Кто продолжил темы исследований тура хейердала сейчас. Тур Хейердал. Путешествие на плоту Кон-Тики. Годы жизни Тура Хейердала

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых . Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул - китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд - доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли . Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Весной 1969 года из порта Сафи, Марокко, вышла папирусная лодка «Ра» под командованием норвежского путешественника Тура Хейердала. Перед экипажем, состоящим из 7 человек, в числе которых был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, стояла задача переплыть Антлантический океан.

Юрий Сенкевич и Тур Хейердал во время путешествия на папирусной лодке "Ра", 1969 год

Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.

В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван "Ра"

В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: "А почему бы вам не взять с собой русского?" И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции "Восток" после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.
Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)

25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки "Ра". На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.

Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что "Ра" за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула

По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и "Ра" буквально превращалась в подводную лодку.

Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
"4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно."
"29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что "Ра" будет затоплен по палубу - это точно."
"9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас."

Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал "SOS".

Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни." 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.

А уже через год в мае состоялся старт "Ра-2"

Детские годы
Будущий всемирно известный ученый и путешественник появился на свет 6 октября 1914 года в небольшом норвежского городке под названием Ларвик. Интересно, что в семье Хейердалов было принято называть сыновей именем Тур. Однако, несмотря на то, что как для главы семейства – владельца пивоварни, так и для матери – работницы антропологического музея, их брак оказался третьим по счету, и они уже воспитывали семерых детей, именно младшего сына было решено назвать фамильным именем Тур. Отец, будучи уже немолодым человеком (на момент рождения сына ему исполнилось 50 лет), располагал достаточными средствами и с большим удовольствием путешествовал по Европе. В свои поездки он непременно брал и мальчика. Мать также очень любила Тура и не только осыпала его лаской и вниманием, но и занималась его образованием. Именно благодаря ей у мальчика очень рано проснулся интерес к зоологии. Подобное увлечение и поощрение со стороны родителей привели к тому, что Хейердал Тур создал дома небольшой зоологический музей, самым эффектным экспонатом которого было чучело гадюки. Было здесь и много интересных вещиц, привезенных из дальних стран. Так что совсем неудивительно, что гости приходили к семейству Хейердалов не только на чашку чая, но и на небольшую экскурсию.

Юность.
После окончания школы в 1933 году Хейердал Тур поступил в Университет Осло на зоологический факультет, что никого из его близких не удивило. Во время учебы в университете он много времени уделял любимой зоологии, однако стал постепенно увлекаться и древними культурами и цивилизациями. Именно в этот период он пришел к выводу, что современный человек напрочь забыл о вековых традициях и заповедях, что в итоге привело к ряду братоубийственных войн. К слову, Тур сохранил уверенность в этом до самых последних минут своей жизни.

Тяга к странствиям
По окончании семи семестров Хейердалу становится скучно в университете. Ведь на тот момент он уже обладал поистине энциклопедическими знаниями, часть из которых получил от родителей, а часть постиг, благодаря самостоятельному изучению тех или иных вопросов. Он мечтает заняться собственными исследованиями и отправиться в путешествие к далеким экзотическим островам. Тем более что его друзья и покровители Яльмар Брох и Кристин Бонневи, с которыми он познакомился во время поездки в Берлин, готовы были помочь в организации экспедиции к Полинезийским островам с целью выяснить, как там могли оказаться представители фауны, населяющие эти места в наши дни. Интересно, что эта поездка стала для молодого ученого не только захватывающим приключением, но и свадебным путешествием. Ведь перед отплытием Хейердал Тур женился на студентке экономического факультета – красавице Лив Кушерон-Торп. Лив оказалась такой же авантюристкой, как и ее муж. При этом она не только сопровождала Тура в его экспедиции, но и была ему верной помощницей, так как предварительно проштудировала множество книг, посвященных зоологии и Полинезии.

Путешествие на Фату-Хива.
В итоге в 1937 году Хейердал Тур со своей супругой Лив отправились к далеким берегам полинезийского острова Фату-Хива. Здесь они учились выживать в дикой природе, познакомились с местными жителями и занимались научными изысканиями. Однако спустя год паре пришлось прервать свою экспедицию. Дело в том, что Тур подхватил довольно опасную болезнь, а Лив забеременела. Поэтому в 1938 году молодые исследователи вернулись в Норвегию. Так завершилось первое путешествие легендарного Хейердала. Об этой экспедиции он рассказал в своей книге «В поисках рая», выпущенной в 1938 году. В 1974 году Тур издал расширенный вариант этого труда, который получил название «Фату-Хива».

