Остров византия и западная самоа. Западное самоа. Развлечения и отдых

Западное Самоа — это почти нетронутый и весьма удивительный уголок нашей планеты. Именно здесь снимали известный фильм-драму «Возвращение в рай», именно в этом райском месте великий писатель Р. Л. Стивенсон решил удалиться от цивилизации и провести последние годы.

Благодаря береговой линии, вулканическим ландшафтам и тропическим лесам, Западное Самоа стало замечательным местом для активного отдыха и пеших путешествий.

Для исследования острова можно использовать лодку или каноэ, иногда это единственный способ добраться до некоторых необитаемых островов и атоллов.

Другим, не менее доступным способом передвижения является велосипед. Можно неплохо провести время, совершая велосипедную прогулку вокруг острова Савайи. Рыбная ловля - хороший вид отдыха, но это удовольствие не из дешевых, поскольку исключительные права на рыбную ловлю в местных водах принадлежат жителям прибрежных деревень.

Официальное название этого государства с 1997 года — Независимое Государство Самоа, до этого оно называлось просто Западным Самоа. Дело в том, что группа островов Самоа поделена надвое, на западных островах разместилось независимое государство, а на восточных — американская подопечная территория, так называемое Американское Самоа. Такое деление было связано с гражданской войной, расколовшей самоанское общество на две части ещё в конце XIX века. Западную часть — острова Уполу и Савайи — захватила Германия, а восточную — Тутуила и Мануа — США. Во время развернувшейся в Европе Первой мировой войны немецкую часть архипелага без всякого сопротивления со стороны немцев захватила Новая Зеландия, впоследствии вынужденная предоставить самоанцам ограниченное самоуправление, а потом и независимость. Кстати, Самоа — первое государство на Тихом океане — не считая Новой Зеландии, которое получило независимость. Восточное же Самоа до наших дней остаётся американским, и вряд ли когда-либо оно воссоединится со своей западной частью. Этому есть несколько весомых причин, основной из которых является нежелание самих восточных самоанцев выходить из-под опеки США. Хоть Американское Самоа и не включено в состав США, но восточные самоанцы имеют прекрасную возможность уехать в США и получить там полноценное американское гражданство. Если же они вольются в состав независимого Самоа, то такую привилегию они потеряют.

Географически острова Самоа расположены в самом центре Полинезии, практически на перекрёстке торговых путей их Америки в Австралию и Новую Зеландию. Острова имеют очень гористый рельеф и имеют ярко выраженное вулканическое происхождение. На острове Савайи находится активный вулкан, правда последний раз он извергался сто лет назад, однако он не уснул, и в любой момент можно ждать очередного извержения. Впрочем, вулкан этот небольшой, и его извержения не приносили какого-либо заметного ущерба местному хозяйству. Климат на Самоа тропический, на острова часто обрушиваются циклоны, при которых скорость ветра часто достигает 150-200 км/час. Невзирая на то, что Самоа очень далеко отстоят от всех материков — Азии, Австралии и Америки — на островах произрастает очень большое количество самых разных растений, более трети из которых являются эндемиками, то есть больше их не встретить ни в каком другом месте. В противовес флоре, фауна на Самоа весьма бедна — на островах водится всего 8 видов эндемических птиц, и 35 — завезённых европейцами, или попавших на Самоа из Австралии и Азии другими путями. И хотя насекомых — в основном бабочек, очень много, но тут водится всего лишь один вид змей и 7 видов ящериц — вот и всё, чем может похвастаться Самоа в этом плане. А вот морская фауна вокруг островов очень богата. Черепахи, крабы, моллюски и рыба водятся на Самоа в изобилии.

На Уполу, который является главным островом архипелага, можно посетить замечательный музей английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона, центр традиционного искусства Полинезии, самоанскую деревню-музей и, конечно же, Райский пляж. Желающие смогут насладиться красотами океана, ныряя с аквалангом, поучаствовать в рыбалке или углубиться в природу внутренней части острова. Единственный город Западного Самоа, который является одновременно и столицей, это Апиа. Несмотря на банки, офисы и закусочные, которые должны были бы предать ему современные черты, город сохранил свое национальное обаяние. Ориентирами для прогулок по городу, могут служить часовая башня и мемориал, установленный в честь погибших во Второй Мировой войне. Западнее башни находится Фли Маркет — это рынок, на котором можно найти весьма разнообразные и даже интересные товары. Здесь и электроника, и одежда, и сипао — местные ткани, которые традиционно красят соком листьев и корой, и, конечно же, кокосы и драгоценные раковины. В окрестностях Апиа разбросано множество церквей, крупнейшая из них — это Католическая церковь, которая расположена на городском берегу. Меньшая по размеру Англиканская церковь, украшена прекрасными витражами, а мощи миссионера, преподобного Джона Вильямса, который одним из первых приехал на эти острова, покоятся в Христианской Церкви Конкрегационалистов. В Апиа есть три гостиницы, обсерватория, мелкие предприятия и правительственные учреждения. От центра к западу протянулись деревни прибрежной области.

В предместье столицы расположилась усадьба Стивенсона. Здесь же и надгробная плита английского писателя. Когда Стивенсон умер, островитяне работали круглые сутки, чтобы прорубить дорожку на вершину холма. Они хотели похоронить своего любимого «туситала» — что означает «рассказчик», на следующий день со всеми почестями.

На южном побережье Уполу, на окруженных пальмами побережьях, приятно отдохнуть и расслабится, наслаждаясь спокойствием этих мест. Лучшими пляжами считаются «Возвращение в рай», названный в честь одноименного фильма, пляжный комплекс Матарева и целый ряд других замечательных и прекрасно оборудованных для проведения полноценного пляжного отдыха мест. Они изобилуют тихими бухтами и небольшими водоемами, которые будто бы созданы специально для сноркелинга. На восток от Апиа раскинулись чудесные берега с идеальными для купания местами. Продолжая движение вдоль побережья, можно попасть на восточную окраину острова и увидеть незабываемые рифы района Алеипата.

Еще одно из мест достойных внимания — это озеро Озеро Ланото’o, его еще называют Голдфиш Лейк, сегодня оно не слишком известно, но во времена немецкой оккупации озеро было популярным местом отдыха, здесь любили отдыхать офицеры со своими дамами. Сегодня в странной зеленой воде озера плавают стаи золотых рыбок, которые подплывают к берегам в поисках корма. Еще никому не удалось достичь дна Ланото’o, хотя предпринималось немало попыток. Оно так глубоко, что без специального водолазного оборудования опускаться на его дно опасно.

Савайи, один из крупнейших полинезийских островов, и в то же время — самый малонаселенный, отчасти из-за того, что на нём дремлет непредсказуемый вулкан Матавану, а немалая часть острова покрыта застывшей магмой, на которой ничего не растёт. Остров во многом сохранил свое первозданное очарование, и почти не затронут западной цивилизацией, а жизненный уклад жителей подвергся меньшим изменениям, чем даже на Уполу. И конечно, здесь масса удивительных мест для отдыха и подводного плавания. «Тропический лес Тафуа», чудесный заповедник тропического леса, он находится на участке побережья с пещерами, гротами и полями лавы. Лавовые поля сформировались во время извержения Матавану в 1902-1911 годах, и сегодня представляют собой впечатляющий ландшафт. Желающие смогут совершить незабываемую прогулку вокруг кратера.

Между Савайи и Уполу, прямо в проливе, расположился остров Маноно. Это очень тихое место, где любят проводить отдых жители шумной столицы. Правительство прилагает массу усилий для сохранения здешней хрупкой экосистемы. Западнее Маноно затерялся остров Аполима. Он состоит из окаменевших потоков лавы. А до единственной деревни, население которой составляет всего около 150 человек, можно добраться только по одному крошечному проходу от моря. Для поездки на Аполима потребуется приглашение одного из жителей, и зафрахтованная яхта или лодка. Те, кто преодолев все трудности, побывал на этом острове, утверждают, что большей изоляции от мира они не испытывали никогда в жизни.

В сентябре в Западном Самоа проходит самый большой праздник — Фестиваль Теуила, который затрагивает практически все острова. В его программе хоровые пения, «танцы огня», традиционный танец «сива», и конечно гонки на лодках «фаутаси». Фестиваль Ныряльщиков проходит месяцем раньше, это очень интересный праздник, дающий возможность желающим попробовать свои силы на лучших участках, там, где могут обнаружиться раковины-жемчужницы. С середины до конца февраля на реке Сокото проходит Культурный Фестиваль и Рыбацкий Праздник Аргунгу. Он посвящен лову рыбы, но в его программе также охота на уток и другие виды водных соревнований. В августе, во время Регаты Патеги, происходит празднование, которое, наверное, может считаться самым грандиозным. Ключевой момент этого празднества — соревнование на длинных каноэ, в котором часто участвуют все мужчины рода, это превращает соревнование в борьбу между кланами, и придает гонке особую остроту.

Кто не мечтал уехать на затерянные в океане экзотические острова, чтобы вдалеке от цивилизации отдохнуть от всех ее благ? Невероятной красоты песчаные пляжи, жаркое солнце, придающее телу шоколадный оттенок, живописные пейзажи удивляют даже самых искушенных путешественников. Благодаря удаленности от всего мира райские тропические уголки необычайно привлекательны для мирового туризма. Лидеры расслабляющего отдыха - острова Гавайи, Галапагос, Самоа - имеют происхождение вулканического характера. Тем интересней побывать на фантастически прекрасных землях, созданных без какого-либо вмешательства человека.

