Яблочный или томатный? Мы знаем, какой сок в самолёте пьёте вы! Почему в самолете мы пьем томатный сок? Почему в самолете хочется есть

Недавно американская авиакомпания United Airlines объявила, что ее стюардессы не будут больше развозить для пассажиров томатный сок. Путешественники пришли в негодование. И что вы думаете? Оказывается, ученые считают, что они были правы, а их возмущение вполне обоснованно. Самолет - это то самое место, где такой сок пить просто необходимо. И сейчас мы узнаем, почему.

Бунт пассажиров

Реакция пользователей социальной сети Twitter против авиакомпании в начале этого месяца стала чрезвычайно острой. Пользователи резко критиковали United Airlines. Это не имело ничего общего с тем, что сотрудники компании не могут справиться с агрессивными пассажирами или с отсутствием достаточного места для ног или же, на худой конец, с неисправными экранами возле сидений. Все дело в том, что о том, что в ее будущих планах - изъятие томатного сока из меню разносимых во время полета напитков. Это решение вызвало практически настоящий бунт. Некоторые пассажиры угрожали сдать свои билеты, другие придумывали юмористические мемы, но только некоторые стали задумываться о том, почему они так одержимы желанием пить эту солоноватую жидкость красного цвета именно во время путешествия на самолете. Но как бы там ни было, уровень критики компании просто зашкаливал!

Авиакомпания сдалась!

Если вы принадлежите к той многотысячной толпе пассажиров, которые не мыслят пребывания на борту самолета без одноразового стаканчика, наполненного томатным соком комнатной температуры, то вы прекрасно поймете, какое возмущение одолело путешественников. Это цифровое восстание вызвало быструю реакцию компании. Ее руководство извинилось в социальных сетях. Ее представители заявили, что они услышали желания пассажиров и пообещало оставить томатный сок в меню, поскольку очень ценят своих клиентов.

Лучше, чем пиво?

"Твиттер"-шторм, происшедший из-за томатного сока не был выходкой скучающих интернет-троллей. Люди действительно нуждались в этом напитке. Это доказали последние научные исследования. Томатный сок любят немногие. На нашей грешной земле его редко заказывают. Но все резко изменяется, когда люди попадают на высоту в 11 тысяч метров. Тогда томатный сок становится самым желанным выбором из-за эффекта высоты, который воздействует на наше чувство вкуса.

Самым фундаментальным исследованием в этом плане можно назвать отчет «Общества Фраунгофера» - немецкого научно-исследовательского института, сотрудники которого занимались этим вопросом по заказу компании «Люфтганза». Дело в том, что эта немецкая авиакомпания увидела, что за год она 53 000 галлонов (чуть больше 200 тысяч литров) томатного сока. При этом пива закупалось 59 000 галлонов (224 тысячи литров) пива. Мысль о том, что томатный сок может соперничать с пивом, поначалу кажется смехотворной. Поэтому легко понять, почему руководители «Люфтганзы» были сбиты с толку.

Полет влияет на наш вкус

Эксперименты «Общества Фраунгофера» включали воссоздание условий, которые окружают пассажиров в салоне самолета. Среди прочего это был уровень влажности 10-15%, который является стандартным для самолетов. Такой уровень влажности высушивает слизистую оболочку носа и рта, уменьшая ощущение вкуса. Добавьте к этому низкое давление, которое снижает уровень кислорода в крови, что тоже воздействует как на наше обоняние, так и на вкусовые рецепторы. Теперь привлекательность такого ароматизированного и солоноватого напитка, как томатный сок, начинает приобретать некоторый смысл.

Томатный сок облегчает полет

Исполнительный директор «Люфтганзы» в области питания пассажиров Эрнст Деренталь после обнародования результатов исследования заявил в интервью телеканалу NBC: «Мы узнали об очень интересной вещи. Когда мы находимся на земле и пьем томатный сок, то он кажется нам… ну не то, чтобы заплесневелым, но, мягко выражаясь, не совсем свежим. Поэтому не очень многие люди его любят. Но когда вы поднимаетесь на высоту 10 тысяч метров, то ваш организм сразу же чувствует все позитивные качества томатного сока. Его кислотность достаточно высока - а именно это нужно нам во время путешествия на самолете - у него появляется какой-то минеральный вкус, и он очень освежает».