Путешествие в Канаду.
Через несколько месяцев после возвращения с Фату-Хивы Лив родила сына, которому по семейной традиции дали имя Тур. Спустя еще один год у супругов появился на свет второй сын – Бьерн. Глава семейства продолжал свою научную деятельность, однако постепенно его стали занимать больше люди, а не животные. Таким образом, уехавший в Полинезию ученый-зоолог вернулся на родину антропологом. Его новой целью стал поиск ответа на вопрос о том, как могли древние инки добраться из Америки в Полинезию. А может быть, все было совсем наоборот? Так, Хейердал решает отправиться в Канаду, в места, где раньше проживали индейцы. Он рассчитывал, что здесь могли сохраниться старинные предания о мореплавателях. Однако, несмотря на то что Тур объездил весь запад Канады, ему так и не удалось отыскать необходимые сведения.

Вторая мировая война.
Во время экспедиции Хейердала в Канаде началась Вторая мировая война. Будучи истинным патриотом, Тур хотел защищать свою Родину от врага. Для этого он перебрался в Соединенные Штаты и завербовался на армейскую службу. Во время войны семья Хейердала жила сначала в США, а затем переехала в Великобританию.

Путешествия Тура Хейердала: экспедиция «Кон-Тики».
В 1946 году ученый увлекается новой идеей: он полагает, что в глубокой древности американские индейцы могли доплыть до островов в Тихом океане на плотах. Невзирая на негативную реакцию со стороны историков, Тур организует экспедицию под названием «Кон-Тики» и доказывает свою правоту. Ведь он со своей командой смог добраться на плоту от Перу до островов архипелага Таумоту. Интересно, что многие ученые вообще отказывались верить в сам факт этого путешествия до тех пор, пока не увидели снятый в ходе экспедиции документальный фильм. Вернувшись домой, Хейердал развелся со своей женой Лив, которая вскоре вышла замуж за богатого американца. Тур же через несколько месяцев вступает в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен, которая впоследствии родила ему троих дочерей.

Путешествие на остров Пасхи.
Хейердал никогда не мог длительное время усидеть на одном месте. Так, в 1955 году он организовал археологическую экспедицию на остров Пасхи. В ее состав входили профессиональные археологи из Норвегии. В ходе экспедиции Тур и его коллеги провели на острове несколько месяцев, исследуя важные археологические объекты. Основное внимание в их работе уделялось экспериментам по высеканию, передвижению и установке знаменитых статуй моаи. Кроме того, исследователи занимались раскопками на возвышенностях Поике и Оронго. По результатам своей работы члены экспедиции опубликовали целый ряд научных статей, которые положили начало изучению острова Пасхи, что продолжается и по сей день. А Тур Хейердал, книги которого всегда пользовались большим успехом, написал очередной бестселлер под названием «Аку-Аку».

-«Ра» и «Ра II» В конце 60-х годов Тур Хейердал увлекся идеей о морском путешествии на лодке из папируса. В 1969 году неугомонный исследователь отправился в плавание на спроектированной по древнеегипетским рисункам лодке под названием «Ра» в плавание через Атлантический океан. Однако из-за того, что плавсредство было сделано из эфиопского камыша, оно довольно быстро размокло, в результате чего членам экспедиции пришлось вернуться назад. В следующем году на воду спустили вторую лодку, названную «Ра II». Ее доработали с учетом предыдущих ошибок. Тур Хейердал в очередной раз добился успеха, доплыв из Марокко до Барбадоса. Тем самым он смог доказать всеми мировому научному сообществу, что древние мореплаватели могли переплывать через океан под парусами, воспользовавшись Канарским течением. Экспедиция «Ра II» включала в себя представителей разных стран, среди которых был и известный советский путешественник Юрий Сенкевич.

-«Тигрис» Известной является и еще одна лодка Тура Хейердала под названием «Тигрис». Исследователь построил это плавсредство из тростника 1977 году. Маршрут экспедиции пролегал от Ирака к берегам Пакистана, а затем в Красное море. Благодаря этому морскому путешествию, Тур Хейердал доказал возможность существования торговых и миграционных контактов между Месопотамией и Индийской цивилизацией. По завершении экспедиции исследователь сжег свою лодку в знак протеста против военных действий.

