Средневековые достопримечательности парижа. Расцвет парижа в эпоху средневековья Как выглядел остров париж в древние времена

Город был образован в середине III века до н.э. из кельтского поселения Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите. Современное название города происходит от имени этого племени. Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н.э.

План Лютеции

Остров Сите имел четкое разделение на королевскую половину с дворцовыми постройками и окружавшими их кварталами слуг и ремесленников и клерикальный район с собором Нотр-Дам и примыкавшими к нему владениями архиепископа и соборного клира. Крупные монастыри, такие как Сен-Дени, Сен-Жермен, Сен-Лоран и другие также находились в центре больших усадеб. К этому следует добавить владения крупных светских сеньоров. В зависимости от того, какое место занимали владельцы этих поместий в общей иерархической структуре феодального общества, зависели и размеры их земельных наделов и характер архитектурного облика главных сооружений. Можно прямо сказать, что монументальные здания этого времени составили архитектурный костяк средневекового Парижа.

Когда в 52 году до н.э. римляне после первой неудачной попытки во второй раз попытались подойти к городу, паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили им остров и построили на левом берегу Сены новый город. Там они возвели термы, форум и амфитеатр. В Римской империи город не имел большого влияния.

План Парижа, 1223 год

Средние века

Правление римлян закончилось к 508 году с приходом франков.

В дальнейшем развитие Парижа как крупного торгового и ремесленного центра вызвало рост населения. На месте прежних полей, виноградников и заболоченных мест, разобщавших феодальные усадьбы, возникли городские кварталы, в которых поселился ремесленный люд, уже объединенный в цеховые корпорации. На рубеже XII - XIII вв. по распоряжению короля Филиппа Августа (1180-1223 гг.) была построена городская стена на правом берегу Сены, а в 1210 году - на левом берегу, в границах которой город стал быстро уплотняться. Помимо прежних дорог возникли новые улицы, переулки и тупики. В это же время на западной окраине Парижа возводится крепость Лувр.

Большое значение в процессе формирования уличной системы Парижа сыграли его торговые центры. Часть из них возникла еще в период раннего средневековья (например, ярмарки около загородных монастырей Сен-Дени, Сен-Жермен, Сен-Лоран), а также более поздние рынки у Тампля (монастырь тамплиеров) и аббатства Сен-Жак (ордена госпитальеров). Значительные территории по берегам Сены в восточной части города и за его пределами были заняты рынками оптовой торговли зерном, вином, дровами и сеном. Наиболее крупной организацией средневекового Парижа был союз "торговцев на воде", которому принадлежала монополия торговой навигации по Сене, Марне, Уазе и Ионне. Эта корпорация не только заняла прибрежные территории большой протяженности, но и фактически держала в руках городское управление Парижа, поскольку с 1260 г. глава этого цеха стал городским головой.

Помимо перечисленных выше торгов в Париже с 1110 г. функционировал главный рынок (будущее "чрево Парижа"), возникший в западной части города у ворот Сент-Оноре, на котором продавались все разновидности товаров, в основном парижского производства. Рынки и торги "цементировали" приходскую раздробленную структуру средневекового города и наряду с главными общегородскими центрами - церковным, гражданским и дворцовым - формировали его архитектурно-пространственную структуру.

На примере Парижа можно понять что западноевропейский город XIII-XIV вв. был неоднороден. В нем имелись феодальные элементы и элементы раннего буржуазного общества. Именно в этом заключалась наиболее характерная особенность такого сложного социально-экономического феномена, каким был средневековый город.

Не менее сложной была художественная сущность средневекового города. Она, так же как его социально-экономическая структура, не была однородной. С одной стороны, церковь и верхушка феодального общества, стремясь упрочить религиозные представления, способствовали формированию эстетики, базировавшейся на идеалистическом миропонимании, на признании божественной гармонии и совершенства, на стремлении к символике. С другой стороны, средневековое городское искусство было реалистическим в полном смысле этого слова, поскольку оно было народным и неотделимым от повседневного ремесла. Строительство храмов, ратуш, жилых домов и крепостных стен было делом рук самих горожан и поэтому отражало самые жизненные реальные потребности. Эти две стороны средневекового искусства нашли свое воплощение в городских ансамблях XI-XIV столетий.

Начиная с XI века Париж - один из центров европейского образования, в первую очередь религиозного. В XIII веке, в результате разногласий среди преподавателей, на левом берегу (современный Латинский квартал) открывается ряд "независимых" коллежей, прародителей современной Сорбонны.

В XIV веке город обносится ещё одной стеной на правом берегу, на месте сегодняшних Больших Бульваров.

Новое время

Взятие Бастилии.

Во времена Людовика XIV королевская резиденция переехала в Версаль, однако Париж по-прежнему оставался политическим центром Франции, благодаря растущему населению и ведущей роли Парижа в экономике страны.

В 1844 году вокруг города строится третья крепостная стена, на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города. В ближайших окрестностях города были возведены укрепления длиной 39 км с 16-ю фортами, в то время это было самым большим защитным сооружением в мире.

Эйфелева башня была построена к Всемирной выставке 1889 года

Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок, что хорошо отражает культурное и политическое влияние города.

После заката Второй империи и захвата Парижа немецкими войсками Парижская коммуна, состоящая из рабочих, ремесленников и мелких буржуа, выступила против временного консервативного правительства республики.

В 90-е годы XIX столетия и первое десятилетие XX века, известные также как "Прекрасная эпоха", Франция переживала небывалый подъём и экономическое развитие.

В годы Второй мировой войны город был занят немецким вермахтом, оккупация продлилась до конца августа 1944 года.

В Париже начались массовые беспорядки мая 68-го года, приведшие, в конечном счёте, не столько к смене правительства, сколько к коренному переделу общества, смене менталитета французов.


Карта Парижа 21 век

1. Символы Парижа

Герб Парижа

1.1. Герб Парижа

Описание герба

«В червлёном поле Гальское судно, оснащённое и одетое в серебро, плывующее на серебряных волнах, движимый остроконечным парусом. Глава лазуревая, усеянная золотыми геральдическими лилиями.»

Герб города Парижа официально утверждён в 1358 году, королём Карлом V. На гербе изображён корабль, который символизирует, с одной стороны, лежащий в самом центре города остров Сите на реке Сене, который имеет форму корабля, а также торговлю и торговые компании, что указывает на главную составляющую городского хозяйства, а лазуревое поле с золотыми лилиями в верхней части герба - старая эмблема французской королевской династии Капетингов, под покровительством которой находился Париж.

Символом Парижа послужил кораблик, так как через Париж проходят два древних торговых пути - сухопутный, с севера на юг, и водный, по Сене, с востока на запад, к Атлантике. В старину переправой через Сену заправляла гильдия лодочников, чьи доходы были важной статьей благосостояния города. Впервые упоминание о гербе Парижа появилось в начале 1190 года, когда Филипп Август проектировал город, прежде чем выступить походом к Святой Земле. После Великой французской революции указом от 20 июня 1790 года были отменены как дворянские титулы, так и эмблемы и гербы. Муниципалитет Парижа выполнил это указание и город остался без своего герба до периода первой Французской империи, при которой французским городам было вновь позволено иметь собственные гербы. В Париже герб восстановлен распоряжением Наполеона I от 29 января 1811 года. В 1817 году Людовик XVIII утвердил герб города в его прежнем виде.

