменные породы, формируя в них причудливой формы каскады, воронки и даже водопады. Конечной точкой маршрута является так называемая «Ванна молодости», на пути к ней вы увидите водопад «Серебряные струи» и множество озер. И это не говоря о предстающей взору великолепной панораме горной реки и самих гор.

Еще одна популярная достопримечательность Ай-Петри - Серебряная беседка, появившаяся здесь в конце позапрошлого века. Ее возвели в честь знаменательного события - сдачи в эксплуатацию дороги, соединившей Ялту и бывшую столицу Крымского ханства. Беседка, до которой около 5 минут езды от вершины горы, располагается над обрывом. Посмотрев вниз, буквально себе под ноги, вы увидите великолепные горы и лесной массив.

Во время спуска от Серебряной беседки, вам на пути встретится большой ресторан. Сразу за ним увидите знаменитый водопад Учан-Су (название с крымско-татарского переводится как «Летящая вода») - самый большой на полуострове и один из крупнейших на европейском континенте. Рассмотреть его во всей красе можно только весной, поскольку летом он маловоден. Вода падает с таким шумом, что ее раскаты можно слышать в радиусе нескольких километров.



Как добраться

На гору Ай-Петри ведут две дороги – одна из Ялты, вторая из Бахчисарая. Популярностью среди туристов в большей степени пользуется первый путь, поскольку позволяет до прибытия на Ай-Петри посетить и ряд других достопримечательностей Крыма, например Ай-Петринское нагорье, скалу Шишко и уже упомянутый водопад Учан-Су.


Выехав из Ялты на машине, направляйтесь на запад в сторону поселка Симеиз. Ориентируйтесь на остановку «Узбекистан» – по названию популярной крымской здравницы. Здесь вы увидите разветвление дорог с указателями. Поворачиваете по тому из них, который указывает направление на Ай-Петри. Ехать придется по склонам горы Могаби, подъем здесь извилистый и крутой. На пути справа находится тот самый санаторий – «тезка» солнечной среднеазиатской республики. Двигаясь от «Узбекистана» в сторону Ай-Петринского перевала, значительные населенные пункты вам не встретятся. Дорога к знаменитой горе, пролегающая по низкорослому лиственному лесу, на всем своем протяжении будет буквально виться среди деревьев.

Альтернативный способ добраться до Ай-Петри – военная дорога. Путь этот более длинный, да и с приступами укачивания тут сталкиваются чаще, чем во время путешествия по канатной дороге. Ездившие по ней путешественники утверждают, что здесь целых 365 поворотов. Некоторые из них настолько крутые, практически равняются 180 градусам, что экскурсионный автобус вписывается в них с огромным трудом. Путешествие по военной дороге занимает примерно час. В сравнении с канатной дорогой, по которой пассажиры доставляются на гору Ай-Петри в течение 20 минут, это очень долго.

Гора Ай-Петри является не только основной достопримечательность Большой Ялты, но и одной из основных рекордно посещаемых мест всего Крымского полуострова. Могу это утверждать не только как отдыхающий турист, но и как бывший житель Крыма. Пацанами, в начале 70 годов, лучшим отдыхом летом для нас считалось с палаткой провести пару недель уехать из Симферополя на электричке в Солнышко, за Саками, или на троллейбусе, до Алушты, Гурзуфа или Ялты. Пляжи были не для нас, привлекали места более дикие, были еще такие. Вот тогда-то и попал я первый раз на Ай-Петри. Не было еще ни канатной дороги, ни кафе, ни обустроенных входов в пещеры. Район Ай-Петри относился к крымскому заповеднику. Наплывом туристов еще и не пахло. Посещение этой красоты относилось к экстремальному походу, а не к тривиальной экскурсии. Как же все это изменилось со временем...

И вот, в 2010 году, вместе с супругой поехали "боевой славы" моей юности. Как же хотелось прокатиться на транспорте молодости - электричке, рогатом троллейбусе, но под задницей урчал внедорожник, справа восхищалась природой жена, сзади, из открытого окна, терял на ветру слюни огромный сенбер. И мне было и хорошо, и спокойно, но в то же время тоскливо. Лучше встречаться с юностью наедине... Но, отставить лирику...