Звук и вкусовые рецепторы

Но есть и еще один фактор, который влияет на то, что в полете мы в большинстве случаев выбираем томатный сок. Это звук. В исследовании, проведенном Корнелльским университетом в 2015 году, указывается, что когда мы летим по небу в металлическом аппарате со скоростью 575 миль (920 километров) в час, то мы слышим 85 децибел. В связи с этим Робин Дандо, доцент кафедры пищевой науки в этом университете, заявил, что исследование подтвердило, что наше ощущения вкуса искажаются, когда наш организм подвергается чрезвычайно высоким уровням шума. Эти ощущения приобретают некоторые особенности. Так рецепторы ощущения сладкого ослабевают. А вот ощущения «умами» - японское слово, лучше всего подходящее для того, чтобы выразить неуловимый баланс между сладким и соленым вкусами, наоборот, усиливается. Так вот, томатный сок очень силен в «умами».

Сила внушения

Конечно, эти исследования вызвали не только серьезные дискуссии, но и множество шуток. Некоторые пассажиры заявили, что самый главный фактор, вызвавший «революцию томатного сока» в авиации, - это сила внушения. Люди часто подсознательно «обезьянничают» и заказывают то, что просят подать соседи по ряду. Разве вы не встречались с подобными явлениями и на земле? Ну вот, самый простой пример. Вы приходите в ресторан с друзьями, чтобы отобедать. Вы все еще не можете решить, что же вам заказать, и находитесь в раздумьях. И тут ваш друг говорит официанту, что хочет на обед морского окуня. Внезапно вы принимаете решение, и говорите официанту: «И мне, пожалуйста, то же самое». Поэтому, вполне возможно, что когда вы садитесь в самолет, стюардессы начинают разносить напитки, а какой-нибудь парень рядом с вами откроет банку с томатным соком и начнет его жадно пить, то и вам тут же захочется того же самого. Вы не удерживаете и заказываете томатный сок и для себя. Но некоторые пассажиры предлагают разнообразить меню лайфхаком. Попросите еще водки, чтобы превратить эту заезженную порцию томатного сока в культовый коктейль «Кровавая Мэри». И тогда путешествие точно будет удачным.

Удивительный такой вопрос, задавали многие люди, которые заказывали у нас билеты на авиасовет.ру, о том, – а почему в самолете пьют томатный сок?

Вы знаете, меня это слегка удивило, потому что я особо не обращала внимания, а заказывала себе обычно гранатовый сок, так как он мне вкусный. Хотя в самолете в нем слегка иной вкус.

Так вот, провела я небольшое исследование, пошуршала яндексом и нашла некие факты. Оказывается, что в основном томатный сок предлагают жителям стран СНГ, тем кто в основном летают в Европу или другие заморские страны. А вот люди, что летают из заморских стран в обычно заказывают апельсиновый сок.

Потом решила понаблюдать, кто что пьет. И обнаружила, что борт проводники пьют томатный сок. А вот у пилотов спрашивала, так они вообще не пьют соки. А пьют либо зеленый чай, либо обычную лимонную воду.

В интернете же в вопрос – почему в самолете пьют томатный сок ? Обычно отвечают, что так как на высоте идет перепад давления, и все вкусовые качества приглушены, то томатный сок хорошо ощущается и приятный по вкусовым качествам, плюс еще и нормализирует давление. Также томатный сок вполне реально может утолить голод.

Так что, может так получиться, что не всем хватит сока, хоть его берут для продажи на борт больше чем других напитков. Бортпроводники говорят, что в основном в первую очередь раскупают томатный сок.

Что забавно на высоте соль и сахар в напитках ощущается слабее. А кофе например становится сильно горьким, вино же слишком кислым. А на высоте около 8000 метров такое ощущение, что обычная пища, которую мы кушаем повседневно вдруг становится пресной. Так что можно даже поэкспериментировать с напитками и едой, и открыть для себя новые вкусовые ощущения.

В общем целом, люди не знают, в чем причина такой популярности томатного сока, и почему в самолете пьют томатный сок. Может люди выросли на помидорах и им хочется этого сока, а может им продают такой. Неизвестно.

Так что, попробуйте томатный сок на высоте и расскажите про свои ощущения!

Приятных полетов.