Острова Самоа - где это?

В Тихоокеанском рае расположены острова, больше пятидесяти лет назад ставшие независимыми. Не тронутые цивилизацией, они являются настоящей находкой для всех любителей путешествовать и загорать, попутно наслаждаясь подводными видами и местными ландшафтами. Страна включает 10 из них принимают путешественников, а остальные либо малы, либо необитаемы.

Экскурс в историю

Вулканический архипелаг, по мнению исследователей, был заселен в V веке нашей эры, а позднее он становится развивающимся центром полинезийской культуры. Мореплаватель из Нидерландов открыл острова Самоа в Тихом океане для европейцев в начале XVIII века. Французский путешественник Бугенвиль посещает архипелаг через несколько лет во время своей кругосветной экспедиции. До конца XIX века судьбой архипелага никто не интересовался, пока не началось соперничество Америки, Германии и Великобритании за право им обладать. По Берлинскому договору острова были поделены: Западное Самоа, получившее через шестьдесят три года независимость, отходило Германии, а восточной частью завладели США.

Американское (восточное) Самоа

Небольшая часть архипелага, которая отошла Америке, состоит из семи небольших островов. Жители, проживающие здесь, в выборах президента не участвуют и гражданами США не являются, но находятся под их защитой. Поверхность земли здесь образует высокие горные вершины, а большинство деревень расположены в прибрежных областях.

Достопримечательности американского Самоа

Туристы, мечтающие об уединенном отдыхе, посещают безлюдный остров Аунну. Живописный ландшафт поможет отдохнуть от суеты городской жизни, а безмолвие станет настоящим подарком для мечтательных влюбленных. Подходить к зыбучим пескам, которыми славится островок, весьма опасно, поэтому лучше любоваться их непрекращающейся игрой издалека.

Американское Самоа знаменито и фантастически прекрасной бухтой Маамаа с огромными камнями самой причудливой формы, о которые разбиваются на мельчайшие водяные частички накатывающие волны. Небольшой участок пустынного берега привлекает своей неземной красотой. Нельзя уехать, не сфотографировавшись на фоне вздымающейся, словно кипящей, воды в бухте.

Столица Паго-Паго считается подлинной Бедные деревянные хижины сочетаются с красивыми зданиями в экзотическом стиле. Небольшой городок чрезвычайно популярен у туристов, спешащих прогуляться по маленьким улочкам с дорогими ресторанами и фешенебельными отелями. Стоянка дорогих лайнеров и музей Хейдона, наглядно представляющий искусство островитян, оставляют в памяти незабываемые впечатления. Правда, туристы отмечают специфический запах столицы из-за близкого расположения рыбных заводов, к которому надо привыкнуть.

Западная часть архипелага Самоа

Независимые острова Самоа находятся в самом центре Полинезии и состоят из двух, относительно больших (Уполу и Савайи), но занимающих девяносто шесть процентов всей площади страны, на которых проживает почти все население, и еще восьми маленьких и необитаемых. Горный рельеф острова связан с высокой тектонической активностью. Столица государства - небольшой городок Апиа, застроенный домиками в европейском стиле, но в то же время сохраняющий

Остров Уполу (Самоа) необычайно привлекателен для отдыхающих. Там находятся самые популярные пляжи, а один выделяется экзотическим черным цветом песка. Не очень известное туристам озеро Ланотоо с прохладной водой темно-изумрудного цвета просто кишит маленькими рыбками золотистого цвета, не боящимися подплывать к рукам людей. А древние предания рассказывают, что точной глубины его никто не знает, хотя многие старались достигнуть дна, но не преуспели в этом.

Остров в архипелаге Самоа таит главную достопримечательность - сформированный самой природой бассейн внутри кратера давно потухшего вулкана. Местные жители давно обустроили глубокий водоем для купания, сконструировав лестницу и самодельный пирс, а сотни путешественников восторгаются кристально чистой водой.

Самобытные острова Самоа. Как там живут?

Все туристы отмечают очень доброжелательное отношение коренных жителей, чья культура традиционно поддерживается принципов уважения друг к другу. Основная часть населения острова - христиане, но встречаются дружно сосуществующие представители другого вероисповедания. Аборигены проживают в единых общинах, являющихся главной ячейкой общества архипелага и состоящих из нескольких поколений родственников. Самый высокий статус имеет вождь, возглавляющий самоанское общество и отвечающий за все сферы семейных дел.

Жители чтят древнюю культуру, сочетающую религиозные верования с местными традициями, соблюдая все международные и местные праздники. Являясь христианской Самоа проводит различные фестивали для соблюдения религиозных обрядов. Кроме этого, острова славятся своими красочными танцевальными и песенными праздниками, в которых принимает участие все местное население, а приезжие удивляются насыщенной жизни аборигенов.

Живописные ландшафты

Отдыхающие ценят необычную природу, гористая местность которой представляет собой верхушки вулканов, чья активная деятельность завершилась более ста лет назад. По горным хребтам скал когда-то давно текла, а ныне застыла извергающаяся лава. Вызывающие восхищение острова Самоа покрыты тропическими зарослями из папоротника, бамбука, мангровых лесов, растущих в прозрачной воде. Особенно богата западная часть древесиной ценных пород, которая используется местным населением для строительства жилищ. А вот лишены плодородия, за исключением обрабатываемых прибрежных районов.

Последний приют Стивенсона

Острова Самоа стали последним пристанищем автора приключенческой книги о пиратах. Стивенсон, купивший на острове землю, яростно отстаивал права местного населения в период деления страны между крупными государствами, после чего приобрел славу героя. Похоронили его на вершине горы, обтесав скалу наподобие саркофага и строго-настрого запретив использование огнестрельного оружия, дабы никакой шум не тревожил дух писателя, а только птички распевали свои песни на его могиле. Для всех туристов, рискнувших подняться на высоту, разработаны два интересных маршрута. Сам того не ведая, Стивенсон превратил посещение места своего упокоения в небольшое приключение. Нужно сказать, что аборигены его помнят и по сей день: именем автора «Острова сокровищ» названы гостиницы, улицы и кафе, а туристов приглашают посетить музей писателя, расположенный на Уполу.

Незабываемый отдых на островах

Для посещения острова лучше всего планировать отпуск с начала мая до конца октября. Ясная погода без дождей и сильных ураганов оставит много приятных впечатлений. Тропический климат привлекает многочисленных туристов, не любящих изнуряющей жары, ведь круглый год средняя температура на острове составляет двадцать шесть градусов.

Что нужно знать путешественникам, посещающим острова Самоа? Океан и белоснежный песочек, на котором так приятно поваляться, - это ключевые моменты отдыха всех приезжих. Вход на пляж стоит денег, эта небольшая, но обязательная плата идет на общинные расходы. Дополнительную плату берут и у рыбаков, чей улов воспринимается как некая угроза для страны, живущей дарами океана. Все дайверы планеты мечтают посетить американское Самоа, предоставляющее услуги погружения в районах затонувших кораблей и коралловых рифов, но стоит упомянуть, что без туристической визы США попасть туда невозможно.

Правила безопасности

Прежде чем ступить на отдаленные от цивилизации острова, стоит позаботиться о своем здоровье. Для этого заранее делаются прививки от гепатита, холеры, полиомиелита, желтой лихорадки, а на острове необходимо использовать специальные средства от москитов - разносчиков различных заболеваний. Вода в стране хлорируется, но для питья приезжим лучше всего использовать кипяченую. Всем туристам необходимо соблюдать правила и помнить, что запрещено распивать спиртное на улице и пляже, а в воскресенье алкоголь продается лишь в местных отелях и только гостям страны.

Тропические острова Самоа словно созданы природой для незабываемого отдыха. Наверное, все же стоит преодолеть немалый путь, чтобы в полной мере насладиться уникальной природой и неповторимыми видами, поражающими воображение.

Общие сведения

Официальное название - Незави́симое Госуда́рство Само́а . Островное государство в южной части Тихого океана, занимающее западную часть одноимённого архипелага. Площадь составляет 2 832 км 2 . Численность населения - 188 540 чел. (на 2008 год). Государственный язык - английский, самоанский. Столица - г. Апиа. Денежная единица - тала.

Государство состоит из двух крупных островов - Савайи и Уполу, двух малых - Маноно и Аполима и еще нескольких небольших островков.

Самоа отличается влажным тропическим климатом. Среднегодовая температура +26°C, ее колебания не превышают 2°C. Год можно разделить на два сезона: влажный, с ноября по апрель, и более сухой, с мая по октябрь, в это время на островах присутствуют юго-восточные пассаты. На равнинах среднегодовой показатель осадков 2000-3000 мм, на высоте - 5000-7000 мм. Страна часто подвергается воздействию тропических циклонов.


История

Жители островов Самоа Новый год встречают одними из последних на нашей планете: вблизи от границ государства проходит условная линия смены календарных дат, чисел, дней недели, месяцев, лет...

Эта линия на земном шаре про­ходит по меридиану долготой 180° от Гринвича, между Азией и Америкой по Тихому океану в обход суши. Самоанцы гордятся своей ролью стражей у «врат времени», пусть и условных. Но у них есть осно­вания и для безусловно высокой са­мооценки. Большинство ученых-эт­нографов мира считают что именно этот небольшой архипелаг, то са­мое ядро, вокруг которого выросла вся полинезийская культура: мифы, обычаи, традиции, уклад жизни, представления о прекрасном.