Неутомимый исследователь.
Тур Хейердал всегда жаждал приключений. Не изменил он себе и в 80-летнем возрасте. Так, в 1997 году на встречу к старому другу отправился наш соотечественник и участник экспедиции «Ра II» - Юрий Сенкевич. В рамках своей передачи «Клуб путешественников» он показал зрителю, где живет Тур Хейердал. Герой же рассказа поведал о своих многочисленных планах, среди которых была еще одна поездка на остров Пасхи.

Последние годы.
Тур Хейердал, биография которого была очень богата самыми разнообразными событиями, оставался активным и жизнелюбивым даже в весьма преклонном возрасте. Это касается и его личной жизни. Так, в 1996 году, в возрасте 82 лет, известный ученый и исследователь разводится со своей второй женой и сочетается браком с французской актрисой Жаклин Бир. Вместе с супругой он перебрался на Тенерифе, где купил огромный особняк, построенный более трех веков назад. Здесь он с удовольствием занимался садоводством и даже уверял, что из него мог получиться и неплохой биолог. Умер великий Тур Хейердал в 2002 году в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга. В последние моменты жизни он находился в окружении третьей жены и своих пятерых детей.

Скажу честно, у меня регулярно складывается впечатление, что у личностей, серьёзно занятых академическими науками, мозги устроены совершенно иным способом, нежели у нормальных людей. И ладно бы обычные эксцентричные поступки — ну с кем не бывает. Но когда учёные сознательно подвергают себя огромному риску всего лишь для того, чтобы доказать необычное предположение… И примеров тому множество. Возьмём хотя бы знаменитого антрополога Тура Хейердала.

Для тех, кто в танке. Тур Хейердал — норвежский путешественник, археолог и антрополог, которой на собственной заднице испытывал методы мореплавания древних народов. Вместе со своей командой энтузиастов из разных стран (приятный пример космополитизма — там даже русский был. Юрий Сенкевич) он с нуля воссоздавал древние мореходные средства . На его счету 4 масштабных проекта, из которых полностью успешными можно назвать только первый и третий. Первый — пересечение Тихого океана на деревянном плоту Кон-Тики. Этим он доказал, что древние инки вполне могли вступать в контакт с народами Полинезии. К сожалению, ответа на вопрос: на кой чёрт древним инкам нужно было месяца три плыть в пустоту, не встречая по пути ни одного крупного острова, он не дал. Но теоретически это было возможно.

Второй и третий проекты Тура Хейердала были посвящены возможности древних египтян пересечь Атлантический океан на лодках из папируса. А папирус, как мы помним — разновидность обычного тростника. Получилось только со второй попытки, но об этом чуть позже. Что касается четвёртой экспедиции, целью которой было доказать возможность морского контакта между жителями Месопотамии (современный Ирак) и населением полуострова Индостан. Но вмешалась политическая ситуация и лодка была сожжена в знак протеста против войн, начавшихся в районе Красного моря. Там, как обычно, одни африканские племена (спонсируемые США), пытались отобрать власть у других африканских племён (спонсируемых СССР). Или наоборот. Короче, Красное море проплыть не получилось, но в целом шансы были высоки.

То есть Тур Хейердал на собственном опыте УСПЕШНО доказал все свои предположения. При этом чуть не погиб несколько раз. А между тем, у него жена была и дети. Но нет — научные истины важнее. Кстати, женат этот гражданин был три раза. Совпадение? Не думаю.

Краткая диспозиция понятна, да? А теперь поговорим обо всех тех трудностях, с которыми пришлось сталкиваться экспедициям Тура Хейердала и которые превратили его плаванье в настоящее суровое выживание. Зачем? А чтобы вы узнали, как конкретные люди справлялись с конкретными трудностями и извлекли из этой информации что-то полезное.