Приглашаю вас заказывать авиабилеты на авиасовете, тут широкий выбор стран, в любую точку земли. Билеты недорогие, условия замечательные!

В мае этого года в твиттере американской United Airlines разгорелась настоящая драма, причина которой не агрессивные пассажиры, не нехватка пространства для ног и не сломанные экраны в спинке впереди стоящего сидения. Чем же так насолила United Airlines своим клиентам? Да просто заявила, что убирает из бортового меню томатный сок!

Такое поведение авиакомпании вызвало настоящую бурю негодования: от едких мемов до угроз бойкотировать перелеты United (вскоре авиакомпания заявила, что возвращает томатный сок на свои рейсы). И если вы из той значительной части пассажиров, которые не могут представить авиаперелет без томатного сока в одноразовом стаканчике, - этот материал для вас.

Томатный сок лучше пива?

Интернет-ажиотаж, вызванный таким неосмотрительным решением United, - не просто глумление скучающих троллей. Всему есть научное объяснение. Томатный сок, который пользуется, прямо скажем, не очень большой популярностью на уровне моря (ок, мы не считаем любителей «Кровавой Мэри»), на высоте в десять тысяч метров становится таким желанным из-за влияния высоты на наши вкусовые рецепторы. В 2010 году Lufthansa обнаружила, что ее пассажиры выпивают 200 тысяч литров томатного сока в год против 230 тысяч литров пива. Сама идея того, что томатный сок может составить конкуренцию пиву, была настолько шокирующей, что Lufthansa заказала научное исследование на эту тему.

Перелет влияет на вкусовые ощущения, серьезно?

Для чистоты эксперимента пришлось воссоздать условия полета, в том числе 10–15%-ную влажность, стандартную для салона самолета на десятитысячной высоте. Из-за такой низкой влажности вкус человека притупляется, а низкое давление на высоте снижает уровень кислорода в крови и меняет ощущения рецепторов запаха и вкуса. Этим отчасти объясняется популярность такого насыщенного напитка, как томатный сок. На большой высоте в человеческом представлении его вкус раскрывается, становится более кислотным, минеральным и очень освежающим.

Есть и второй фактор - звук. При полете на реактивном самолете наш слух подвержен шуму в 85 децибел. Высокий уровень шума также влияет на вкусовые ощущения: рецепторы, отвечающие за восприятие сладкого, работают хуже, но при этом усиливается чувство умами. Умами - японский термин, которым обозначают «пятый вкус», неуловимый баланс сладкого и соленого. Томатный сок отличается выраженным вкусом умами.

Все так делают

Последний, но немаловажный фактор - сила внушения. Представьте: вы идете ужинать компанией, официант приносит толстенное меню, вы долго выбираете, что бы взять, но вот перед вами заказывают сибас, и вдруг вас осеняет: «Черт возьми, а почему бы тоже не заказать сибас?» Так и во время полета: пассажир с соседнего кресла заказывает томатный сок, стюардесса медленно наливает его прямо перед вами, и вы понимаете, что выбор сделан.

Те, кто регулярно летает, на борту чаще всего сталкиваются с непростым выбором: во-первых - рыба или мясо, во-вторых - сок, вода, чай или кофе, которые одинаково бесплатно предлагают бортпроводники. Многие хоть раз замечали, что именно томатный сок на борту хочется пить всегда больше любого другого, а кто-то подчёркивал, что томатный сок по какой-то причине предпочитает только в самолёте, хотя в обычной жизни его недолюбливает. The Village поговорил с экспертами и узнал, почему в полёте томатный сок может показаться вкуснее, чем тот же самый сок - на земле.

Дамир Ярлушкин

эксперт НП «Росконтроль»

Учёные из Американской психологической ассоциации выяснили, что на борту самолёта, под влиянием постоянного сильного шума, меняются ощущения от вкусовых и обонятельных рецепторов человека. Благодаря этому у пассажиров авиалайнеров особым спросом пользуется обладающий выраженным вкусом умами томатный сок. Умами - это вкус глутаминовой кислоты, один из пяти вкусов, которые способен ощущать человек (наряду со сладким, горьким, кислым и солёным). Из-за такого изменения вкусовых ощущений, которое усугубляется большей сухостью воздуха в самолёте, пассажиры начинают отдавать явное предпочтение именно томатному соку.