Как и говорил в начале повествования, расскажу, как туда лучше съездить рядовому туристу. Мне пришлось съездить два раза. Первый, в полном составе: я, жена, собака, джип. Два последних оказались абсолютно бесполезной нагрузкой. Не знаю, как сейчас, а в десятом году припарковать частную машину вблизи площадки оказалось делом невозможным. Местным таксистам и частным извозчикам я не сумел доказать, что конкурентом не являюсь. Они выразительно смотрели на колеса моей машины, в глазах было видно кино о потере воздуха из колес. Короче, первая поездка не удалась на 100 процентов. Хотя нет. Серпантин подъема и спуска впечатлил. Отнюдь, не природой. А тем, как местные автовладельцы с туристами лихо "серпантинят", всем своим видом и поведением показывая, какой же лох сидит в машине из 77-го региона.

Трудно было уговорить супругу к повторному посещению. Легче было уговорить собаку, оставив на попечение приятеля, у которого остановились. Приятель убедился в лояльности к нему моего "теленка". Тем более, любой сенбернар сменяет на безмерное купание в море все: еду, хозяина, даже Родину!

На этот раз поехали по самому лучшему пути, его советую всем, даже не из принципов экономичности, а по легкости исполнения.

До подножия Ай-Петри можно добраться из города от Центрального автовокзала на рейсовом автобусе до нижней станции канатной дороги. Можно и поймать такси, что мы и сделали, но тогда придется объяснять таксисту, что ты не скряга по жизни, а просто хочешь прокатиться на канатке... Ну, понятно. Так что, лучше не "пользовать" частников, чтобы сохранить настроение.

Канатка (канатная дорога), имеет три станции: нижняя, средняя и верхняя. Подъем, как и спуск, стоит около 200 рублей на наши деньги, на гривны тогда стоило дороже, рубли уважали больше. Но, поверьте, это того стоит. Вид с высоты птичьего полета вызывает зависть к нашим рукокрылым братьям, которые, кстати, совсем не боятся кабинок канатки. От средней станции "Сосновый бор" начинается самая интересная и впечатляющая часть дороги - безопорная. Вагончик будто взмывает к скалам.

Виды, открывающиеся с вершины горы, описывать не буду, слова бессильны. Особенно, отсутствие линии горизонта между морем и небом, безграничная синева! Естественно, нужно выбрать хорошую погоду. Даже средняя облачность может испортить все впечатления.

На верхней площадке есть три пещеры, доступные для посещения. Если вы имеете отношение к спелеологии, вас, конечно, они не впечатлят. Да и с пещерами Нового Афона сравнивать по масштабам трудно. Но, как развлечение, рекомендую. Оплата посещения с гидом - около 150 рублей. Наш выбор остановился на "Геофизической". Крутая винтовая лестница, реально высоко и глубоко. И весьма прохладно. Легкая кофточка дамам не помешает. Кто приехал с детьми, будет интересно покатать свои городские чада на смирных лошадках. Все реально нужные заведения присутствуют в достатке. Два платных туалета, один бесплатный. Много кафе и сувенирных магазинчиков, где все товары так или иначе, связаны с Ай-Петри, канатной дорогой и другими местами полуострова. Несколько кафе и полноценный ресторан.
Кстати, местные хозяева этих культурных заведений, включая платные туалеты, обзавелись зазывалами, в роли которых подрабатывают юноши и девушки школьного возраста. Видимо, пример Египта заразителен.

Гора Ай-Петри , одна из самых посещаемых и известных достопримечательностей Крымского полуострова. Красоту этих горных пейзажей словами описать трудно. Разве художнику, с кистью в руках, это подвластно. Ну, на худой конец, хорошему фотографу. А лучше-приезжайте сюда, и всю прелесть и захватывающие дух виды- ощутите сами.
Название горы Ай-Петри переводиться как Святой Петр. До завоевание Крыма татарами, на горе располагался христианский храм Святого Петра, в честь него и была названа гора и плато.

Массово туристы потянулись сюда в конце 19- го века, после того, как был закончен участок дороги соединяющий поселок Соколиное и Ялту, через гору Ай-Петри. Дорога была закончена в 1894 году и соединила Южный и центральный Крым. Как следствие - два крупных города Ялта и Бахчисарай получили прямое сообщение. Строительство каменной дороги практически проходило около 30 лет, и до сих пор является одним из самых сложных инженерных проектов Крыма.