1.2. Девиз

Флаг Парижа

Девиз города - «Fluctuat nec mergitur», что в переводе с латыни означает «Плавает, но не тонет». Девиз впервые появилсяь в конце XVI века, хотя официальным он стал только после утверждения бароном Османом, а затем префектом Сены, с 24 ноября 1836 года.

1.3. Флаг

12 июля 1789 года, в воскресенье, в садах Королевского Дворца Камилл Демулен прикрепил к своей шляпе зелёный листок. Камилл Демулен убеждал людей сделать то же самое. Этот жест означал всеобщую мобилизацию. Вскоре заметили, что зелёный цвет является цветом крайне в то времянепопулярного в народе графа Артуа (будущего Карла X). Было решено заменить зелёную кокарду на кокарды других цветов, чаще синие и красные. После взятие Бастилии красные и синие кокарды стали самыми распространёнными, так как эти цвета были цветами муниципальной гвардии. С этого времени (Французской революции), и берёт начало флаг города.

1.4. Покровительницы города

Покровительницей города считается святая Женевьева, которая в V веке, отвернула войска гуннов под предводительством Атиллы, от стен города своими молитвами. Мощи св. Женевьевы сегодня находятся в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

2. Топономика названия

Золотые монеты паризиев, I век до н. э.
Национальная библиотека Франции

Карта Галии во времена Птоломея, на которой можно прочитать имя Лютеция

Само слово «Париж» произошло от латинского Civitas Parisiorium - город Паризии. Это было кельтское поселение Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите.

Некоторые историки, такие как Ригорд из Сен-Дени, связывают основание Париж со временем захвата Трои, троянцы, которые затем эмигрировали, обосновались на берегах Сены, и назвали новый город именем Париж. Слово Parisia с древнегреческого переводится, как «дерзость», «смелость». Жиль Коррозе в «La Fleur des Antiquitéz de la plus que noble et triumphante ville et cité de Paris» («Цветок Античности из самых благородных и триумфных городов и городков Париж»), опубликованном в 1532 г., предполагал, что город назван в честь Изиды (Par Isis ) - египетской богини, чья статуя находится в храме Сен-Жермен-де-Пре.

3. Доисторический период

Раскопки на ул. Хенри-Фарман (июнь, 2008). На заднем плане южная окружная автомобильная дорога.

Территория Иль-де-Франс (историческая область Франции и регион в центральной части Парижского бассейна) была населена людьми уже по меньшей мере 40 000 лет назад. Об этом времени свидетельствуют обтёсанные каменные инструменты, обнаруженные во время разных земляных работ и раскопок по берегам Сены. В то время площадь, занимаемая сегодня Парижем, была болотистой, частично по причине изменённого в то время русла Сены, и покрыта лесами.

Весьма впечатляющим археологическим открытием стали при проводимых в 12-м округе Парижа в сентябре 1991 года раскопках, остатки древних стоянок людей. Раскопки позволили обнаружить следы стоянок людей периода неолита (4000 - 3800 гг. до нашей эры), устроенных на левом берегу бывшего рукава Сены. При археологических раскопках были найдены исключительно ценные предметы: три больших пироги (которые оказались самыми древними лодками найденными в Европе), деревянный лук, стрелы, керамические изделия, многочисленные инструменты из кости и камня.

4. Основание города

Макет арены в Лютеции.

Город был основан ещё в III веке до н. э. племенем кельтских галлов - паризии, как поселение Лютеция (от галльского «болото»)

В 53 году н. э. Гай Юлий Цезарь построил римское укрепление рядом с Лютецией. Городок первоначально располагался на островах, образуемых рукавами Сены, на месте современного острова Сите, занимая стратегическое положение на перекрестке русла водной артерии и маршрута пересечения этой водной преграды вброд . Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н. э. Когда в 52 году до н. э. римляне после первой неудачной попытки во второй раз попытались подойти к городу, паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили им остров и построили на левом берегу Сены новый город. Там они возвели термы, форум и амфитеатр. В этом же, 52 году д. э. закончились военные столкновения между галлами и римлянами, и легионы Юлия Цезаря установили контроль над этой территорией. Вплоть до раннего средневековья город был региональным центром под римским началом.

Во II веке н. э. на территории Франции появилось христианство, а в V веке н. э., после вторжения племени франков, закончилось владычество римлян. В 508 году н. э. франкский король Хлодвиг I присоединил Галлию к своему королевству и сделал Париж своей столицей.

5. Средневековье

План Парижа, 1223 год

Париж, уже будучи городом франков, некоторое время был лишь скромной резиденцией вначале Меровингских, а затем Каролингских королей. В подлинную столицу он превратился в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и придал городу статус, который он сохранял в течение всей истории Франции. С этого момента город стал развиваться ускоренным итемпами, и не только в плане градостроительства, но и как культурный центр. Правление Филиппа II Августа, который правил с 1180 по 1223 гг., стало как бы исходной точкой одного из самых прекрасных периодов в истории Парижа: были замощены улицы, построено множество зданий, была усилена оборона города - в 1190 году была построена городская стена на правом берегу Сены, на западной окраине Парижа началось строительство Лувра, и в 1215 году был основан Университет. С образованием университета на левом берегу образовался академический квартал, на правом же - торговый и ремесленный.

В то время средневековый Париж ещё не отличался особым блеском. Так, вышедшая замуж за французского короля Генриха I дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, приехав из Киева, была разочарована Парижем.

Новый расцвет города пришёлся на времена правления короля Людовика IX, прозванного Святым, которое длилось с 1226 по 1270 гг. В это время была построена Сент-Шапель и значительно продвинулись работы по строительству Собора Парижской Богоматери.

Начиная с XI века Париж становится одним из центров европейского образования, в первую очередь религиозного. В XIII веке, в результате разногласий среди преподавателей, на левом берегу (современный Латинский квартал) открывается ряд «независимых» коллежей, прародителей современной Сорбонны.

Развитие города значительно замедлилось в результате эпидемии чумы («черная смерть ») в 1348-49 и потрясений Столетней войны (1337-1453), многочисленных восстаний.

При следующей правящей династии, династии Валуа, Париж перетерпел один из самых тяжёлых периодов своей истории: в 1358 году произошло восстание под предводительством главы гильдии парижских купцов Этьена Марселя. Воодушевлённые и неспокойные, как часто характеризовали парижан, впервые объявили себя независимой коммуной под его предводительством. Карл V восстановил порядок в стране. Так же он построил Бастилию.

В XIV веке город обносится ещё одной стеной на правом берегу, на месте сегодняшних Больших Бульваров.

С правления Людовика XII и, особенно, Франциска I, начался культурный подъём. Строятся прекрасные ренессансные дворцы и парки, роскошные отели. Со всей Европы во Францию стекаются художники, музыканты и лучшие ремесленники. В 1548 году открылся первый частный театр - Бургундский Отель.