Следы первых стоянок человека на островках Уполу, Аполима, Савайи и Маноно археологи датируют дву­мя - двумя с половиной тысячами лет. Однако другие ученые полагают что это были вовсе не предки нынеш­них самоанцев, а какие-то другие австронезийские племена. Настоя­щие же их предки пришли в V в. с островов Бисмарка в Западной Меланезии, и были это представите­ли культуры лапита. Однако достоверных сведений о жизни архипелага Самоа до прихода сюда европейцев крайне мало, те же археологические раскопки здесь проводились лишь эпизодически и не широко. Но если принять за источник информации ле­генды и предания Самоа, и (с оговорками, конечно), то по ним выходит, и тут все предания друг с другом согласны, что именно жители Самоа отличались среди всех полинезийцев особой воинствен­ностью. Как подтверждает множе­ство исторических примеров, именно на плечах воинов-победителей обы­чаи и традиции часто приходят в за­воеванные ими края, в данном слу­чае на близлежащие тихоокеанские островки и атоллы. Интересны в этой связи и лингвистические версии про­исхождения названия Самоа. По од­ной из них, «Самоа» - это сокращен­ное Sa-ia-Moa («священный для Моа»), а Моа был сыном бога вселенной Тагалоа. По другой вер­сии, более распространенной среди самих островитян, Самоа - есть нечто иное, как «священный центр все­ленной». В самом деле, на самоанском языке одно из значений сло­ва «моа» - «центр». Оно переводится также и как... «курица» (точнее, один из местных видов этой домашней птицы на некоторых островах). Но при чем тут курица? А при том, отве­чают самоанцы, что где курица, там и дом. Тоже верно.

XVII в. дает уже более точные сви­детельства относительно роли Самоа в Полинезии. К этому времени архи­пелаг, географический центр Поли­незии, становится и оживленным перекрестком торговли и товаро­ обмена в регионе. От случая к случаю стали заглядывать в порт Апиа и куп­цы-мореходы из более дальних стран. Первооткрывателем островов среди европейцев числится, однако, не купец, а путешественник голлан­дец Якоб Роггевен (1722 г.). Прибывший сюда в 1768 г француз Луи Антуан де Бугенвиль окрестил архипелаг Островами мореплавате­лей. Побывал здесь и его более из­вестный соотечественник - Жан-Франсуа Лаперуз (1741-1788 гг.). Все они были удивлены тем, как жи­вут с виду дикие островитяне: они чистоплотны, практичны, а их ремес­ленные поделки просто превосход­ны - и красивы, и прочны.

В 1830 г на Самоа высадились английские проповедники-миссионе­ры Джон Уильяме и Джеймс Харрис. Самоанцы встретили преподобных отцов дружелюбно, крестились охот­но и большими группами. Это было неожиданно: совсем иной прием миссионеры встречали на других островах Тихого океана, уточним, что оба они были съедены людоедами в 1839 г на острове Эроманга архи­пелага Новые Гебриды (). Считается, что самоанцы потому бы­ли столь лояльны, что в мифах их бо­ги всегда говорили им: настанет день, когда придет к вам новая вера, которую надо принять со смирением. Так и случилось. А Самоа в мире ста­ли называть «Библейский пояс Тихого океана».

И смотрели на Самоа отнюдь не как на форпост христианства в Океании, а как на опорный пункт своего буду­щего влияния в регионе. 16 марта 1899 г в гавань Апиа практически одновременно вошли корабли всех трех стран. И тут нарочно не при­думаешь - в планы колонизаторов вмешалась стихия: под ударами не­ожиданно налетевшего сильного тай­фуна уцелел только британский фре­гат «Каллиопа». Ну вот, заявили цинично, но расторопно американцы и немцы: у вас, джентльмены, ника­ких потерь, следовательно и никакой компенсации вам не нужно. Англи­чане почему-то не возражали. Таким образом, острова Самоа были поде­лены между Германией и США. Западная их часть, ныне Независи­мое Государство Самоа, отошла Германии, а восточная, ныне Аме­риканское Самоа, США (неоргани­зованная и не входящая в состав страны территория). С началом Пер­вой мировой войны (1914-1918 гг.) Германии было не до Самоа, и в 1914 г бывшее Германское Самоа оккупирует , затем, в 1920 г., с санкции Лиги Наций делает его своим протектора­том Западное Самоа. В 1961 г ООН, являясь правопреемником Лиги Наций, прекращает действие этого мандата. 1 января 1962 г Западное Самоа стало независимым госу­дарством, с 1997 г это уже не только статус, но и название - Независимое Государство Самоа. А вовсе не коро­левство, несмотря на то что первое его лицо - монарх. Тут начинается своеобразие государственной и со­циальной системы Самоа, на первый взгляд довольно хаотичной. Но это вовсе не так, она, напротив, весьма стройная, потому что основана на местных незыблемых традициях.


Достопримечательности Самоа

Апиа - красивый город, являющийся столицей Самоа. Одной из самой известной достопримечательностью Апиа является старая Католическая церковь , которая была построена в западном районе столицы Самоа. Эта церковь - по-настоящему величественное здание, она заставляет людей приезжать к ней, смотреть на нее, любоваться ей. Высота церкви составляет примерно девяносто метров. Также туристов привлекает ее облицовка - готические колонны и своды, а также лепнина, которую за все существование церкви реставрировали только пять или шесть раз! Также туристам нравятся большие окна этой церкви, размеры которых настолько велики, что туда в полный рост встанут два взрослых человека, если их поставить друг на друга.

Еще одной достопримечательностью является Христианская церковь , в которой покоятся мощи Джона Вильямса - преподобного и миссионера, который одним из первых приехал на острова. Христианская церковь также очень красива, но, увы, ее фотографирование запрещено как снаружи, так и внутри. Зато Вы сможете купить фотокарточки с ее изображением в любом магазине, торгующим сувенирами.

На главном острове архипелага - Уполу , можно посетить музей Стивенсона, центр традиционного полинезийского искусства, самоанскую деревню-музей, Райский пляж, понырять с аквалангом, принять участие в океанской рыбалке или поближе познакомиться с природой внутренних районов острова.

В предместье Апии - Валлима (4 км. по Бич Роуд) находится усадьба известного английского писателя Р. Л. Стивенсона. Лежащая в задней части поместья надгробная плита знаменитого писателя как-бы смотрит на городок, белоснежный край рифа и отдаленный горизонт. После смерти писателя островитяне работали 24 часа без остановок, прорубая дорожку к вершине холма так, чтобы тело их возлюбленного "туситала" ("рассказчик", так они уважительно звали Стивенсона) мог быть захоронен на следующий день с полными церемониальными почестями. На надгробной плите выбита элегия Стивенсона, его любимые две строчки: "Дом моряка - в море. И охотника дом - в холмах".

Папассэа Слайдинг Рок ("Папассэа, Двигающий Скалу") - пятиметровые водопады, скатывающиеся каскадом прямо в общий водоем, теряющийся берегами в хитросплетении джунглей.

Остров Савайи - один из самых больших островов в Полинезии, но также и один из наименее населенных. Это нетронутый и древний остров, который подвергся лишь немногим западным влияниям, и жители Савайи сохранили свой жизненный уклад даже более традиционным, чем на Уполу. Есть огромное количество первоклассных берегов, которые хороши и для плавания, и считаются наиболее совершенными для шноркелинга и других подводных видов спорта.

Резерват "Тропический лес Тафуа " - один из наиболее красивых и доступных заповедников тропического леса, расположенный на отрезке побережья с лавовыми полями, пещерами и гротами. Местные поля лавы - Матавану, сформировались, когда вулкан почти непрерывно извергал лаву в течение почти шести лет в начале 1900-ых годов. Теперь они представляют собой впечатляющий лунный ландшафт, а прогулка вокруг кратера вулкана - одна из самых привлекательных экскурсий на островах, причем здесь возможно и захватить пару лавовых сувениров с собой на память.

Другой тропический лесной резерват на Савайи - Фалеалупо , имеет уникальный природный объект - зеленый навес над проходом-галереей меж величественных деревьв баньяна, сотканый из тысяч ветвей деревьев.


Кухня Самоа

В национальной кухне Самоа главным образом используют морепродукты, причем очень часто в сыром виде, с добавлением соли и пряностей. Главное место занимает "ока" - собирательный образ способа приготовления сырой рыбы, в ходе которого её мелко режут, маринуют в смеси из лимонного сока, кокосового молока, соли и лука, и лишь затем подвергают дальнейшей обработке или попросту употребляют почти сырой ("ока-иа"). Таким же образом готовятся другие морепродукты - различные моллюски, ракообразные, морские змеи, акулье мясо и даже, пожалуй, самое экзотический деликатес островов - "си", представляющий собой особым образом обработанный морской огурец.

Множество блюд готовится в "уму" - земляных печах.

Особое место в блюдах занимают кокосовые орехи, колоказия, батат, овощи, рис, просо, фрукты. Из морепродуктов популярны моллюски, ракообразные, морские змеи, акулы, морской огурец.

Мясо традиционно считалось чисто праздничным блюдом, а в повседневный рацион островитян входила лишь свинина и различные изделия из мяса птицы, хотя в последнее время эта картина заметно меняется в сторону увеличения ассортимента различных мясных блюд.

К блюдам подают соевый соус, соус из кокосового молока и лука, плоды хлебного дерева, зелень.