Ничего плохого в этом нет. Слегка подсоленный томатный сок помогает сохранять водно-солевой баланс во время перелёта. К тому же он, как и свежие томаты, содержит в себе много полезного антиоксиданта ликопина.

Юлия Михеева

бортпроводник-инструктор S7 Airlines

Пассажиры действительно заказывают томатный сок намного чаще, чем яблочный или апельсиновый. Возможно, это связано с тем, что в полёте давление меняется, вкус обостряется и хочется чего-то солёненького. Кроме того, томатный сок более насыщенный, с мякотью, и им можно быстрее утолить голод. Возможно, этот фактор влияет.

Апельсиновый и яблочный могут казаться более кислыми, а томатный как-то хорошо идёт. Я это знаю по себе. Когда лечу в качестве пассажира, беру его обязательно. Томатный сок заказывают, наверное, процентов на 30 чаще, чем другие соки, и он быстрее всего заканчивается. Поэтому и на борт его загружают больше: иногда на каждые десять упаковок яблочного и апельсинового берём 15 томатного.

Это, кстати, зависит и от направления. Например, при полётах на восток пассажиры предпочитают яблочный и апельсиновый соки. С чем это связано, не могу объяснить. В Европу, на запад, по России - в лидерах томатный.

Пилоты редко пьют томатный сок. Они обычно пьют чай, в основном зелёный, и воду - негазированную, чаще всего с лимоном. А за бортпроводниками я это замечала. Некоторые бортпроводники пьют томатный сок и отказываются от пищи во время полёта - видимо, потому что томатный сок и так достаточно калорийный: и энергию даёт, и вкус у него интересный, и солёный, и усваивается хорошо.

То, что в полёте пассажирам всегда больше хочется есть, - это однозначно. Редко кто отказывается от приёма пищи. Это связано и с тем, что много времени затрачивается на дорогу до аэропорта, все аэропортовые формальности, поэтому повышается аппетит и пища в полёте кажется вкуснее.

Андрей Дунчич

командир воздушного судна A320, пилот-инструктор S7 Airlines

Была серия телепередач о работе аэропорта в целом - там один из сюжетов как раз был из цеха бортпитания. Говорили о том, что на высоте чувствительность вкусовых рецепторов притупляется, поэтому, чтобы еда не казалась пресной, её немного пересаливают. Поэтому и томатный сок кажется вкусным. Кроме того, в полёте всегда хочется пить, потому что воздух в салоне более сухой. И если вы летали на дальние расстояния, то, наверное, чувствовали, что постоянно хотелось пить, и это нормально.

Я люблю томатный сок с детства. И в воздухе его иногда пью, потому что он несладкий и лучше всего утоляет жажду. Даже среди пассажиров томатный сок больше всего расходится. Но чаще я пью в полёте воду с лимоном - это более правильно, с опытом приходит. Например, кофе, наоборот, воду выводит. Если летишь куда-то на восток, куда-то далеко, четыре часа туда-обратно, выпиваешь 1,5–2 литра за весь перелёт.

Лично у меня на высоте вкусовые предпочтения не меняются - видимо, я слишком давно летаю, с 1997 года. В полете я сам обычно ем очень мало, хотя у нас рацион довольно большой. Сладости забираю ребёнку.

Сергей Белков

химик-технолог, флейворист

На самом деле каких-то официальных данных, что люди целенаправленно в самолётах предпочитают томатный сок другим напиткам, не существует. Есть определённая статистика авиакомпаний, которая действительно свидетельствует, что доля потребляемого томатного сока в воздухе немного выше, чем его продажи в магазинах на земле. Но я бы к этой статистике подходил осторожно, так как самое её простое объяснение может лежать вовсе не в особенностях изменения вкуса, а в особенностях сбора статистики. Одно дело – покупатель, выбирающий себе напиток из 30 или даже 100 наименований сока в магазине, другое дело - из трёх видов сока в воздухе (а вы вряд ли встретите на борту ассортимент гипермаркета). Теория вероятностей однозначно предсказывает, что в условиях ограниченного выбора на борту томатный сок будут выбирать чаще. Поэтому к утверждениям, что люди неожиданно начинают предпочитать томатный сок именно по причине того, что оказались в самолёте, я бы относился со скепсисом.