В конце средних веков город насчитывал около 200 тысяч жителей. Начиная с царствования Франциска I, при котором были постороены первые павильоны Лувра, и до самой французской революции город рос сравнительно медленно.

Только с XVI века столица Франции вновь постоянно растёт и развивается. Фронда заставила королей перенести резиденцию за пределы города, но Париж продолжает расширяться и застраиваться.

6. XVIII-XX век

Проспект Оперы на картине Писсаро. Вид с современного «Отель ду Лувр»

Во времена Людовика XIV королевская резиденция переехала в Версаль. Но Париж по-прежнему так же оставался политическим центром Франции, благодаря растущему населению и ведущей роли Парижа в экономике страны.

В XVIII веке он становится признанным законодателем мод, центром развлечений.

Взятие Бастилии в июле 1789 года стало одним из основных действий парижан в период Первой Французской Революции, также парижане сыграли далеко не последние роли в последующих Второй и Третьей Революциях.

Быстро Париж стал развиваться в эпоху Наполеона I. При нём были возведены известнейшие достопримечательности города, в частности Триумфальная арка и Дом Инвалидов. Ещё больший след оставило царствование Наполеона III и градостроительные преобразования префекта Османа, значительно модернизировавшего Париж того времени. По приказу императора Наполеона III префект департамента Сены барон Ж.-Э. Османн (Haussmann) осуществил коренную перепланировку Парижа, прорезав город магистралями и проложив бульвары на месте беспорядочных трущоб. Было построено множество зданий, ставших украшением столицы. Некоторые архитектурные памятники были перестроены, отреставрированы либо передвинуты. Тогда же началось строительство современного водопровода и канализации. Османна по праву считают создателем современного Парижа.

При Османе были проложены парижские Большие бульвары, которые и сегодня составляют основу городского плана, разбиты 3 больших парка и 20 скверов. Но правление префекта Наполеона III запомнилось не только украшением города: прямые, широкие бульвары, проложенные вместо кривых, узких улочек, но и подавление армией и полицией революционных выступлений жителей Парижа.

Эйфелева башня была построена к Всемирной выставке 1889 года

В 1844 году вокруг города строится третья крепостная стена, на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города. В ближайших окрестностях города были возведены укрепления длиной 39 км с 16-ю фортами, в то время это было самым большим защитным сооружением в мире.

Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок (1855, 1867, 1878, 1889, 1900), что хорошо отражает культурное и политическое влияние города. Для выставки 1889 инженер Г. Эйфель построил башню, вызвавшую бурные споры, но быстро ставшую символом города, а к выставке 1900 года был открыт мост Александра III.

Во время Франко-Прусской войны город держал осаду 4 месяца (130 дней), во время которой подвергался бомбардировкам, пока Франция не сдалась. После отхода немецких войск, парижские радикалы, учредили Парижскую Коммуну, состоящую из рабочих, ремесленников и мелких буржуа. Парижская коммуна выступила против временного консервативного правительства республики.

В 90-е годы XIX столетия и первое десятилетие XX века, известные также как «Прекрасная эпоха», Франция переживала небывалый подъём и экономическое развитие.

Парад оккупационных немецких войск (1940)

После Октябрьской революции Париж - столица русской эмиграции.

Во время Первой Мировой Войне немцы до Парижа не дошли.

После вступления Франции во Вторую мировую войну объявлен «открытым городом», с 14 июня 1940 оккупирован немецкими войсками. В годы Второй мировой войны город был занят немецким вермахтом, оккупация продлилась до конца августа 1944 года. Париж был освобождён силами Движения Сопротивления, подготовившими восстание 19-25 августа 1944 года. Город пострадал незначительно, так как союзникам удалось сорвать подготовленные планы взрывов и поджогов.

Город ещё раз стал свидетелем насилия во время студенческих восстаний - Париж был главным центром Студенческой революции 1968. В Париже же начались массовые беспорядки мая 68-го года, приведшие, в конечном счёте, не столько к смене правительства, сколько к коренному переделу общества, смене менталитета французов.

В конце 1960-х - нач. 1970-х гг. расширяются работы по переустройству города. Новые здания с современными архитектурными формами меняют традиционный облик Парижа. В городе становится все больше небоскребов (арх. Зерфюсс и др.), например - высотный деловой центр Мен-Монпарнас (1964-73) в 56 этажей и высотой в 250 м. Основная часть заводов и жилых кварталов Большого Парижа расположена в пригородах. Крупнейшие пригороды - Булонь-Бийанкур, Сен-Дени, Монтрёй, Версаль. Первые два известны своими заводами, тогда как Версаль знаменит своими дворцами и парками.

7. В наши дни

И сегодня Париж сохраняет всю свою важность, триумфальное величие и шарм, несмотря на то, что его облик меняется такими стройками, как Бобур и амбициозной строительной программой «Большие Проекты» (Grands Projets ), осуществляемой во время президентства Франсуа Миттерана. Кроме Большой арки Дефанс и Оперы Бастилия, проекты Миттерана включали реновацию Лувра архитектором Пе (Pei), комплекс Ля Вилетт на северо-восточной окраине города, а на юго-востоке - Библиотеку Франции, которую оснастили компьютерами по последнему слову техники.

Ежедневно в Париж приезжают на работу или учёбу более 850 тысяч человек, а около 200 тысяч парижан работают в пригородах. Рост Большого Парижа происходит по двум осям, вытянутым вдоль Сены, за счёт строительства пяти новых пригородов на 300-500 тысяч каждый. Эти города связаны с Парижем линиями скоростных железных и автомобильных дорог, но значительная часть их жителей работает на месте. Столица опоясана скоростной автомобильной кольцевой дорогой - бульваром Периферик - соединённой с радиальными автострадами и всей сетью автомобильных дорог Франции, ядром которой она является.

Панорама Парижа. Вид с Монмартра

ИсточникиБольшая энциклопедия Кирилла и Мефодия/Париж/Исторический очеркСписок литературы:

    Герб департамента Париж (75). Франция . Геральдика.ру.

    Герб и флаг Парижа - Париж (Франция). Ах, Париж . Ртуристо.ру.

    Alfred Fierro Histoire et dictionnaire de Paris. - 859-860 с.

    Marcel Le Clère Paris de la Préhistoire à nos jours. - 21 с.

    halles aux vins Bercy, découverte de 3 pirogues (фр.). INA - Video en ligne du journal de FR3 du 8.10.1991 . INA (1991-08-10).

    pirogues de Bercy (фр.). INA - Video en ligne du journal de FR3 du 27.02.1992 . INA (1992-02-27).

    История Парижа. Франция. Париж (2006).

    Un peu d’histoire (фр.). // Mairie de Paris

    История Парижа (2011).

Работая на французскую фирму, я получила задание написать тексты пешеходных экскурсий по Парижу для наших соотечественников – об этом я довольно подробно рассказывала в статье . В Москве в то время вовсю шел мюзикл «Нотр-Дам», и у меня возникла мысль предложить «Средневековый Париж – город Эсмеральды». К тому же Средние века всегда меня завораживали, да и на корабельных карнавалах я не раз изображала тогдашних дам.