Из известных местных блюд стоит отметить "луау", или "палусами" (обработанные подобно "ока" листья колоказии, в которые заворачиваются различные начинки и затем томятся в "уму"), "таиси-моа" (жареный в банановых листьях цыпленок), "моа-тунупау" (цыпленок, зажаренный на углях), "супоеси" (суп из папайи и кокосового молока), "супасуи" (самоанская разновидность "суэй", представляющая собой говядину, маринованную в соевом соусе с имбирем, чесноком и луком, отваренную затем с вермишелью и большим количеством соевого соуса), традиционный "фиа-фиа" (жареная в "уму" смесь из различных мясопродуктов и овощей), "суа-араса" (рисовый суп), "пови-масима" (обычная солонина), "лупе-тунувиливили" (жареный дикий голубь), ну и, конечно, традиционное для островов блюдо "пуаа-тунувиливили" (жареная свинина, разновидность "пуаа-туна" - целиком зажаренной в "уму" свиньи).

Из напитков предпочитают сок кокосового ореха, какао, "кава". "Кава" - это безалкогольный напиток, насыщенный флавоноидами, раньше готовили по особой рецептуре из корня янгоны (кавы) - кустарникового растения из рода перечных (ботаническое название - piper methysticum): попросту разжевывали корни кавы и оставляли их в воде для настаивания

Самоа на карте

6 206

География

Независимое Государство Самоа занимает западную часть одноименного архипелага в южной части Тихого океана. Состоит из двух крупных островов - Савайи и У полу, двух малых - Маноно и Аполима и еще нескольких небольших островков. Все острова - вершины подводного хребта вулканического происхождения. Рельеф в основном горный, с понижением к берегу, много быстрых горных речек. Скалистые изрезанные берега перемежаются с широкими пляжами. На острове есть действующий вулкан Матавану (последнее извержение - 1911 г.).

Жители островов Самоа Новый год встречают одними из последних на нашей планете: вблизи от границ государства проходит условная линия смены календарных дат-чисел, дней недели, месяцев, лет...

Эта линия на земном шаре проходит по меридиану долготой 180° от Гринвича, между Азией и Америкой по Тихому океану в обход суши. Самоанцы гордятся своей ролью стражей у «врат времени», пусть и условных. Но у них есть основания и для безусловно высокой самооценки. Большинство ученых-этнографов мира считают что именно этот небольшой архипелаг то самое ядро, вокруг которого выросла вся полинезийская культура: мифы, обычаи, традиции, уклад жизни, представления о прекрасном.

История

Следы первых стоянок человека на островках Уполу, Аполима, Савайи и Маноно археологи датируют двумя - двумя с половиной тысячами лет. Однако другие ученые полагают что это были вовсе не предки нынешних самоанцев, а какие-то другие австронезийские племена. Настоящие же их предки пришли в V в. с островов Бисмарка в Западной Меланезии, и были это представители культуры лапита. Однако достоверных сведений о жизни архипелага Самоа до прихода сюда европейцев крайне мало, те же археологические раскопки здесь проводились лишь эпизодически и не широко. Но если принять за источник информации легенды и предания Самоа, и (с оговорками, конечно), то по ним выходит, и тут все предания друг с другом согласны, что именно жители Самоа отличались среди всех полинезийцев особой воинственностью. Как подтверждает множество исторических примеров, именно на плечах воинов-победителей обычаи и традиции часто приходят в завоеванные ими края, в данном случае на близлежащие тихоокеанские островки и атоллы. Интересны в этой связи и лингвистические версии происхождения названия Самоа. По одной из них, «Самоа» - это сокращенное Sa-ia-Moa («священный для Моа»), а Моа был сыном бога вселенной Тагалоа. По другой версии, более распространенной среди самих островитян, Самоа - есть не что иное, как «священный центр вселенной». В самом деле, на самоанском языке одно из значений слова «моа» - «центр». Оно переводится также и как... «курица» (точнее, один из местных видов этой домашней птицы на некоторых островах). Но при чем тут курица? А при том, отвечают самоанцы, что где курица, там и дом. Тоже верно.
XVII в. дает уже более точные свидетельства относительно роли Самоа в Полинезии. К этому времени архипелаг, географический центр Полинезии, становится и оживленным перекрестком торговли и товарообмена в регионе. От случая к случаю стали заглядывать в порт Апиа и купцы-мореходы из более дальних стран. Первооткрывателем островов среди европейцев числится, однако, не купец, а путешественник голландец Якоб Роггевен (1722 г.). Прибывший сюда в 1768 г француз Луи Антуан де Бугенвиль окрестил архипелаг Островами мореплавателей. Побывал здесь и его более известный соотечественник - Жан-Франсуа Лаперуз (1741-1788 гг.). Все они были удивлены тем, как живут с виду дикие островитяне: они чистоплотны, практичны, а их ремесленные поделки просто превосходны - и красивы, и прочны.
В 1830 г на Самоа высадились английские проповедники-миссионеры Джон Уильяме и Джеймс Харрис. Самоанцы встретили преподобных отцов дружелюбно, крестились охотно и большими группами. Это было неожиданно: совсем иной прием миссионеры встречали на других островах Тихого океана, уточним, что оба они были съедены людоедами в 1839 г на острове Эроманга архипелага Новые Гебриды (Вануату). Считается, что самоанцы потому были столь лояльны, что в мифах их боги всегда говорили им: настанет день, когда придет к вам новая вера, которую надо принять со смирением. Так и случилось. А Самоа в мире стали называть «Библейский пояс Тихого океана».
Германия, Великобритания и США смотрели на Самоа отнюдь не как на форпост христианства в Океании, а как на опорный пункт своего будущего влияния в регионе. 16 марта 1899 г в гавань Апиа практически одновременно вошли корабли всех трех стран. И тут нарочно не придумаешь - в планы колонизаторов вмешалась стихия: под ударами неожиданно налетевшего сильного тайфуна уцелел только британский фрегат «Каллиопа». Ну вот, заявили цинично, но расторопно американцы и немцы: у вас, джентльмены, никаких потерь, следовательно и никакой компенсации вам не нужно. Англичане почему-то не возражали. Таким образом, острова Самоа были поделены между Германией и США. Западная их часть, ныне Независимое Государство Самоа, отошла Германии, а восточная, ныне Американское Самоа, США (неорганизованная и не входящая в состав страны территория). С началом Первой мировой войны (1914-1918 гг.) Германии было не до Самоа, и в 1914 г бывшее Германское Самоа оккупирует , затем, в 1920 г., с санкции Лиги Наций делает его своим протекторатом Западное Самоа. В 1961 г ООН, являясь правопреемником Лиги Наций, прекращает действие этого мандата. 1 января 1962 г Западное Самоа стало независимым государством, с 1997 г это уже не только статус, но и название - Независимое Государство Самоа. А вовсе не королевство, несмотря на то что первое его лицо - монарх. Тут начинается своеобразие государственной и социальной системы Самоа, на первый взгляд довольно хаотичной. Но это вовсе не так, она, напротив, весьма стройная, потому что основана на местных незыблемых традициях.
Итак, монарх - должность выборная, но при этом он - племенной вождь, или, в точном переводе, «вождь правительства», избирается на пять лет, но может переизбираться сколько угодно раз. Правительство формирует победившая на выборах партия, ее лидер становится премьер-министром. Действует и парламент Но основная организующая структура страны сравнимая с пчелиными сотами система общин, в каждой из которых состоит в среднем 40-50 человек. Глава самой знатной общины (аинги, или аиги) одновременно вождь (матаи) деревни, более крупного элемента этой структуры. Общины владеют всей землей. Наибольшая доля доходов общины идет на медицинскую помощь и образование. Следствие налицо: 98,6% населения Самоа грамотно. За высшим образованием молодежь на общинные деньги отправляется в Новую Зеландию. Многие там потом и остаются, но аккуратно шлют на родину денежные переводы. В деревнях действуют и свои суды. Апелляций на их решения и запреты не бывает Закон и порядок в своей деревне прежде всего. Под крылом общины самоанец с самого рождения, семья получает надел земли пропорционально количеству ее членов. Наедине со своими проблемами никто не остается. Если нужно - деньгами, пусть и небольшими, поддержат, а уж что касается человеческого участия, то странно было бы даже подумать, что его среди самоанцев нет Стариков здесь никогда не бросят, за малышами, и своими, и чужими, всегда присмотрят, а на прощание спросят- чем тебе еще помочь? Иные жители развитых стран на этом фоне кажутся просвещенными невеждами...
По какому сценарию будет дальше развиваться государство, определенно сказать сложно. Нынешнее его экономическое положение не блестяще. Иностранная помощь все еще требуется, есть зависимость от частных переводов из-за границы, плантациям постоянно вредят ураганы, не хватает дорог Перспективы: японцы и австралийцы охотно инвестируют в начавшую развиваться легкую промышленность (дешевая рабочая сила) и туризм (прекрасные природные условия). 35% электроэнергии вырабатывается местными электростанциями. Но главный залог того, что страна будет развиваться, - здесь очень спокойно.