Другой момент, который тоже необходимо учитывать, - цена продукта. Стоимость сока на борту для потребителя условно равна нулю, он за него не платит, и этот ноль значит очень много. Существует огромное количество работ по бихевиоральной экономике, показывающих, что поведение потребителя в условиях, когда товар доступен бесплатно, кардинально отличается от его поведения в условиях классических экономических отношений. Если говорить простым языком, то здесь уместна пословица «на халяву и уксус сладкий».

Ну и наконец, восприятие вкусов человеком очень чувствительно к условиям, субъективным и объективным факторам окружающего и внутреннего мира. Кто-то считает, что всё дело в том, что воздух в самолёте более сухой и организм таким образом пытается восполнить минералы - только почему-то организм делает это не минеральной водой, а соком, в котором минералов меньше. Ещё одна версия состоит в том, что чувствительность рецепторов разных вкусов зависит от давления воздуха и ко вкусу умами (а томатный сок за счёт достаточно высокого содержания глутамата обладает именно этим вкусом) чувствительность теряется меньше, чем к сладкому. Эта версия, экспериментально не подтверждённая, хотя бы похожа на правду.

Для приверженцев последней гипотезы у меня есть две новости. Хорошая новость в том, что восприятие вкусов в самолёте всё же меняется. Плохая - в том, что дело, похоже, не в давлении. Скорее всего, дело в шуме. Очевидно, что шум, как и любой другой фактор окружающей среды, должен влиять на восприятие вкуса. А вот как именно он влияет, было изящно показано в серии экспериментов, опубликованных в журнале «Экспериментальная психология» в прошлом году. Оказывается, в условиях постоянного шума (а именно в таких условиях находится пассажир во время приёма пищи в самолёте) восприятие сладкого вкуса ослаблено, в то время как вкус умами, наоборот, ощущается более ярко. Иными словами, если эффект улучшения вкуса томатного сока в самолёте и существует, то связан он не с давлением или влажностью, а с шумом двигателей. Солёный, кислый и горькие вкусы такому влиянию не подвержены.

софия Зарубина

младший научный сотрудник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, автор блога @iknowchemistry

Известно, что авиакомпания Lufthansa проводила опрос пассажиров в рамках проекта по улучшению бортового питания. Оказалось, что четверть пассажиров выбирают томатный сок, из которых только 25 % заметили, что напиток становится вкуснее. Предположим, что в салоне Airbus A310-200 вместимость примерно 250 человек, тогда только 15 человек заявляют об улучшении вкуса томатного сока. Статистические данные опроса вызывают сомнения, поскольку всего 6 % опрошенных дают положительный ответ. Более того, в опросе неизвестна выборка: гендерность, возраст, образование, состояние здоровья и социальный статус. При этом надо понимать, что в самолётах дают пакетированные соки, которые могут иметь разный вкус в зависимости от качества. Хочу обратить внимание, что в публикации авиакомпании отсутствуют ссылки на настоящие научные исследования, что неудивительно, поскольку опрос мог быть коммерческим и иметь неизвестные нам цели. Более того, из результатов опроса нельзя связать вкусовые ощущения пассажиров с их индивидуальными предпочтениями.

Согласно тому же исследованию, из-за пониженного давления на борту самолёта соль теряет свой вкус примерно на 30 %. Да, действительно на борту самолёта давление несколько ниже, чем на земле. Причиной этого является аэродинамическая целесообразность. Поэтому часто у пассажиров закладывает уши. Также на состояние значительным образом влияют шумы двигателей. Потерю вкуса можно связать и с тем, что подача напитков на борту самолёта проходит через заметный промежуток времени после приёма пищи, что приводит к нарушению водно-солевого баланса и возрастанию чувства голода.

Заметную роль здесь может сыграть и состояние предполётного стресса пассажира, которое влияет на гормональный фон. Организмом вырабатывается особый гормон кортизол, а вслед за ним адреналин. Вследствие чего у пассажира повышается давление, увеличивается пульс, уменьшается выделение слюны, и гликоген из печени расщепляется с высвобождением глюкозы в кровь. Во время стресса глюкоза даёт энергию и силы, чтобы преодолеть тяжёлый период.

При этом люди по-разному реагируют на стресс: у кого-то пропадает аппетит, а кто-то, наоборот, хочет его заесть. Томатный сок довольно густой, и им быстрее можно притупить чувство голода.