Достопримечательности горы Ай-Петри:


Как добраться на Ай-Петри на машине


Если же Вы решили добираться на гору Ай-Петри на автомобиле, Вам следует добраться до Ай-Петринского плато, а оттуда до канатной станции Ай-Петри. Именно с нее начинается подъем к самому пику горы- к ее зубцам.
К зубцам Ай-Петри от канатной станции ведет пешая дорога. Продолжительность маршрута около 30 минут, без больших перепадов по высоте. Стоимость пешего подъема к зубцам -100 рублей. Оплата- у входа на тропу.

Вершина Ай-Петри


Вершиной горы Ай-Петри считаются именно Зубцы, их высота от основания до вершины составляет 1234 метра. У Зубцов помимо красивых видов, есть два экстремальных развлечения которые могут пощекотать Вам нервы, но являются абсолютно безопасными. Соблюдены все правила безопасности и практически каждый элемент экстремального развлечения имеет два уровня страховки.


Самая интересная, на Мой вкус -это подвесная дорога между зубцов. Проход по ней весьма щекочет нервы, под ногами через щели виднеется огромный провал, с острыми скалами и вершинами деревьев. После прохождения канатной дороги на Ай-Петри смело можете занести себя в разряд экстремалов. Цена прогулки 500 рублей. Средняя продолжительность перехода-10-15 минут.
Если Вы все же решитесь на прогулку, то лучше всего это делать в паре, один идет по дорожке, второй с конечной точки маршрута делает фото и видео, а потом меняетесь. Именно так Вы получите больше удачных снимков на память.
Хотя по времени это немного дольше, чем идти друг за друг за другом, но можно немного сэкономить время- заняв очередь для первого человека, сразу занять очередь для второго. Чтобы успеть первому пройти, а второму пофотографировать и успеть в очередь обратно, следует сделать разрыв между людьми в 6-7 человек.


Второй экстрим маршрут- это спуск к станции канатной дороги, на подвесном тросе. Спуск проходить очень быстро и весело, стоимость спуска 1000 рублей. Безопасность маршрута тоже на высшем уровне. Оба экстремальных аттракциона работают с апреля по сентябрь месяц включительно.



Спустившись с зубцов, Вы попадаете на самую оживленную часть плато,-рынок и большое количество кафе, столовых и ресторанов. Еда на плато в основном татарская: плов, чебуреки, лагман, шашлык из баранины и прочее. Также, если захотите, можно найти и Европейскую кухню. Цены в заведениях общественного питания очень разные. Поэтому если прогуляться и немного осмотреться, можно подобрать и меню и ценник приемлемый для Вас. Из-за большого количества туристов -еда практически всегда свежая и вкусная, но довольно таки жирная, хотя выбор блюд довольно большой и каждый сможет найти, что- то приемлемое для себя. Практически во всех кафе и ресторанах предлагают дегустацию вин. Практически, все вино или домашнее,или куплено на винных заводах Крыма. В большинстве заведений вино довольно низкого качества, с большим количеством красителей. Поэтому, если Вы хотите качественный напиток,- просите, чтобы Вам принесли вино разлитое на заводе, с акцизной маркой. Этот вариант будет самый лучший для Вашего организма.



Немного ниже беседки ветров находится Водопад Учан-Су, он самым высоким Крымский водопад и один из самых высоких водопадов на территории Европы. В дословном переводе с тюркского, название переводится, как «Летящая вода». Высота Учан-Су -около 99 метров, максимальный пик активности водопада, приходится на весну, с начала марта по середину апрель. Летом Учан-Су превращается в относительно небольшой ручей, но это не мешает ему выглядеть грациозно и привлекательно. Подробнее



Помимо всех выше описанных достопримечательностей Ай-Петри еще следую указать одну из самых красивых горных дорог Штангеевскую тропу. Тропа берет свое начало чуть ниже водопада Учан-Су, но удобнее всего подняться именно к водопаду, от него пешком подняться 120 метров по дороге вверх и, Вы у большого указателя -Штангеевская тропа, с описанием маршрута. Маршрут Штангеевской тропы, проходит над водопадом Учан-Су (к водопаду можно подойти) по живописным долинам Ай-Петри и постепенно Штангеевская тропа переходит в Боткинскую и плавно через хвойные леса спускается к Ялте, а именно к зоопарку Сказка. Среднее время прогулки по Штангеевской и Боткинской тропе 4-6 часов. Весь маршрут маркирован цветными метками, сбиться с пути очень трудно. На всем протяжении маршрута будут встречаться люди, тропы очень популярные и хорошо утоптаны тысячами туристов.