Общая информация

Официальное название: Независимое Государство Самоа.
Форма правления: конституционная монархия с элементами парламентской демократии.
Административно-территориальное деление: 11 округов (итумало).
Столица, крупнейший населенный пункт и порт: Апиа на острове Уполу (37 700 чел. - 2010 г.).
Языки: самоанский (принадлежит к восточно-австронезийской группе австронезийской языковой семьи, письменность - на основе латинской графики), английский.
Этнический состав: самоанцы - 92,6%, евронезийцы - от браков европейцев с полинезийцами - 7%, европейцы - 0,4%.
Религия: 98% самоанцев исповедуют христианство, и них: конгрегационалисты - 35,5%, католики - 19,6%, методисты - 15%, последователи Церкви святых последних дней - 12,7%, последователи Ассамблеи Бога - 6,6%, адвентисты седьмого дня - 3,5%. Глава государства до 2007 г Малиетоа Танумафили II был приверженцем религии бахай.
Денежная единица: тала.
Крупнейшие острова: Савайи, Уполу. Крупных рек и озер нет, но много мелких, а также водопадов.
Крупнейший аэропорт: международный аэропорт Фалеоло, в 35 км к западу от Апиа. Прямые рейсы в Новую Зеландию, Австралию, США, Тонга, Американское Самоа и Ниуэ.

Цифры

Площадь суши: 2821 км 2 .
Население: 193 161 чел. (июль 2011 г.).
Плотность населения: 68,5 чел/км 2 .
Прибрежная экономическая зона: 130 000 км 2 . 23 100 га рифов и лагун.
Самая высокая точка: гора Силисили (1858 м) на о. Савайи.

Экономика

ВВП: $1055 млн (2010 г.).
ВВП на душу населения: $5200 (2010 г.).
Промышленность: пищевая, легкая, производство строительных материалов и автозапчастей.
Сельское хозяйство: кокосы, бананы, таро, ямс, кофе, какао.
Рыболовство.
Экспорт: рыба, кокосовое масло и сливки, копра, таро, автозапчасти, одежда, пиво.
Импорт: машины и оборудование, продукты питания.
Сфера услуг: туризм

Климат и погода

Субэкваториальный, пассатный.
Среднесуточная температура в течение все го года: +26°С, температурные колебания невелики (средняя температура летом - +27°С, зимой - +25°С).
Среднегодовое количество осадков: от 2500-3000 мм на северо-западе обоих крупных островов до 5000-7000 мм в центральных гористых районах.
Два сезона: сухой сезон длится с мая по октябрь, а дождливый - с ноября по апрель. Часты тропические ураганы и тайфуны.

Достопримечательности

Апиа : католическая церковь, англиканская церковь (прекрасные витражи), храмовый комплекс Апиа-Самоа-Темпл (1983 г., бахай); Мулинуу - старая церемониальная столица островов, занимает западную часть современного города. Здесь расположены Фале-Фоно (Дом парламента); мемориальная башня, посвященная жертвам Второй мировой войны; Национальный музей;
■ Дом-музей Роберта Льюиса Стивенсона (1850-1894 гг.) в 4 км от Апиа (Ваилима), где писатель провел последние четыре года жизни, здесь же его могила. Дом писателя и вся усадьба - заповедник.
Остров Уполу : пляжи Матарева, Саламума и Аганоа, коралловые рифы Алеипата с охраняемой территорией мест гнездований морских птиц; водопад Фуиписиа высотой 55 м.
Остров Савайи : церкви острова Савайи, среди них - католическая церковь Святого Сердца в Салеологе, церкви а деревнях Матаваи и Салелаву; ритуальная насыпь Тиа-Cey высотой 12 м - самая большая древняя мегалитическая структура Полинезии; заповедники Тафуа-Рэйнфорест и Фалеалупо; водопады Олемое, гейзеры Тага; водопад Му-Пагоа; лавовые пещеры Пеапеа (Летуи) и Паиа-Дварфс; гора Силисили и охраняемая пещера Аопо у ее подножия.

Любопытные факты

■ Всеобщее избирательное право в стране было введено в 1991 г., до этого в выборах участвовали только матаи (вожди), но у них осталась важная привилегия: лишь они могут баллотироваться в парламент. В стране более 25 000 матаи, около 5% из них - женщины.
■ Две трети поверхности островов занимают влажные тропические леса.
■ Самые популярные виды спорта в стране - регби, самоанский крикет, австралийский футбол, или фуги, - это когда гоняют овальный мяч на овальном же поле и допускается жесткая силовая борьба.
■ Один из древних ритуалов Самоа - инициация (посвящение в воины) подростков 12-13 лет. Он жесток. Праматерью своего народа самоанцы считают акулу, и именно она должна была «благословить» мальчика на взрослую жизнь. Его погружали в чан с рыбьей кровью, обвязывали тушами рыб, давали в руки небольшой нож и отвозили на лодке в море на пять дней. Мальчик, во-первых, должен был выжить, а во-вторых, убить акулу. Если ему не удавалось сделать это, он становился изгоем. Было немало случаев, когда подростки предпочитали погибнуть, чем вернуться домой без подтверждения своего подвига. Сейчас эта процедура уже не проводится, но еще 50 лет назад через нее проходил каждый мужчина.

Западное Самоа - Независимое государство в западной Полинезии. Занимает часть архипелага Самоа, включающую два сравнительно больших острова - Савайи и Уполу и шесть мелких островов - Аполима, Маноно, Нуусафеэ, Фануатапу, Намуа, Нуутеле, Нуулуа.

В административном отношении делится на 11 округов. На острове Уполу расположены округа Аинга-и-ле-таи, Аана, Нгаэ-нгаэмаунга (часть округа), Туамасанга, Атуа, Ваа-о-Фоноти, на острове Савайи - Ваисингано, Нгангаифомаунга, Нгаэнгаэмаунга (часть округа), Фаасалелеанга, Палаули, Сатупаитеа. Столица государства - г. Апиа (на острове Уполу).

Географические координаты Западного Самоа - 13 - 15°ю.ш. и 171 - 173° з. д. Площадь - 2823 кв. км, из них 1709 кв. км приходится на Савайи и 1114 кв. км - на Уполу (вместе с мелкими островами). Население, по данным на середину 1964 г - 122 тыс. человек.

Савайи, Уполу и Аполима - возвышенные острова вулканического происхождения. Они представляют собой вершины подводного горного хребта. На Савайи высшая точка - гора Маунга-Сили (1857 м), на Уполу наиболее высокая вершина (Вааифету) достигает 1100 м. На Савайи имеются вулканы, причем последние извержения двух из них произошли в начале XX в. Горы занимают большую часть островов, и лишь береговые полосы равнинны. Острова окружены коралловыми рифами.

Климат Западного Самоа - экваториального типа, сравнительно жаркий и влажный. Наиболее высокая средняя месячная температура - в марте (27°), наиболее низкая - в июле (25°). Амплитуда колебаний температуры не превышает 18°. Дождливый сезон длится с ноября - декабря по апрель. В это время преобладают северные и особенно западные ветры и нередки ураганы. Более благоприятен в климатическом отношении период с мая по октябрь, когда дуют юго-восточные пассатные ветры, умеряющие жару. Количество осадков значительно. В Апиа в среднем за год выпадает свыше 2800 мм дождя, на севере острова Савайи - более 3000 мм. Часто случаются ливни.

Реки на островах коротки и имеют крутое падение.

На Западном Самоа распространены красноземные почвы. Наиболее плодородны покрытые слоем аллювия участки, большая часть которых расположена на острове Уполу. Савайи, где значительная часть поверхности занята застывшими лавовыми потоками, обладает более скудными почвами. Внутренняя, горная часть островов покрыта богатой субтропической и тропической растительностью (растут разные виды бамбука, пандануса и т. д.). Особенно ценны встречающиеся на Савайи породы, дающие твердую древесину. Однако на том же Савайи обширные участки лавовых потоков почти лишены растительности.

Западное Самоа - экономически слаборазвитая страна. Решающую роль в экономике играет сельское хозяйство. Основная его отрасль - земледелие. Главные продовольственные культуры - кокосовая пальма, таро, тааму (гигантское таро), ямс, банан, хлебное дерево, папайя, манго, ананас, авокадо, цитрусовые. Кокосовая пальма и банан, а также бобы какао являются важнейшими товарными культурами. В связи с потребностями внешнего рынка производство товарных культур сильно колеблется. Прежде довольно важное значение имела продукция каучука, однако в настоящее время в связи с колебаниями цен на мировом рынке производство этого вида сырья прекращено. В небольшом количестве на островах выращивается кофейное дерево. Большая часть всей товарной продукции производится в мелких хозяйствах; на плантациях выращиваются главным образом бобы какао.

Животноводство имеет в стране лишь подсобное значение. Крупный рогатый скот пасется на участках, занятых кокосовыми пальмами, освобождая островитян от весьма трудоемкой работы - ручной прополки. Животноводство имеет в основном мясное направление, молочное хозяйство развито слабо. Помимо крупного рогатого скота (около 16 тыс. голов в 1962 г.) разводят также лошадей, свиней, домашнюю птицу. Роль рыболовства в настоящее время довольно скромна, раньше же (в середине XIX в.) оно было одной из важнейших отраслей хозяйства.

Промышленность в Западном Самоа развита незначительно и представлена преимущественно переработкой сельскохозяйственного сырья и лесозаготовкой. Имеются две лесопилки. Работали также предприятия по сушке кокосовых орехов и бананов, но затем вследствие конкуренции со стороны других стран, производящих подобную продукцию, эти производства были свернуты. Энергосиловое хозяйство страны состоит из нескольких небольших электростанций. В деревнях значительное развитие получили разные ремесла.

Западное Самоа сравнительно хорошо связано пароходными и воздушными рейсами с Новой Зеландией, отдельными островами Океании и некоторыми другими странами. С помощью катеров поддерживается регулярное сообщение между различными пунктами главных островов. Железных дорог на островах нет. Сравнительно развитой дорожной сетью обладает Уполу. На Савайи дорог немного.