Таким образом, на отдельных людей влияют разные факторы, способные изменить вкусовые ощущения. Так, 6 % опрашиваемых могли субъективно воспринимать изменения вкуса как улучшение вкуса томатного сока. Однако стоит отметить, что подобные ситуации интересны и требуют более глубокого научного исследования.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Даша Чертанова

Портал sntat.ru пообщался с пилотом лайнера, выполняющего чартерные полеты на курорты, и узнали, почему самолетная еда кажется вкуснее и для чего капитан сообщает, что за бортом -60 градусов.

Собеседник sntat.ru пожелал остаться неизвестным, зато ответил на самые «заковыристые» и наивные вопросы, которые возникают у пассажиров.

Почему томатный сок и самолетная еда такая вкусная?

– Я, честно говоря, другого мнения. Самолетная еда вообще не вкусная, хотя может она просто нам надоела. На счет томатного сока согласен. Не знаю почему, но действительно пассажиры только его и пьют. Это самый популярный напиток на борту, хотя в жизни, насколько я знаю, его мало покупают.

Экипаж ест то же самое, что и пассажиры?

– Еда для экипажа немного отличается – у нас ассортимент больше, особенно холодных закусок. Так как в правилах прописано, что кабинный экипаж не может есть одно и то же блюдо. Чтобы не дай бог, если что-то некачественное попадется, с нами обоими что-нибудь не случилось. Поэтому, если один ест рис с курицей, то другой мясо с гречкой. Кто что будет есть, решает командир экипажа.

Почему упаковки с печеньками или соком в самолете надуваются?

– Это разность давления. На высоте оно ниже, поэтому самолет накачивают воздухом, как шарик, чтобы создать для пассажиров благоприятные условия, приближенные к земным. Кстати, за счет давления сам фюзеляж самолета прибавляет в полете до 1 метра в объеме. На здорового человека разность давления не влияет, если он не часто летает. А так, да, вредно, не зря же летчикам и бортпроводникам пенсию раньше дают.

Предупреждения вроде «уважаемые пассажиры, наш самолет готовится к снижению, просим вас пристегнуть ремни…» пилот говорит живьем или это запись, как в трамваях «будьте осторожны, двери закрываются»?

– Все что идет из кабины самолета – произносит пилот, это не запись. В записи может быть речь бортпроводника при демонстрации аварийно-спасательного оборудования.

Зачем пилот сообщает пассажирам, что самолет летит на высоте 10 тысяч метров, скорость 850 километров в час, а температура за бортом -50 градусов? Вы так нас «троллите»?

– Почему? Это для общего развития. Это же правда, не шутка! Вообще все от командира зависит. Один весь полет молчит, а другой включил автопилот, взял микрофон и болтает, где пролетаем, какая высота, скорость…

Если всю работу выполняет автопилот, то чем живые пилоты занимаются?

– У экипажа есть работа – за трассой следить, за параметрами механизмов. Такого что сели и в домино играем – нет. Один может отдохнуть, но второй обязательно работает. Каждые 5-15 минут с диспетчерами связываемся, иногда каждые 2 минуты.

О чем пилоты разговаривают с диспетчерами?

– С диспетчерами только о работе. А так бывает, если слышишь борт, который с этим же диспетчером работает и пилот твой знакомый, то можно поприветствовать. Но обычно диспетчеры не разрешают болтать на посторонние темы. А так пилот имеет связь, как с диспетчером, так и с соседними бортами. Иногда диспетчер просит «свяжитесь с таким-то экипажем, они меня не слышат».

А на каком языке пилот общается с диспетчером?

– Если территория России, то на русском. Летим, например, рейсом «Казань-Анталия», Ростов пролетаем, и диспетчер говорит: «переходите на такую-то частоту» и передает нас диспетчеру Турции, с ним уже на английском. В Армении иногда идут на встречу – на русском разговаривают.

Какое самое безопасное место в самолете?

– Самое безопасное место в самолете в любой его части. Мы же не можем предугадать, мол, сегодня я выйду на улицу и подверну правую ногу, а не левую. Бытует мнение, что в хвосте безопаснее, якобы, если хвост отломится при ударе, то больше шансов выжить… Кто это придумал, я не знаю, это бред какой-то.