Итак. Плаванье на папирусной лодке «Ра» . Проблемы начались с самого старта проекта. Нормальных данных по кораблестроительству древнего Египта, разумеется, не было, так что пришлось действовать по наитию, взяв за основу традиционные папирусные лодочки, которыми давно пользовались египетские рыбаки. Но с увеличением размера сложность проекта возрастает в геометрической прогрессии. Собственно, местный кораблестроитель, которого наняли в помощь с этим делом, слился, поскольку ставить мачту в солому, в которую ни гвоздя не вобьёшь, ни шурупа не ввернёшь, было нереально. Но проект кое-как закончили. Именно что кое-как, поскольку то одного местного строителя арестовали за подозрение в работорговле, то внезапно выяснилось, что папируса в Египте больше нет и придётся за ним в Эфиопию ехать, то ещё что-то. Замечательное планирование, ничего не скажешь.

Питаться во время плаванья предполагалось рыбой, солониной, законсервированными в оливковом масле помидорами, перцами и прочей снедью, которая могла храниться несколько месяцев в условиях повышенной влажности и жары. Ну и, разумеется, запас пресной воды. И всё это на 7 человек. Размеры лодки — 15 метров в длину, 5 в ширину. Толщина слоя папируса — 2 метра.

В процессе плаванья стало ясно что:

  • Рулевое весло получилось слишком тонким, поэтому практически сразу сломалось. Пришлось менять, сращивать, чинить, но и в дальнейшем оно регулярно выходило из строя.
  • Отсутствие бортов привело к тому, что палубу постоянно заливало водой. Это портило продукты, мешало спать и затрудняло работу.
  • Спасательный плот — штука полезная, но это не помешало разобрать его, чтобы укрепить борта лодки.
  • Спасательные жилеты по древнеегипетскому образцу — скатки из папируса — говно.
  • Лодка поворачивать практически не может, но идёт с неплохой скоростью, поэтому если кто-то упадёт за борт… Нужны страховочные шнуры, короче.
  • Коротковолновая рация — говно. Получилось докричаться только до прогулочной яхты, которая еле-еле доплыла до за 5 дней.
  • Изначальная конструкция была дефектной, из-за чего корма отвалилась, а лодка превратилась в кучу плавающего тростника.
  • Мачта — наиболее слабая часть конструкции. Сильный шквал её ломает как нехрен делать. А если парус упадёт в воду и намокнет — хрен его достанешь.
  • Солонина при жаре и влажности портится и начинает вонять. Но акул это вполне устраивает.
  • Штормы, внезапно, представляют огромную опасность, особенно для маленьких хрупких лодок. Собственно, именно шторм и стал последней каплей, которая доконала структуру корпуса.

Но пару недель «Ра» таки продержалась на плаву, что в целом подтвердило реальность предположения. Тур Хейердал сделал выводы, поэтому через год «Ра 2» за 57 дней смог без особых проблем достичь острова Барбадос.

Четвёртая экспедиция проводилась на лодке из рогоза «Тигрис» Да, походу понравилось норвежцу плавать на лодках из максимально хипких материалов. «Кон-Тики» -то из . Так вот, эта экспедиция выяснила что:

  • Древним мореплавателям очень повезло, что морского движения как такового не было. Не приходилось беспокоиться о сигнальных огнях и о том, что твою лодку кто-то протаранит.
  • Якоря может срывать. И после этого плаванье приобретает бесконтрольный характер.
  • Рули по прежнему ломаются. Поскольку нужно учитывать пропорциональное увеличение габаритов судна.

В целом плаванье проходило намного спокойнее, поскольку правильные выводы были сделаны. Лодка продержалась на плаву 6 месяцев и могла бы ещё столько же выдержать. Что блистательно подтвердило гипотезу о возможности мореходных контактов жителей Месопотамии и полуострова Индостан.

А теперь самое забавное. Тур Хейердал панически боялся воды. Просто до ужаса. Но в 22 года свалился в озеро, начал тонуть и кое-как выплыл. С тех пор страх поубавился, но до конца не ушел. Возможно, многомесячные морские «круизы» преследовали цель ещё и окончательно победить в себе страх? Если так, то норвежец достоин уважения не только за решительность, отвагу и мастерские навыки выживания, но и за желание бороться со своими слабостями.

Подробно о экспедициях Тура Хейердала можно почитать в его автобиографических книгах: «Экспедиция „Тигрис“», «Путешествие на „Кон-Тики“», «Ра». Язык переводчика несколько цветаст и изобилует экспрессивными идиомами, но полезную информацию извлечь таки возможно.