Три основные статьи экспорта Западного Самоа - копра, какао и бананы. От года к году удельный вес каждого из этих продуктов в вывозе заметно варьирует. В небольшом количестве экспортируется также кофе. Экспорт идет главным образом в Новую Зеландию (бананы вывозятся исключительно в эту страну) и Великобританию. Среди стран-импортеров первое место занимает Новая Зеландия, далее следуют Австралия, Великобритания, США.

Археологические раскопки, произведенные в Западном Самоа, показывают, что человек обитал на островах уже 3 тыс. лет назад, однако об этих ранних обитателях мало что известно. В отличие от большинства других полинезийцев самоанцы считают себя автохтонами, что, вероятно, свидетельствует об их раннем появлении на своем архипелаге (сравнительно с прибытием других полинезийцев на острова их современного обитания). Самоанцы совершали неоднократные странствования в разные районы океанийского мира. Население некоторых полинезийских островов и островных групп (Токелау, Эллис, Футуна, Ниуэ и др.) своим происхождением полностью или частично обязано именно этим ранним самоанским мореплавателям. В свою очередь полинезийцы с других островов иногда проникали на Самоа. Так, в XIII в. на Самоа вторглись тонганцы. Сперва они проникли на Савайи, затем - на Уполу, но долго удержаться на Самоа не смогли. Пытались подчинить Самоа и фиджийские вожди. Им удалось утвердиться в восточной части архипелага. Некоторое время фиджийцы даже собирали дань со всего Самоа.

К концу XVIII - началу XIX в. самоанское общество находилось на стадии разложения первобытнообщинного строя, занимая по уровню своего общественного развития среднее положение между гавайцами, таитянами, тонганцами, с одной стороны, и токелауанцами, ниуэанцами и прочими полинезийцами - с другой.

Основной ячейкой самоанского общества была «аинга» - большая («расширенная») семья, нередко включавшая в свой состав помимо ближайших родственников по мужской линии также отдельных родичей по женской линии и принятых со стороны усыновленных членов. Глава такой семьи - «матаи» избирался ее членами и пользовался довольно большой властью: распоряжался землей всей группы и продукцией, получаемой с этой земли, следил за поддержанием порядка в большой семье, давал трудовые задания ее членам. Несколько десятков подобных семей составляли деревню, возглавляемую советом («фоно») и вождем. В совете заседали матаи. Глава деревни избирался, однако наиболее предпочтительным кандидатом на этот пост считался сын умершего вождя, что в большинстве случаев превращало должность в наследственную. Наряду с вождями очень большую, нередко большую, чем сами вожди, власть имели так называемые вожди-ораторы. Деревни объединялись в более крупные территориальные объединения - округа. На Уполу было три таких округа: Аана - на западе, Туамасанга - в центре и Атуа - на востоке. Однако и эти округа в свою очередь образовывали еще более крупные политико-территориальные группировки. Фактически на всем архипелаге (за исключением островов Мануа, которые были политически обособлены) господствовали две соперничавшие группировки: Тумуа, возглавляемая семьей Тупуа, и Пуле, в которой важнейшую роль играла семья Малиэтоа. Первая группировка пользовалась влиянием в Аана и Атуа, вторая - в Туамасанга, а также на Савайи и Маноно. Отметим, что многие черты этой архаической социальной организации сохранились вплоть до настоящего времени. Так, большая семья и деревня по-прежнему играют роль основных ячеек самоанского общества.

С западной частью архипелага Самоа европейцы впервые познакомились в 1768 г., во время плавания французского мореплавателя Бугенвиля. Уже в начале XIX в. на островах начали селиться отдельные европейские и американские авантюристы. Первыми поселенцами были дезертиры с военных судов, беглые каторжники из Австралии и с Норфолка, а также китоловы и торговцы из США (Новой Англии), Европы и Австралии. Нередко эти поселенцы добивались весьма влиятельного положения в самоанском обществе и пользовались особым расположением вождей. Вожди ценили европейцев как военных советников, которые могли обучить аборигенов обращению с огнестрельным оружием.

В те годы Самоа уже вступило в полосу междоусобиц. В начале XIX в. наиболее видное положение занимала семья Тупуа. Однако вскоре семья Малиэтоа вступила в борьбу с господствующей группировкой. С конца 20-х - начала 30-х годов XIX столетия на Самоа начали проникать и миссионеры. Вкупе с другими эмиссарами колонизаторов они постепенно начали все более подчинять своему влиянию местную родовую верхушку. В 1839 г. английские и американские военные моряки навязали самоанским вождям первые неравноправные соглашения, дававшие определенные привилегии иностранным торговцам. С той поры началась настоящая экономическая экспансия европейцев на Самоа. В развернувшейся на архипелаге торговле участвовали и миссионеры.

Борьба между конкурирующими самоанскими вождями, которая началась еще до прихода европейцев, сильно обострилась. К 1830 г. наибольшего успеха достиг в этой борьбе верховный вождь Савайи и центрального Уполу - Малиэтоа Ваиинупо, который был объявлен верховным вождем всего Самоа. Таким образом, до 1841 г., когда этот верховный вождь (или «король», как его не совсем правильно называли европейцы) умер, Самоа представляло в политическом отношении единое целое. В середине XIX в. три державы Европы и Америки - Великобритания, Германия (точнее, город Гамбург) и США - уже имели на Самоа своих постоянных представителей. Английский миссионер Притчард вынашивал идею об установлении британского протектората над Самоа, но его затея провалилась. Европейские и американские поселенцы в основном были сосредоточены вокруг населенного пункта Апиа. Здесь образовался своеобразный форпост колониального проникновения на Самоа, и фактически вся власть в районе этого поселения уже тогда принадлежала европейцам. С каждым годом поведение колонизаторов становилось все более наглым. Пользуясь полным неведением аборигенов в деле коммерческих операций, европейские поселенцы за бесценок скупали у них землю. С начала 60-х годов по 1889 г. в руки колонистов попали крупные участки самоанской земли. Земля самоанцев отчуждалась и позднее. На захваченных участках организовывались плантации. Особенно много их было создано немцами.

С конца 50-х годов Великобритания, США и Германия стали все активнее вмешиваться в междоусобную борьбу местных вождей. В результате эта борьба начала тесно переплетаться с соперничеством между державами и становилась все ожесточеннее. Она продолжалась с 1841 по 1872 г. и временами принимала форму ожесточенных сражений между двумя соперничавшими группировками. В ходе междоусобицы Великобритания не брезговала и прямым военным вмешательством во внутренние дела самоанцев. Не остались безучастными в этой борьбе также США и Германия.

В 1873 г. на короткий период Самоа вновь стало единым целым. «Королем» был провозглашен Малиэтоа Лаупепа, однако он был марионеткой в руках колониальных держав (прежде всего Великобритании).

Через некоторое время в стране с еще большей силой вспыхнула борьба, подогреваемая колониальными державами. В 1877 - 1879 гг. соперничавшие государства одно за другим добились исключительных прав на пользование гаванями в архипелаге Самоа. Этим было как бы предопределено будущее расчленение самоанского государства. В 1879 г. по договору, навязанному Великобританией самоанцам, суверенитет над Апиа и прилегающим к нему районом фактически был передан в руки колонизаторов.

Соперничество между Великобританией и США, с одной стороны, и Германией - с другой, достигало все большей остроты. Первые поддерживали одного из соправителей (Малиэтоа Лаупепу), Германия - другого (Тамасесе Тупуа). Немцам удалось устранить Лаупепу: он был выслан сначала на Маршалловы острова, затем - в Камерун. Однако в поддержку изгнанного выступил другой влиятельный вождь - Матаафа, придерживавшийся в то время англо-американской ориентации (позже он переметнулся на сторону Германии). Грозовые тучи военного столкновения между державами неуклонно надвигались. Лишь чистая случайность - разыгравшийся в марте 1889 г. ураган, выведший из строя стоявшие наготове у самоанского побережья военные корабли соперников, - предотвратила возникновение крупного военного конфликта. Это непредвиденное обстоятельство заставило колонизаторов пойти на взаимные уступки: было заключено соглашение, по которому Самоа было объявлено «независимым королевством», а фактически поставлено под объединенный контроль трех держав. Соглашение это просуществовало лишь десять лет и в 1899 г. было заменено после новой вспышки борьбы другим, которое не только фактически, но и формально ликвидировало независимость Самоа. Без особых церемоний колонизаторы распорядились судьбой самоанского народа: западная часть страны была передана Германии, восточная - США.

Самоанцы не пожелали мириться с потерей независимости и развернули героическую, неравную борьбу с захватчиками. Уже в 1901 г. германские колонизаторы были поставлены перед угрозой восстания на Савайи. В 1905 - 1906 гг. еще функционировавшие советы самоанских вождей и вождей-ораторов проявили в отношении немецких властей открытое неповиновение. В 1908 г. последовало вооруженное выступление самоанского народа, которое было потоплено в крови германскими войсками.

В 1914 г., в самом начале первой мировой войны, Западное Самоа было занято без сопротивления новозеландскими вооруженными силами, а в 1920 г. Новая Зеландия получила мандат на управление бывшей германской колонией.