Поднявшись на плато-Ай-Петри на канатной дороге, у Вас возникает выбор как спустится назад. Можно спуститься так же как и поднялись, но летом, очереди очень большие и простоять в них можно несколько часов. Поэтому как варианты можно спуститься на автобусе или маршрутном такси. Но следует учесть, что водитель напрямую заитрересованы по быстрей спустится и побыстрей поднятся. От этого напрямую зависит их заработок. В общем это тоже своего рода экстрим- прогулка. Но, несмотря на это, все водители обязательно останавливаются на Серебряной беседке и водопаде Учан-Су.

Как правильно распланировать посещение Ай-Петри


Планирование маршрута посещения Ай-Петри на машине- на мой взгляд, лучше начинать с посещения Большого каньона, стоимость входа- 100 рублей. Вам также могут предложить экскурсовода- от 1000 руб. Ребята очень веселые, но по сути, практически бесполезные. Сбиться с маршрута очень сложно. Там всего две тропы, по которым все время курсируют люди, даже зимой. Прогулка занимает около 2-3 часов вместе с купанием в ванной Молодости.


Большой каньон Крыма расположен, в самом начале подъема на гору Ай-Петри, со стороны города Бахчисарая. Если Вы едите с Южного береге Крыма - у Вас несколько вариантов: объехать Ай-Петри, через Севастополь, потом свернуть на Бахчисарай, и перед ним уйти на Ай-Петри. Или через Ай-Петринское плато подняться к вершине Ай-петри, пересечь все плато и спуститься к подножью со стороны Бахчисарая. С Ялты до Большого каньона около 2 часов езды, если объезжать- выйдет примерно также


Далее после посещения Большого Каньона необходимо снова подняться на плато, пройтись к зубцам, спуститься покушать в кафе. После кафе, можно выбрать конную прогулку или посещение пещеры Трехглазка. Конная прогулка в среднем обходиться от 800 руб. в час. Также Вам предложат прогулку на квадроциклах и прочие развлечения, стоимость, примерно, везде одинаковая.


Спускаясь с Ай-Петри в сторону Ялты. Первая остановка на Вашем пути будет- Серебряная беседка. Посещение- 100 руб.. Затем-водопад немного ниже примерно 15-17 км., водопад Учан-Су. Тоже 100 рублей.
Вся прогулка рассчитана с выездом из Ялты в 9:00 на целый день, если пойти по предложенному маршруту, то к 20:00- 21:00 Вы снова вернетесь в Ялту.


Если Вы собрались посетить Ай-Петри, то необходимо обратить внимание на удобную обувь, кроссовки или кеды, взять теплые вещи, потому что перепад температур Ялта - Ай-Петри может составлять до 10 -15 С и обязательно взять с собой воду. Если Вас укачивает по серпантину,в аптеке можно взять таблетки от укачивания. Их стоимость очень низкая, а эффект довольно хороший.


Зимой на Ай-Петри жизнь не замирает. В зимнее время шапка Ай-Петри обычно с января по февраль покрыта снегом. И на этой почве зародились зимние виды спорта: катание на лыжах, бордах и санках. Практически все зимние трассы Крыма находятся на Ай-Петренском плато. Самые популярные трассы это 25,26, 27 километр, лаборатория. Все трассы находятся практически на середине плато, добраться к ним можно по дороге Ялта-Бахчисарай. Дорога одна и «промазать»- невозможно. Только ее зимой расчищают от снега. В зимнее время подъем на гору в основном открыт только машинам с полным приводом и на зимней резине. Во время снегопадов, проезд на Ай-Петри частично закрывается на небольшое время со стороны Ялты и с Бахчисарая.
Если Вы планируете отдых в Крым, не важно в какое время года, обязательно посетите гору Ай-Петри, она является одной из самых красивейших .

Ай-Петри и ее достопримечательности на карте Крыма