А моя коллега и приятельница играла Эсмеральду.

Был даже французский дед, весьма натурально исполнявший роль козочки…
Итак, я отправилась на место событий – к Гревской площади с ее Ратушей, к башне Сен-Жак.

Собирала материал, обрабатывала его на террасах парижских кафе.

Но главное – просто бродила по средневековым кварталам.

Побывала у церкви Сент-Эсташ.

Увы, на месте Чрева Парижа теперь огромный торговый центр и детская площадка – к счастью, и тот и другая подземные.



Неподалеку высится сверхсовременный центр Помпиду,

из которого, впрочем, открывается очень даже средневековый вид.

Когда в этом районе находился Двор Чудес, где жила Эсмеральда. И даже если многое здесь сохранилось, все равно, словами Алексея Толстого, «с каждой колокольни на меня глядело лицо Квазимодо…».


Пришлось, конечно же, и перечитать некогда любимый роман Виктора Гюго, жившего на площади Вогезов:


Площадь эта расположена в старинном квартале Марэ, где есть и средневековые особняки.

Например, отель де Санс.

Гуляя, я каждой клеткой ощущала сказанное Гюго:

«Он (Париж) был в те времена не только прекрасным городом, но и городом-монолитом, произведением искусства и истории средних веков, каменной летописью. Это был город, архитектура которого сложилась лишь из двух слоев – слоя романского и слоя готического, ибо римский слой давно исчез, исключая лишь термы Юлиана, где он еще пробивается сквозь толстую кору средневековья.»

Не все средневековые памятники вошли в мою экскурсию и, наоборот, она включила в себя вовсе не средневековые, но попадавшиеся по пути: не проходить же мимо, да и вернуться к ним еще раз у русского туриста может не получиться.
Но все это пока присказка – сказка впереди.
Всякая экскурсия по городу начинается с его истории. Как известно, Париж возник из поселения паризиев на острове Ситэ,

завоеванном в 50-е годы до н.э. римлянами и названном ими Лютецией. В период римского владычества границы Лютеции вышли за пределы острова, и на левом берегу Сены вырос город, раскинувшийся на склонах холма св. Женевьевы.

Сейчас на этом месте возвышается церковь Сент-Этьен дю Мон (св. Стефана на Холме – на фото выше) и – главное – Пантеон, где похоронен Гюго.


Но вернемся к истории: в III веке н.э., спасаясь от нашествия варваров, население покинуло свои дома и укрылось на острове Ситэ. В течение семи веков Париж оставался в пределах острова. В конце X века на правом берегу Сены начали появляться поселения.

Отправляясь в третий крестовый поход, король Филипп-Август решил оградить Париж крепостной стеной, включив в черту города пустовавшие земли на правом берегу и существовавшие поселения Сент-Женевьев, Сен-Жермен и другие – на левом.
Строительство стены было начато в 1190 году на правом берегу и в 1200 году на левом, а закончено в 1213. В 1280 в Париже насчитывалось 8 кварталов и 310 улиц: 36 на Ситэ, 80 на левом берегу и 194 на правом. В XIV веке велась интенсивная застройка города на правом берегу вокруг церквей, аббатств, замка Лувра. К Парижу были присоединены новые земли, что повлекло за собой необходимость сооружения новой крепостной стены. Стена была начата при Карле V (ее так и принято называть – «стена Карла V”) в 1356 и закончена при Карле VI в 1383.
Действие «Собора Парижской Богоматери» разворачивается в Париже XV века. О городе этого времени Гюго пишет:

«В XV веке Париж был разделен на три города, резко отличных друг от друга, независимых, обладавших каждый своей физиономией, своим специальным назначением, своими нравами, обычаями, привилегиями, своей историей: Ситэ, Университет и Город. Ситэ, расположенный на острове, самый древний из них и самый незначительный по размерам, был матерью двух городов, напоминая собою … маленькую старушку между двумя стройными красавицами дочерьми.»

Университетом назывался левый берег Сены, Городом – правый.

«…Каждая из этих трех больших частей Парижа сама по себе являлась городом, но городом слишком узкого назначения, чтобы быть вполне законченным и обходиться без двух других. В Ситэ преобладали церкви, в Городе – дворцы, в Университете – учебные заведения.»

«С высоты птичьего полета эти три части… представляли собою, каждая в отдельности, густую сеть причудливо перепутанных улиц.»

Париж был окружен стеной, имевшей шесть ворот Филиппа-Августа на левом берегу и шесть ворот Карла V на правом.

“Все эти ворота были крепки и, что нисколько не мешало их прочности, красивы. Воды, поступавшие из Сены в широкий и глубокий ров, где во время зимнего половодья образовывалось сильное течение, омывали подножие городских стен вокруг всего Парижа. На ночь ворота закрывались, реку на обоих концах города заграждали толстыми железными цепями, и Париж почивал спокойно.”

Первые улицы Парижа возникали на месте нередко извилистых дорог и тропинок и, как правило, соответствовали их направлению. Лишь при Людовике XVI улицы стали прорубать сквозь кварталы. Происхождение названий улиц было связано либо с местом или зданием, около которых проходила улица (например, улица Сен-Жермен л’Оксерруа), либо с фамилией знатного человека, либо с названием профессии, представители которой жили на этой улице, с компактным расположением мастерских ремесленников, либо с вывеской на здании.
Названия улиц присваивались местными жителями, но нигде не регистрировались, что приводило к искажениям первоначальных названий и недоразумениям. Первый справочник улиц Парижа появился в 1489 году.

Названия улиц не были написаны на домах, и часто люди блуждали по несколько часов около нужного им места и не могли найти его. Только в 1729 в стены первого и последнего домов каждой улицы стали вставлять камень с ее названием. Эти первые таблички сохранились на многих домах до сих пор.В XV веке дома насчитывали от трех до пяти этажей. Первый этаж строился из камня, на нем держалась конструкция из деревянных балок, промежутки между которыми были заполнены бутом, покрытым парижским гипсом. Дома могли возводиться и из других материалов, но всегда покрывались белым гипсом. Таким образом, город казался белым.
По отношению к улице дома стояли боком, расположенные близко друг к другу крыши со щипцами напоминали зубья пилы – город выглядел очень колоритно, тем более что дома отличались большим разнообразием. Этажи домов нависали один над другим. Водосточных труб не было – вода лилась с крыш прямо на улицу. До наших дней в Париже сохранилось около тридцати подобных домов.

Гюго так описывает Париж XV века “с высоты птичьего полета”, а точнее с башен Нотр-Дам:

«Запыхавшийся зритель, забравшийся на самый верх собора, прежде всего был бы ослеплен зрелищем расстилавшихся внизу крыш, труб, улиц, мостов, площадей, шпилей, колоколен. Его взору одновременно представились бы: резной щипец, остроконечная кровля, башенка, повисшая на углу стены, каменная пирамида XI века, шиферный обелиск XV века, круглая гладкая башня замка, четырехугольная узорчатая колокольня церкви – и большое, и малое, и массивное, и воздушное. Его взор долго блуждал бы, проникая в различные глубины этого лабиринта, где все было отмечено своеобразием, гениальностью и красотой; все было порождением искусства, начиная с самого маленького домика с расписным и лепным фасадом, наружными деревянными креплениями, с низкой аркой двери, с нависшими над ней верхними этажами, и кончая величественным Лувром, окруженным в те времена колоннадой башен.»