Почему сейчас в самолетах не разложены в каждый кармашек пакеты и не раздают леденцы. Людей перестало тошнить?

– Пакеты должны быть загружены на борт. Есть определенный минимум на 100 пассажиров, у каждой авиакомпании он свой. То же самое с леденцами. То, что в современных самолетах с более совершенной регуляцией давления не тошнит – сомневаюсь. Думаю, что это больше зависит от вестибулярного аппарата человека, кого-то укачивает, кого-то нет.

Почему при взлете и посадке просят открыть иллюминаторы?

– Это международные правила. Самый опасный момент – это взлет и посадка. В это время все должны быть максимально сосредоточенными. Пассажир тоже должен оценивать обстановку за бортом, чтобы, если увидит что-то необычное, сообщить бортпроводнику. Пилот и бортпроводники же могут не видеть все.

– Может случиться все что угодно – порыв ветра или воздушная яма, в «болтанке» может сильно подбросить. Если это случится, то пристегнутому пассажиру повезет больше. У пилотов поясной ремень всегда пристегнут, на время полета мы отстегиваем только плечевые ремни.

Почему все стюардессы такие красивые?

– Может быть из-за формы. Бортпроводник это же лицо компании, он должен быть красивым. Вообще у каждой авиакомпании свои требования к сотрудникам. Многие зарубежные компании, считают, что красота не главное, они вообще не берут на работу бортпроводников моложе 35 лет. Бортпроводник – это тяжелая работа, случись что, все на плечи этих девчонок ложится. Даже дверь закрыть, которая 150 килограммов весит и то тяжело.

Когда пилоты – пассажиры, они боятся летать?

– Нет. Зачем боятся? Самолет придумали, чтобы он летал, а не падал. Конечно, когда ты в пассажирском кресле другие ощущения. Начинаешь оценивать: «почему пилот сделал так, а не иначе…». Но сложно какой-то анализ проводить, будучи пассажиром я не могу определить, например, скорость с которой взлетает самолет.

Что экипаж везет с собой в чемоданах?

– Личные вещи. Если командировка на один день, например, утром вылетаешь в Хургаду и вечером возвращаешься, тогда, конечно, смысла нет чемоданы брать. А если на неделю: сегодня из Казани в Анталью, там заселился в гостиницу, на следующий день летишь в Белгород, оттуда снова в Анталью, отдохнул, снова собрал чемодан и в Самару, из Самары в Шарм-Эль-Шейх и так далее, то, конечно, запас личных вещей нужен. Каждый день залезаешь в интернет, смотришь свое расписание, на сколько дней улетаешь.

Почему пассажиры не видят капитана корабля? Вам запрещают смотреть в глаза пассажирам?

– Экипаж заходит в самолет заранее, проверяет все ли готово к полету. Кабина пилота может быть открыта, только когда нет пассажиров. Как только заходит первый пассажир, дверь блокируется и уже никто не может попасть внутрь. Выйти из кабины пилот имеет право только в туалет, но в это время бортпроводник должен зайти в кабину. В кабине всегда должно быть два человека.

Часто экипаж принимает роды в самолете?

– У меня таких случает не было. Если кому-то становится плохо, бортпроводники докладывают пилоту, мы по громкой связи спрашиваем «есть ли среди пассажиров медик?». Если медик говорит, что дело серьезное, то принимаем решение садиться в ближайшем аэропорту.

А если на борту дебошир?

– Сейчас пьяных пассажиров стало меньше, но на чартерных рейсах часто «олинклюзив» начинается уже в самолете. Если проводник замечает пассажира навеселе до вылета, то проблем нет, докладывает командиру, командир советуется: «ну, как думаешь, стоит брать его или нет?», если проводник считает, что пассажир не опасен, то взлетаем, если нет – высаживаем в две секунды.

При посадке пассажиры аплодируют пилотам или просто от счастья, что долетели живыми?

– Я думаю, что для большинства перелет – это стресс и пассажиры так проявляют радость, что долетели. Аплодисментов пилоты не слышат, к тому же при взлете и посадке мы другими делами заняты. Иногда по прилету бортпроводники докладывают, что сегодня «так хлопали, так хлопали».

Какой самолет самый лучший?

– Самый лучший – это тот, в котором сам лечу. Все современные самолеты, наши или импортные на одном уровне.