В период войны самоанцы надеялись, что ликвидация германского владычества обеспечит им по меньшей мере самоуправление. Однако вскоре после того, как в управление страной вступила Новая Зеландия, им пришлось горько разочароваться и убедиться, что мандат означал лишь смену вывески: колониальный режим фактически остался незыблемым. Возмущение самоанского народа достигло своего предела, и с 1927 г. по всей стране развернулось мощное национально-освободительное движение, которое возглавила патриотическая организация May. Был выдвинут лозунг «Самоа - для самоанцев». Участники движения требовали ухода новозеландцев из Самоа. Методом борьбы было избрано гражданское неповиновение: самоанцы отказывались от участия в официальной политической жизни страны, запрещали своим детям посещать колониальные школы, избегали каких бы то ни было контактов с администрацией. Характерно, что движение было поддержано и частью европейцев, постоянно проживавших на островах.

Борьба принимала все более широкий размах, становилась все ожесточеннее. В 1928 г. обстановка так накалилась, что новозеландские власти предприняли попытку вступить в переговоры с руководителями движения. Однако сразу же выяснилось, что Новая Зеландия не желает идти на какие-либо существенные уступки. Увидев, что колониальные власти не собираются вести серьезных переговоров, самоанцы начали полностью бойкотировать новозеландскую администрацию, отказывались платить налоги.

В этих условиях колонизаторы решили запугать самоанский народ, подавить его волю к борьбе. В конце 1929 г. они организовали нападение полиции на демонстрантов, в результате которого 11 самоанцев были убиты. Кровавая провокация привела к началу вооруженной борьбы. Испугавшись широкого размаха, который приняло национально-освободительное движение, новозеландское правительство послало к берегам Самоа военный корабль. Началась расправа над участниками движения. Несмотря на многократное превосходство в силе, карателям не удалось поставить свободолюбивый народ на колени. Пришедшее к власти в 1935 г. лейбористское правительство Новой Зеландии, поняв, что одной силой оно не сможет «умиротворить» самоанцев, послало в страну «миссию доброй боли» и вступило в переговоры с руководителями May. В ходе переговоров новозеландские правители вынуждены были пойти на известные уступки. Так, они согласились расширить представительство самоанцев в совещательном органе при администраторе. Были удовлетворены и некоторые другие требования руководителей движения, дано согласие на переизбрание «фаипуле» (сохранившегося, но фактически не имевшего никакой власти сословного самоанского собрания). В новом «фаипуле» сторонники May получили подавляющее большинство мест.

Идя на некоторые уступки, новозеландские власти рассматривали их как тактический ход и не отказывались от мысли при более подходящих условиях вновь вернуться к старому курсу. Постепенно активизировали свою деятельность также местные проколониалистские силы. Например, были созданы «объединенная прогрессивная партия», поддерживавшая белых плантаторов, и «рабочая партия», выражавшая по преимуществу интересы зажиточных метисов. В такой обстановке, характеризовавшейся временным равновесием сил, началась вторая мировая война.

Вторая мировая война непосредственно не коснулась самоанской территории, однако военные действия на Тихом океане оказали определенное влияние на жизнь страны. Прежде всего в Западном Самоа были сосредоточены значительные американские и новозеландские вооруженные силы. Кроме того, в условиях благоприятной конъюнктуры, сложившейся в годы войны, темпы экономического развития страны ускорились. Многие малые семьи начали вести хозяйства самостоятельно с ориентацией на рынок. Несмотря на это, основную роль все же продолжало играть полунатуральное общинное хозяйство.

Победа в войне антифашистских сил, рост во всем мире сил демократии и социализма создали для национально-освободительной борьбы самоанского народа совершенно новые, исключительно благоприятные условия. Советский Союз и другие социалистические страны выдвинули в Организации Объединенных Наций требование о предоставлении всем бывшим мандатным территориям полной независимости. Колониальным державам удалось все же оттянуть время своего ухода из этих стран и навязать взамен системы мандатов новую систему опеки.

В 1946 г. Западное Самоа стало первой подопечной территорией Организации Объединенных Наций. Однако в роли администратора этой территории по-прежнему выступала Новая Зеландия. Самоанцы энергично протестовали против навязанной им опеки. Уже в 1946 - 1947 гг. в стране развернулось движение за предоставление стране самоуправления. В ООН была направлена соответствующая петиция.

Постепенно стало ясно, что опека - лишь ширма, прикрывающая колониальное господство. «Опекающая» страна - Новая Зеландия - совершенно не заботилась о развитии хозяйства и культуры на подопечной территории. Несмотря на то что земледелие являлось основой западносамоанской экономики, на развитие этой отрасли хозяйства новозеландские власти затратили, например, в 1953 г. лишь 0,82% всего бюджета. Интересно, что примерно такая же доля бюджета была затрачена на поддержание главного административного здания. Не желая по-прежнему жить в условиях колониального режима, самоанский народ начал шаг за шагом отвоевывать у колонизаторов отнятые у него когда-то права. В 1953 г. Новая Зеландия вынуждена была согласиться на созыв «конституционного совещания», которое состоялось в следующем году. С 1 октября 1959 г. Западное. Самоа получило внутреннее самоуправление. Был создан кабинет министров. Второе «конституционное совещание», созванное в 1960 г., выработало проект конституции. В конце мая 1961 г. под наблюдением ООН был проведен плебисцит, во время которого самоанцы большинством голосов высказались за независимость и выработанную конституцию.

Официальное провозглашение независимости состоялось 1 января 1962 г. Новая Зеландия была вынуждена формально уйти из Западного Самоа. Однако, пользуясь экономическими трудностями молодого, небольшого по населению и бедного ресурсами государства, новозеландское правительство навязало Западному Самоа пресловутый «договор о дружбе». Этот договор содержит ряд условий, фактически ограничивающих суверенитет страны. Так, Новая Зеландия, согласно договору, представляет новое государство за границей и в ООН. Еще больше ущемляет независимость Западного Самоа навязанная этой стране система «финансовой помощи». В Западном Самоа сохраняется большое число новозеландских советников, занимающих важнейшие посты в органах управления. По каналам системы «помощи» стремятся проникнуть в Западное Самоа и США.

Под влиянием Новой Зеландии, десятилетиями консервировавшей социально-экономическую отсталость Западного Самоа, государственное устройство этой страны пока еще далеко от подлинной демократии. Западносамоанское законодательное собрание, состоящее из 46 членов, избирается не всеобщим голосованием, а по двум куриям: 41 члена выбирают матаи, 5 делегатов - европейские поселенцы. Во главе государства, согласно конституции, поставлены два верховных вождя с пожизненной властью. После смерти обоих вождей высший пост в государстве предполагается сделать выборным, однако конституционное совещание рекомендовало, чтобы глава государства всегда избирался из числа членов четырех королевских семей - «тамаинга». Глава государства, согласно конституции, назначает премьер-министра, который должен пользоваться доверием законодательного собрания (в настоящее время премьер-министром является также один из представителей тамаинга). С помощью премьер-министра глава государства назначает из числа членов законодательного собрания восемь министров. Большая власть главы государства проявляется еще в том, что ни один закон не вступает в силу без его санкции.

Однако, несмотря на то что Западное Самоа не добилось еще полной политической и экономической самостоятельности, появление независимого полинезийского государства имело очень большое значение. Советский Союз был одной из первых стран, признавших Западное Самоа в качестве суверенного государства. Нет никакого сомнения, что со временем самоанский народ добьется полной и безоговорочной независимости и достигнет немалых успехов в деле прогресса своей родины.

Что же касается экономической структуры Западного Самоа, то она в послевоенный период не претерпела коренных изменений. Тем не менее ряд новых тенденций все же наметился. Прежде всего из состава больших семей выделяется все большее число малых семей, самостоятельно обрабатывающих землю (формально земля продолжает находиться в распоряжении матаи). В ряде случаев дело идет еще дальше, и некоторые самоанцы уже ведут хозяйство плантационного типа, иногда с использованием наемного труда. Неуклонно растет значение товарных культур.

Численность населения Западного Самоа перед началом европейской экспансии неизвестна. Сомнительны и данные, приводимые первыми европейскими мореплавателями, посетившими архипелаг. Например, французский путешественник Лаперуз определял в 1787 г. численность населения для всего Самоа в 80 тыс. человек. Меньше сомнений вызывают более поздние цифры. Так, в 1839 г. население территории, соответствующей теперешнему Западному Самоа, было определено в 47 тыс., в 1845 г. - 40 тыс., в 1849 г. - 32 тыс., в 1854 г. - 29 тыс., в 1881 г. - 28 тыс., в 1886 г. - 29 тыс.

С 1900 г. в Западном Самоа начали проводиться переписи, и данные о численности населения становятся более определенными (см. табл. 55).

Зза 1911 - 1921 гг. произошло значительное снижение численности населения. Это уменьшение было связано с начавшейся в конце 1918 г. довольно сильной эпидемией гриппа.

Основным фактором, влияющим на изменение численности населения страны, является естественное движение.

Средняя плотность населения страны - 43 человека на 1 кв. км. Как отмечалось выше, природные условия более благоприятны на Уполу, и густота населения на этом острове более чем в четыре раза превышает плотность на Савайи (соответственно 77 и 18 человек на 1 кв. км). На обоих островах подавляющая часть населения сосредоточена на побережье. Во внутренних районах островов расположено лишь 16 деревень. Наибольшая густота населения наблюдается в районе Апии и на северо-западном побережье Уполу. В агломерации Апии жило 18,2 тыс. человек, в 1961 г. - 21,7 тыс. По данным на 1961 г., эта агломерация состояла из 52 «сгустков населения» («population clusters») численностью от 23 до 1283 человек. Население Апии увеличивается как в результате естественного прироста, так и вследствие притяжения мигрантов из сельских районов Уполу и с острова Савайи.