Экскурсия начинается в той части Парижа, которая в средние века называлась Городом.

«Город, хотя и более обширный, чем Университет, не представлял такого единства.»

Он как бы состоял из трех частей: в одной из них находились дворцы, в другой дома.

«Третьей частью панорамы правого берега был длинный пояс аббатств, охватывавший почти весь город с востока на запад и образовывавший позади крепостных стен, замыкавших Париж, вторую внутреннюю ограду из монастырей и часовен.»

(Все цитаты, если нет фамилии автора, взяты из романа Гюго. Надо сказать, что Гюго часто повторяется в своих описаниях, и, тем не менее, эти описания помогают живо представить себе средневековый город, воссоздавая его особый стиль и особую атмосферу.)

«Скопление жилищ, тесно лепящихся друг к другу, словно ячейки в улье, не лишено было своеобразной красоты… Над множеством зданий, чьи черепичные и шиферные кровли вычерчивались одни на фоне других причудливыми звеньями, вставали резные, складчатые, узорные колокольни сорока четырех церквей правого берега.»

Мы начнем нашу прогулку на правом берегу, на набережной Сены у станции метро «Pont neuf», которое переводится как Новый мост.

Сам мост виден за моей спиной. В действительности это самый старый из сохранившихся мостов Парижа. Первый камень его был заложен вечером 31 мая 1578 году Генрихом III в присутствии королевы-матери Екатерины Медичи. Была суббота, шел сильный дождь. Король, одетый в черное, плакал вместе с природой, так как в то утро он присутствовал на панихиде по двум своим фаворитам, убитым на дуэли в конце апреля. Парижане, присутствовавшие при закладке и видевшие горе короля, предложили назвать новый мост мостом Слез.
Строительство моста продвигалось медленно, ему мешали многочисленные политические события, происходившие в то время. Он был завершен лишь в 1605 году, и уже Генрих IV в сопровождении свиты торжественно проехал по нему на коне.

В отличие от других мостов той поры, Новый мост не был застроен домами и имел тротуары для пешеходов. Это стало событием. Впервые парижане получили возможность, пересекая Сену, любоваться ею.

Париж. Вид на Новый мост (Pont Neuf) Тротуары были высокими, и пешеходы могли не беспокоиться о безопасности. Мост сразу сделался местом прогулок. Единственными строениями, которые можно было видеть на нем, были лавки, расположенные в нишах. Здесь собирались бродячие торговцы, артисты, фокусники, шансонье, цветочницы, зубодеры, а также многочисленные мошенники и карманники. В Париже говорили, что на Новом мосту в любое время можно встретить монаха, белую лошадь и дамочку легкого поведения. Эту «пословицу» подтверждает Фонвизин: в 1778 году он пишет из Парижа сестре, что специально ходит по мосту, дабы проверить, так ли это, и каждый раз действительно встречает означенных персонажей.

В начале XVII возле моста, на Ситэ, скульпторами де Болонем и Франжевилем был воздвигнут памятник Генриху IV – первая конная статуя во Франции, установленная на городской магистрали. Первоначально находившийся на этом месте огромный конь был отлит из бронзы по распоряжению Фердинанда, герцога Тосканского, который хотел использовать его для собственного конного памятника. Проект не был осуществлен из-за смерти герцога. После смерти Генриха IV другой герцог подарил коня Марии Медичи. В 1613 году корабль с конем вышел из Ливорно во Францию, но затонул у берегов Сардинии. Коня подняли со дна и в 1614 установили на мраморном пьедестале там, где сейчас находится памятник. В течение двадцати одного года он стоял без всадника, его называли просто «бронзовым конем». В 1635 Людовик XIII приказал установить на коне фигуру своего отца. В 1788 году голова статуи была украшена цветами и белыми лентами, в 1789 их заменили национальной кокардой.
В 1792 памятник был сброшен с пьедестала и разбит, часть его осколков расплавили, другую часть выбросили в Сену. Нынешний памятник сооружен в 1818 году по приказу Людовика XVIII. Вот он примостился на моей голове, точно король и памятник – это я, а он – всего лишь голубь.

Для него были переплавлены статуи Наполеона, находившиеся на Вандомской колонне (тот самый «столбик с куклою чугунной»),

на колонне в Булонь-сюр-Мер и на колонне, одно время стоявшей на площади Виктуар. Литейщик, бывший ярым бонапартистом, тайно поместил в руку Генриха маленькую фигурку Наполеона, а в живот коня – целую связку бумаг с различными текстами, в том числе песен, прославляющих императора. Эти предметы находятся внутри памятника и поныне.

Новый мост отреставрировали в 1848 году, но несущие конструкции остались с 1605. Таким образом, возраст его превышает три с половиной столетия.
Около моста находится крупнейший парижский универмаг “Самаритен”. В 1605 году Генрих IV установил на Новом мосту близ этого места гидравлическую машину, обеспечивающую водой питьевые фонтаны правого берега. Рядом с машиной находилось изображение самаритянки, подносящей воду Христу. Гидравлическая машина “Самаритен” работала до 1813. Уже в Средние века в Париже было шестнадцать питьевых фонтанов – все они находились на правом берегу. Жители левого берега пользовались колодцами или брали воду прямо из Сены. Если во времена римлян вода в Сене отличалась удивительной чистотой, то к средневековью она успела сильно загрязниться. В XIV веке даже вышел указ, запрещающий подметать во время дождя, чтобы еще больше не загрязнять воду в реке.
Мы покинем набережную – не потому, что боимся грязной воды, а потому, что нам пора двигаться дальше – к церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа.
Продолжение .

Памятники архитектуры средневекового Парижа

Средневековый Париж оставил великолепные образцы романского зодчества (X—XII века), в котором возродились, хотя и в несколько переработанном виде, основы, заимствованные франками в римской архитектуре.Для романского стиля были характерны тяжёлые пропорции, мощные стены, несущие полуциркульные своды и арочные перекрытия проёмов.

Одним из самых заметных парижских памятников архитектуры этого периода является церковь Сен-Жермен-де-Пре , основанная ещё в середине VI века королём Хильдебертом I для хранения туники святого Викентия Сарагосского и ныне расположенная в оживлённой части Латинского квартала (так как в старину она была окружена лугами, это отразилось и в названии: фр. pré — луг).



Эта первая христианская обитель вскоре стала аббатством в полях за пределами города. Управлял ею некий отец Жермен,

Так появилось название Сен-Жермен де Пре.

В этом храме были похоронены христианский проповедник, парижский епископ Жермен, после своей смерти в 576 году отнесённый к числу католических святых, а также первые короли династии Меровингов, но в IX церковь была сожжена норманнами.


В XI веке была выстроена колокольня, которая и теперь выделяется своей высотой среди более поздней застройки, а в XII веке — основной объём церкви с алтарной частью (в XVII веке храм был вновь перестроен, но колокольня и алтарная часть сохранили свои строгие черты архитектуры раннего средневековья)


Венсенский замок
Романское зодчество, со всей его проработанностью архитектурных форм и композиций, стало лишь предвестником формирования нового архитектурного стиля — готического, который зародился именно во Франции. И поскольку Париж был столицей, он неминуемо превратился в главную «строительную лабораторию» нового архитектурного мышления.


В восточном парижском пригороде Венсен сохранилось в несколько изменённом виде сооружение, заложенное в эпоху раннего Средневековья и сложившееся в эпоху готики — Венсенский замок, одно время являвшийся королевской резиденцией. К 1370 году строительство замка, начатое в XI веке, было завершено.


На территории, окружённой мощной стеной и рвом, возвышается жилая башня — донжон. Почти квадратный в плане массив 52-метрового донжона фланкируют четыре угловые круглые башенки. Попасть в замок можно было только через подъёмный мост, переброшенный через ров, и крепостные ворота в стене с девятью башнями.


По верху мощных стен проходил боевой ход, который прикрывали навесные бойницы (машикули). Здесь, несколько в стороне от центра Парижа, был создан замкнутый придворный мирок, имевший даже свою небольшую часовню. В современном виде весь комплекс, превращённый в исторический музей, представляет собой характерный памятник средневековой архитектуры XIV века


Готическая архитектура была вызвана к жизни быстрым ростом городов и необходимостью иметь более вместительные храмы — по сути, главные общественные здания средневековой эпохи. Накопление строительного опыта и технических знаний привело к качественному скачку в сооружении пролётов, сводов и опор.


Стала применяться стрельчатая арка, а сводчатые покрытия стали сооружать на каркасной основе из каменных рёбер (нервюр), изготавливавшихся из особо прочного камня. Теперь наружные стены, издавна служившие опорами, утратили свой конструктивный смысл, а своды поддерживались системой открытых полуарок (аркбутанов) и наружных опор (контрфорсов). Это позволило всю поверхность между контрфорсами выполнять из стекла в каменной оправе, положив начало знаменитым средневековым витражам из разноцветного стекла на свинцовых прокладках


Блестящим образцом готического зодчества является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), возвышающийся в восточной части острова Ситэ. Около 550 года на месте античного храма Юпитера по велению франкского короля Хильдеберта I была построена базилика Святого Этьена, к которой примыкали баптистерий, посвящённый Иоанну Крестителю, и церковь Богоматери (здесь же была резиденция епископа Германа Парижского).


В середине XII века было решено их перестроить и фактически возвести новый, более вместительный храм. Строительство, начатое по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в 1163 году, велось долго и завершилось лишь в 1343 году (именно тогда были созданы капеллы между контрфорсами и венец капелл вокруг хора).


Грандиозный по тем временам собор, способный единовременно вместить около 10 тыс. человек (длина — 130 м, ширина — 108 м, высота башен — 69 м, высота сводов — 39 м), стал своеобразным образцом для всего средневекового храмостроения во Франции. Вокруг собора Нотр-Дам-де-Пари располагались монастырь Богоматери, соборные школы и дома каноников


В архитектуре собора нашёл отражение весь процесс развития готики. Горизонтальные членения и тяжеловесный нижний ярус западного фасада являются отголосками романского стиля, в то время как система широких аркбутанов, сильно расчленённая и остроконечная сквозная галерея у подножия башен и круглые розы — яркое воплощение готического зодчества.


Над порталами протянулась галерея каменных изваяний царей из Ветхого Завета (ранее в нишах стояли статуи королей), на выступах карнизов размещены фигуры гаргулий, а ограда хора с барельефами и изваяние Богоматери на северном портале — настоящие примеры искусства средневековых скульпторов (некогда скульптуры собора были окрашены и даже частью позолочены). Среди полихромных витражей особенно примечательны большие розы на оси западного фасада и на торцах поперечного нефа (трансепта). В XVIII веке большинство цветных витражей было заменено белым остеклением, витражи остались только в розах (причём XIII веком датируется витраж только в северной розе)


Консьержери
Западную часть острова Ситэ занимает громадный комплекс Дворца правосудия. Его северный фасад, выходящий к правому притоку Сены, даёт яркое представление о суровом королевском замке с тюрьмой и сокровищницей, где хранили казну.


Три из сохранившихся башен датируются XIII веком, а угловая башня была построена столетием позже (на ней были установлены колокол, возвещавший весь Париж о рождении королевского наследника, и первые в городе башенные часы).


После того как в XIV веке король Карл V переселился в более просторный Лувр, в старой резиденции монарха остались парламент, счётная палата и другие правительственные органы.


В 1417 году канцлер Франции был назначен на должность консьержа, то есть привратника королевского жилища, отчего замок и получил название Консьержери. В XIX веке здание было существенно расширено, тогда же был оформлен фасад, обращённый к площади Дофина


Капелла Сент-Шапель

Самым выдающимся объектом во дворце Консьержери является Сент-Шапель — Святая или Королевская капелла, расположенная в юго-восточном дворе комплекса (часть фасада капеллы выходит на Дворцовый бульвар, пересекающий Ситэ между мостом Менял и мостом Сен-Мишель).


Она была сооружена в 1246—1248 годах по заказу набожного короля Людовика IX Святого для хранения многочисленных священных реликвий, и прежде всего высокопочитаемого Тернового венца, приобретённого монархом за огромную по тем временам сумму у венецианских ростовщиков. Имя архитектора доподлинно не известно, обычно постройку капеллы приписывают Пьеру де Монтрёй.


Вытянутый высокий объём Сент-Шапель содержит два зала, расположенных друг над другом. В нижнем зале два ряда колонн поддерживают пучки нервюр, несущих своды. Верхний зал, собственно и являющийся Королевской капеллой, обладает 10-метровым пролётом и свободен от внутренних опор (складывается впечатление, что поднятые на высоту семи метров своды парят в воздухе).


Зал окружают цветные витражи, между которыми расположены тонкие каменные стойки, разветвляющиеся под сводами на несколько нервюр. Роза в торце над входом своим сложным переплетением каменной основы символизирует пламенеющую готику XV века (тогда же была надстроена и колокольня).


Окрашенные в синий цвет столбы и своды капеллы орнаментованы повторяющимися позолоченными вставками в виде стилизованного цветка лилии в верхнем зале и силуэта замка в нижнем (золотая лилия на синем фоне символизирует королевский герб Франции). В середине XIX века здание Сент-Шапель подверглось реставрации, в ходе которой Виолле-ле-Дюк воссоздал шпиль и значительную часть витражей, сумев при этом сохранить специфику готики периода её расцвета

Сен-Жермен-л"Осеруа

Напротив восточного фасада Лувра расположен готический храм Сен-Жермен-л"Осеруа, основанный в XII веке (с той поры сохранилась лишь высокая романская колокольня).


Хоры XIII века относятся к ранней готике, основной массив храма XV века — к пламенеющей готике, а боковой портал — к эпохе Возрождения. Как большинство средневековых построек Парижа, и этот храм был позднее реконструирован, но были сохранены уникальные нервюрные своды, кружевная роза, ценные витражи, многочисленные скульптурные завершения карнизов, водостоков и башенок.