Мужское население Западного Самоа превышает женское (соответственно 58 785 и 55 642, по данным переписи 1961 г.). Таким образом, в стране на каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Мужчины преобладают в большинстве возрастных групп. Женщин больше лишь в старших возрастных группах, а также в возрастном поясе от 25 до 34 лет. Последнее, по-видимому, связано с тем, что к этому возрастному интервалу принадлежит основная часть эмигрантов, а среди них преобладают мужчины.

По большим возрастным поясам население распределялось в 1961 г. следующим образом: лица до 14 лет составляли 50,2% населения, 15 - 59 лет - 45,5, старше 60 лет - 4,3%. Таким образом, удельный вес детских возрастов в населении Западного Самоа очень высок, старых - весьма низок.

В 1961 г. 24,4% населения страны было экономически активным. Среди мужчин доля экономически активных была несравненно выше, чем среди женщин (соответственно 42,9 и 4,9%). Согласно переписи 1961 г., 62,3% всего экономически активного населения было занято в «традиционном» деревенском земледелии, 6,2% - в плантационном земледелии, перевозке сельскохозяйственных продуктов и лесном хозяйстве, 7,7% - в торговле и финансово-кредитной системе. Рабочие и служащие составляли в 1956 г. Проводимые в Западном Самоа переписи включают вопрос об этнической принадлежности, однако по принципу этнической принадлежности учитываются лишь самоанцы, для остального же населения фактически фиксируется расовая принадлежность.

Образование в Западном Самоа не носит обязательного характера и в значительной степени еще находится в руках миссионеров. Так, в 1959 г. из 25 тыс. учащихся начальных школ 16 тыс. училось в государственных школах, 9 тыс. - в школах миссионерских. Что же касается школ второй ступени и технических школ, то в учебных заведениях этого типа, контролируемых миссионерами, училось вдвое больше лиц, чем в соответствующих государственных школах. Довольно значительная по численности группа населения продолжает оставаться неграмотной. В 1951 г. неграмотных среди аборигенов старше 15 лет было 14,4% (среди мужчин - 23,1, среди женщин - 5,9%). Образовательный уровень западно-самоанского населения невысок.

Быстрому этническому сплочению самоанцев способствовали единство языка, культуры, тесные хозяйственные связи между отдельными группами населения страны. Уровень этнической консолидации самоанцев довольно высок, и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что самоанцы представляют собой единый народ, говорящий на едином языке.

Самоанцы, как уже указывалось, говорят на одном из западно-полинезийских языков. Письменность на этом языке была создана еще в 1834 г. Самоанский народ отличается высоким этническим самосознанием. Самоанцы гордятся своей самобытной культурой. Они охотно переняли многие элементы европейской культуры, но в то же время сохранили и все те свои культурные достижения и традиции, которые казались им ценными. В настоящее время самоанский народ показывает большую этническую стойкость, ассимиляторские попытки новозеландских властей в период «опеки» ни к чему не привели. Численность самоанцев неуклонно увеличивается. В 1929/30 г. их насчитывалось 41 тыс., в 1940 г. - 57 тыс., в 1943 г. - 61 тыс., в 1947 г. - 66 тыс., в 1951 г. - 80 тыс., в 1953 г. - 86 тыс., в 1954 г. - 89 тыс., в 1957 г. - 95 тыс., в 1961 г. - 101 тыс.

По языку и культуре к «чистым» самоанцам близки метисы, составляющие несколько более десятой части аборигенного населения страны. Подавляющее большинство метисов - евро-самоанцы, но есть среди них и потомки смешанных браков самоанок с китайцами. Практически все метисы хорошо знают самоанский язык, некоторые же из них говорят только по-самоански. В период существования колониального режима новозеландские власти приложили немало усилий к тому, чтобы оторвать метисов (которых они называли «евронезийцами») от остальной части аборигенного населения, воспитать у них чувство преклонения перед всем европейским, создать из них привилегированную прослойку, которая служила бы опорой для колонизаторов.

Так, для большой группы метисов в западной части Уполу было даже создано специальное поселение - Алеиса. Поселение пользовалось известным самоуправлением, во главе его стояли мэр и совет. Благодаря различным льготам оно уже через короткий срок стало выделяться среди остальных деревень Западного Самоа своей зажиточностью. Кроме того, власти установили специальный статус «европейца», который могли получить и все желающие «евронезийцы». Характерно, что очень многие метисы не захотели воспользоваться этим правом, хотя статус и давал известные привилегии. Так, по данным переписи 1956 г., насчитывалось 7900 метисов,

662 европейца и 149 прочих неокеанийцев (они также получили право на статус «европейца»); из всех этих лиц европейский статус приняли лишь 5494 человека. Тяготению метисов к самоанцам безусловно способствует и то, что среди части европейцев распространено расистское пренебрежение по отношению к метисам. Например, браки между европейцами и метисами заключаются значительно реже, чем между метисами и самоанцами. Создание независимого самоанского государства создает благоприятные предпосылки для еще большего сближения метисов с остальным аборигенным населением. Согласно конституции, метисы являются самоанскими гражданами и имеют те же права и обязанности, что и другие аборигены. Большая часть метисов сосредоточена в районе Апии. Смешанное население имеется также на крайнем востоке Уполу (в Алеипата) и на Савайи.

Выше уже говорилось о значительной эмиграции из Западного Самоа в Новую Зеландию. В результате этой миграции в Новой Зеландии образовалась значительная группа самоанцев (в 1961 г. вместе с метисами - 6 тыс.). Большинство их сосредоточено в Окленде. Новозеландские самоанцы заняты преимущественно в промышленности, многие из них работают и на транспорте. Самоанские эмигранты обычно поддерживают тесные связи с родственниками на Самоа.

По данным последней переписи, в Западном Самоа было свыше 500 «прочих океанийцев». Более половины этой группы (около 300 человек) образуют токелауанцы. Остальные 200 океанийцев - выходцы с других островов Полинезии (ниуэанцы, тонганцы, эллисцы, увеанцы), микронезийцы (гилбертцы), меланезийцы (аборигены Соломоновых островов, фиджийцы). Скорость ассимиляции различных океанийских групп неодинакова. Так, полинезийцы ассимилируются быстрее, чем меланезийцы. Особенно быстро растворяются среди самоанского населения токелауанцы. Менее всего подвержены процессу ассимиляции группы, образовавшие компактные поселения. Такие поселения имеются в пределах городской агломерации Апии и поблизости от нее. Это Ааи-о-Фити (фиджийское поселение), Соломона-фоу, Ниуэ, Элисе-фоу. Поблизости от Апии живет небольшая группа увеанцев. Согласно новому закону о гражданстве, статус самоанских граждан получили все полинезийцы-неаборигены, а также меланезийцы и микронезийцы. Это несомненно еще более ускорит процесс ассимиляции мелких океанийских групп близкими им по культуре самоанцами.

«Чистых» европейцев в Западном Самоа сравнительно немного. К моменту провозглашения независимости это была наиболее влиятельная группа населения в стране. Она занимала ведущие позиции в управленческом аппарате страны и в системе западносамоанской торговли. В руках европейцев находилось подавляющее большинство высших административных постов. Европейцами были миссионеры, высококвалифицированные технические специалисты, старший медперсонал, часть учителей. Они жили главным образом вокруг Апии. На Савайи европейцев немного. Среди лиц европейского происхождения наиболее многочисленны англо-новозеландцы. Значительно уступают им по численности англо-австралийцы, американцы, англичане. Совсем небольшие группы образуют немцы (немцев прежде было довольно много, но после первой мировой войны большая часть их была репатриирована), французы (в первую очередь католические миссионеры) и представители других народов. До последнего времени к европейцам примыкали лица смешанного происхождения, имевшие «европейский» статус. Как правило, это была наиболее обеспеченная часть метисов. Она вела европейский образ жизни, старалась во всем подражать европейцам. Именно эта группа являлась проводником новозеландского влияния в стране. В настоящее время, когда все население смешанного происхождения уравнено в правовом отношении с остальными самоанцами, можно ожидать постепенного размывания этой «европеизировавшейся» группы метисов.

Кроме океанийцев и европейцев в стране имеется маленькая группа лиц азиатского происхождения. Это в первую очередь китайцы, японцы и индийцы (с Фиджи). В настоящее время китайцев менее сотни. Некогда их было гораздо больше. Так, в 1914 г. численность китайского населения достигала 3,1 тыс. человек. В 1948 г. все китайцы, за исключением лиц, связанных брачными узами с самоанками были репатриированы. Среди оставшихся китайцев много торговцев.

Из сказанного выше можно ориентировочно определить этнический состав населения Западного Самоа.

Прозелитическая деятельность христианских миссионеров в Самоа уже в середине XIX в. привела к тому, что традиционные верования были почти полностью вытеснены новой религией. В настоящее время около четырех пятых населения страны - протестанты, остальные - в подавляющем большинстве католики. Среди протестантов многочисленны последователи Лондонского миссионерского общества (западносамоанское отделение этого общества получило автономию и было переименовано в конгрегациональную христианскую церковь Западного Самоа); их насчитывалось в 1961 г. 61 тыс. человек (53,5% всего населения). Немало также методистов (16%) и мормонов (6,3%). Католиков - -25 тыс. человек (21,6% населения). Особенно высок удельный вес католиков среди метисов.
читайте так-же