Сен-Жермен-л’Осеруа была приходской церковью королевского двора, размещавшегося в соседнем Луврском замке, поэтому в ней похоронены многие художники, скульпторы, архитекторы и учёные, работавшие и жившие при дворе. Колокол на башне этой церкви возвестил о начале резни гугенотов в Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 года)


Сен-Жюльен -ле-Повр



Сент-Этьен-дю-Мон

Среди других строений, появившихся в Париже в эпоху Средневековья, в наши дни существуют церкви Сен-Жюльен-ле-Повр, Сент-Этьен-дю-Мон, Сен-Северен, Сен-Медар и Святых Архангелов, башня Клови (или Хлодвига) и другие здания, сохранившиеся от аббатства Святой Женевьевы и ныне принадлежащие лицею Генриха IV, коллеж бернардинцев, ныне занятый Французской католической академией, и Отель де Клюни (V округ), церкви Сен-Жерве, Сен-Мерри и Билетт, археологическая крипта паперти собора Нотр-Дам и Отель де Санс (IV округ), церкви Сен-Мартен-де-Шан и Сен-Николя-де-Шан, Отель де Субиз,


Лицей Генриха IV, одно из самых престижных учебных заведений Франции, находится на территории бывшего аббатства Святой Женевьевы, которое было основано Хлодвигом в честь святых Петра и Павла посли битвы при Вуйе по просьбе его супруги королевы Клотильды. В Дни Культурного Наследия лицей распахнул свои двери всем желающим.


Отель де Клиссон, фрагмент крепостной башни, ранее являвшейся частью крепости тамплиеров Тампль, и дом Николя Фламеля (III округ), трапезная монастыря кордельеров, ныне занятая медицинской школой университета Париж Декарт (VI округ), церковь Сен-Лё-Сен-Жилль (I округ), церковь Сен-Пьер-де-Монмартр (XVIII округ), башня Жана Бесстрашного, ранее являвшаяся частью дворца герцогов Бургундских (II округ)


Церковь Сен-Жерве,

Отель де Клюни

Церковь Сен-Мартен-де-Шан

Отель Субиз

Башня Жана Безстрашного

Два десятка сохранившихся фрагментов крепостной стены эпохи Филиппа II Августа в 1889 году были классифицированы как памятники истории. Сейчас они расположены на улицах Жур, Жан-Жака Руссо, Лувр и Сент-Оноре (I округ), на улицах Этьена Марселя и Тикетон (II округ), на улице Тампль (III округ), на улицах Аве-Мария, Шарлемань, Фран-Буржуа, Жарден-Сен-Поль и Розье (IV округ), на улицах д`Аррас, кардинала Лемуана, Фоссэ-Сен-Бернар, Клови, Декарта и Туэн (V округ), во дворах Коммерс-Сен-Андре и Роган, на набережной Конти, улицах Дофина, Мазарини, Нель и Генего, в тупике Невер (VI округ)

Площадь Бастилии

Фрагменты стен, башен, подземных камер и крепостных рвов знаменитой Бастилии, разрушенной в 1791 году, сохранились вокруг современной площади Бастилии: на бульварах Бурдон и Генриха IV, улице Сент-Антуан, станции метро «Бастилия» и в порту Арсенала на канале Сен-Мартен


Бывший монастырь кордельеров, XIV век


Церковь Сен-Мерри, XIV—XVII век


Церковь Сен-Николя-де-Шан,


XII—XVII век Церковь Сен-Северен,

XIII—XV век Отель де Клиссон


XIV век Отель де Санс


XV—XVI век Церковь Сен-Пьер-де-Монмартр, XII век

Первые парижские школы, носившие чисто клерикальный характер, возникли в XII веке у стен Нотр-Дам-де-Пари. Вскоре, желая уйти из-под опеки епископа, часть учителей и их учеников перебралась на левый берег под покровительство более либеральных аббатств Сент-Женевьев и Сен-Виктор, где и основали университет

Аббатство Сен-Виктор на картине 1655 г.

Первую королевскую привилегию, узаконившую его права и свободы (а также выводившую школы из-под юрисдикции королевского прево), объединение магистров и студентов парижской школы получило в хартии 1200 года, союз школяров фигурировал в епископском акте от 1207 года, а союз преподавателей — в папском акте от 1208 года (официально своё название Парижский университет получил только в 1217 году, факультеты впервые были упомянуты в 1219 году).

Барочный фасад Сорбонны (арх. Жак Лемерсье, 1642 год)

Теолог Робер де Сорбон, исповедник короля Людовика IX, основал в 1253 году на улице Куп-Гель коллеж, от имени которого весь университет и получил своё второе название. Позже при Сорбонне была организована типография, где в 1469 году издали первую в Париже книгу

Коллеж де Франс

Латинский квартал активно развивался на протяжении всего XIII века, потеснив старые соборные школы, расположенные на Ситэ и возле Малого моста. Коллежи или коллегии на начальном этапе представляли собой небольшие и довольно неказистые строения, где в шумной атмосфере веселья, игр, пьянства и потасовок жили и учились около 10 тыс. юношей (по другим данным, в 75 коллежах, которые теснились между площадью Мобер и холмом Сент-Женевьев, финансируемые богатыми аристократами и религиозными орденами, обучалось около 40 тыс. человек)

Латинский Квартал-это один из районов Парижа самых известных в мире. Он простирается на 5е и 6е районах, центре в районе Сорбонны и горы Сент-Женевьев. Он пересекает « cardo de Paris », ось "север-юг", соответствующие действующим улице Сен-Жак и бульвара Сен-Мишель

Это район по-прежнему популярен среди студентов и профессоров, от присутствия там многих научных учреждений

Лицей Людовика Великого, расположенный в центре Латинского квартала на месте средневекового Парижского университета

В этом районе также много колледжей и лицеев, часто престижных и исторических: Louis-le-Grand, Фенелон, Генриха IV, Сен-Луи, Нотр-Дам-де-Сион, Станислава, Школа, эльзасской, Монтень, Лицее Лавуазье. Следовательно, множество книжных магазинов, специализирующихся на литературу, естественные науки, история, медицина, политика, философия, право, находятся в районе, даже если они, как правило, исчезают


Больницы отель-Дье в Париже, Франция.Отель-Дьё де Пари «Парижский Божий приют»— старейшая больница Парижа,

Квартал Маре

Маре — один из старейших кварталов Парижа, который считают самым неординарным и неповторимым местом в городе. Почему, спросите Вы меня? Все просто, до него не дотянулась «рука барона Османа», автора перестройки Парижа в конце 19 века. Поэтому здесь сохранились черты типичного средневекового города с лабиринтом узеньких улочек, без тротуаров, закованных в стены старинных особняков XVII-XVIII века.

Маре, в переводе означает — болото, которое когда-то было, на этом самом месте, осушенное по велению магистра Ордена Тамплиеров, аж в 13 веке. Именно с его легкой руки и началась история этого квартала, ставшего приютом для монахов этого загадочного Ордена. Впоследствии при Генрихе IV, здесь появилась Королевская площадь (ныне площадь Вогезов — самая старинная площадь Парижа) ставшая сердцем этого квартала. И это не единственная достопримечательность Маре.

Здесь находится один из интереснейших музеев Франции — Карнавале, в котором собраны уникальные экспонаты, рассказывающие об истории жизни Парижа на протяжении многих веков. А я расскажу Вам о тех людях (Маркиза де Бренвилье, Принцесса Роган, Мадам де Севинье, Герцог Орлеанский), что когда-то владели этими особняками и создавали историю этой прекрасной страны. … И поверьте есть о чем посплетничать.

На улице Фран-Буржуа чудный особняк с башенкой. Это дом Жана Эруэ (казначея Людовика XII), построенный около 1510 г.

Отель де Ангулем-Ламуаньон сначала принадлежал внебрачной дочери Генриха II — герцогине Ангулемской, а после перешел к Ламуаньону, представителю известного французского рода. Сейчас тут располагается историческая библиотека

Тут музей Карнавале (вообще он располагается в двух особняках — Отеле Карнавале и Отеле ле Пелетье де Сен Фаржо). Отель Карнавале известен тем, что в 1677 году его арендовала Мари де Рабютэн (она же маркиза де Севинье). Прославилась она письмами, которые писала своим родственникам и друзьям. «Письма госпожи де Севинье» были изданы через 30 лет после ее смерти и произвели в Париже настоящий фурор

Площадь Вогезов, аркады дю коте Эст - Париж

Самый старый дом в Париже - это дом Николя Фламеля, который датируется 1407-м годом. Находится на 51 rue de Montmorency

На улице Франсуа Мирона (rue François-Miron) расположены два дома - 11 и 13, которые датируются XV столетием

На rue des Barres расположился дом №12, который принадлежал аббатству Мобюиссон и был реконструирован в 1540-м году

И, наконец, на rue Volta сохранился дом №3, который был построен в 1644-м году

Дома 44-46 Rue François Miron. Служили цистерцианскому аббатству (XIII век). Сейчас на первом этаже находится замечательный магазин по истории Парижа и организация, которая занимается историческими памятниками Парижа

Если войти в магазин, то справа будут ступенки в подвал, где сохранились готические своды цистерцианского аббатства XIII века

11-13 rue du Louvre

rue des Jardins-Saint-Paul

остатки старых стен

Париж, 1493-ий год, хроники Нюрнберга:

Кстати маленький кусочек древнего Парижа можно увидеть в начале экспозиции в Лувре (на уровне под землей) - выставлен кусок первого Лувра. Но как-то не самым лучшим образом вставлен (возможно все, что осталось), всего кусок кадки-башни


Источники
Дефурно М. Повседневная жизнь времен Жанны д`Арк. — Москва: Евразия, 2003. — 320 с.
Дубнов С. М. Краткая история евреев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 576 с
Комбо И. История Парижа. — Москва: Весь мир, 2002. — 176 с
Косминский Е. А. История Средних веков. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1952. — 748 с.
Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. — Москва: Евразия, 1999. — 414 с.
Пилявский В. И. и Лейбошиц Н. Я. Париж. — Ленинград: Издательство литературы по строительству, 1968. — 112 с.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. — Москва: Молодая гвардия, 2008. — 252 с.

В 987 году королем был провозглашен потомок Эда - Гуго Капет, а его наследники, короли династии Капетингов, стали ассоциироваться именно с Парижем (правда, первые правители этой династии бывали здесь нечасто).

Сначала столица Франции развивалась довольно медленно, так что к 1100 году ее население составляло всего лишь около трех тысяч человек.

Однако уже через каких то сто лет Париж стал самым крупным городом в христианской Европе (и оставался таковым вплоть до XVIII века, когда его обогнал Лондон), а также ее важнейшим интеллектуальным и культурным центром.

К 1320-м годам население столицы составляло почти четверть миллиона человек. Этим Париж был обязан, прежде всего, своему удачному положению на судоходной реке и активной торговле, что, в свою очередь, способствовало увеличению класса купцов.

Экономическому росту города способствовало также успешное земледелие на обширных окрестных землях. К югу от столицы выращивались зерновые культуры и возделывались виноградники, к востоку, западу и северу между городом и холмом Монмартр располагались богатые леса.

Процветанию Парижа также способствовало развитие Парижского университета. И все это происходило под защитой пока еще молодой, но уже достаточно сильной монархии, которая постепенно взяла под свое покровительство все окрестные земли. Особым доверием пользовались короли Людовик VI, Людовик VII и Филипп- Август, правление которых в совокупности длилось почти весь XII век.

Торговля в Париже естественным образом развивалась в тех районах города, где товары с судов попадали на берег. Это, прежде всего Гревская площадь на Правом берегу, где сейчас находится здание Ратуши. Когда-то здесь была болотистая местность, но с развитием деловой активности почва планомерно осушалась.

Истоки образования в Париже

Научно-интеллектуальная деятельность Левого берега также получила свое начало в Средневековье, когда вокруг располагавшихся здесь двух больших монастырей Сент-Женевьев и Сен-Жермен-де-Пре появились первые школы и дома, где жили и учились студенты. Выдающийся европейский ученый того времени Пьер Абеляр, известный также тем, что он был возлюбленным юной Элоизы и из-за гнева ее дяди пал жертвой насильственной кастрации.

В начале XII века Пьер Абеляр обучал в этих школах своих студентов, а в 1215 году папский указ позволил основать на Левом берегу высшее учебное заведение , которое затем превратилось в знаменитый Парижский университет Сорбонна (названный так в честь Робера де Сорбона, основавшего в 1257 году школу для бедных студентов).

К 1300 году под покровительством скорее духовенства, чем городских властей, на Левом берегу обучалось уже три тысячи студентов. Поскольку латинский язык использовался здесь как в самих школах, так и за их стенами, этот студенческий район стал заслуженно именоваться «Латинским кварталом».

Ради защиты своего бурно развивающегося города король Филипп-Август (1180-1223) построил крепость Лувр, древние стены которой сейчас можно увидеть на нижних этажах музея Лувр . Король также возвел знаменитую длинную городскую стену, которая когда-то простиралась на север и на юг, окаймляя квартал Маре и гору Святой Женевьевы. Таким образом, она проходила приблизительно по линии основных современных парижских округов, с 1-го по 6-й (при этом аббатство Сен-Жермен де Пре оставалось за пределами городских стен).

Современники Филиппа-Августа считали эти сооружения новым чудом света (несмотря на то что позже часть стены на Левом берегу обрушилась), а также надежной гарантией безопасности города и убедительным свидетельством того, что французская монархия стремилась превратить Париж в истинно великий город.

Король Филипп-Август, на которого в юности ужасающее впечатление производила городская грязь, начал даже мостить улицы, но в итоге большая часть из них так и осталась безнадежно грязной изрытой колеями, заполненной толпами людей и животных, все это иногда приводило к серьезным происшествиям. Достаточно упомянуть трагическую гибель наследника Людовика VI, который погиб в 1131 году, упав с лошади из-за пробегавшей по улице свиньи.