Какой парус лучше латинский или косой. Примеры конструкций разборных парусных судов. Прочие виды парусов

Для вспомогательного назначения паруса особенно удобно латинское вооружение. Его с одинаковым успехом можно использовать как на байдарках, так и на гребных лодках для плавания по открытым водоемам при благоприятных погодных условиях. Байдарка, вооруженная латинским гротом, на полных курсах к ветру даже конкурирует по скорости со швертботом «Мева».

Самостоятельно изготовить латинский парус помогут рекомендации туриста-парусника Ю. Кужеля (Латинский парус. «Турист», 1978, № 5). Латинское парусное вооружение (рис. 33) имеет свободную, без вант, мачту (2), на которой с помощью фала (1) и галс-оттяжки (4) подвешен парус (6). Парус растянут рейками (3, 5), вставленными в карманы по его передней и нижней шкаторинам. Различные снасти прикреплены к рангоуту с помощью карабинов. На рис. 34 приведен рабочий чертеж паруса площадью 4,5 м 2 . Правильная форма паруса обеспечивается конфигурацией карманов и задней шкаторнны. Фаловый и шкотовый углы укреплены фаловыми дощечками.

Рис. 33. Латинское вооружение


Рис. 34. Рабочий чертеж латинского паруса

Ознакомившись с этой конструкцией, нетрудно убедиться в простоте работы с латинским парусом. Его можно поднять и убрать, причем, опущенный, он не мешает грести. Мачта в байдарке устанавливается на штатном месте в начале кокпита. Байдарки с таким парусным вооружением полезно оборудовать швертами и одной поперечной балкой с надувными емкостями на ее концах. Швертовый узел удобно расположить за спинкой сиденья переднего экипажа. В условиях похода простейшей поперечной балкой служит обычное байдарочное весло с надувными мячами, привязанными к его лопастям (Перегудов В. Глиссирующие поплавки из байдарочного весла. «Катера и яхты». 1975, № 3).

Для гребных лодок необходимо дополнительно изготовить рулевое устройство. Мачта устанавливается на днище гребной лодки и хомутом прижимается к поперечной балке.

May 3rd, 2013

Где расположен Арабский залив?
В последнее время словосочетанием Arabian Gulf аравийские монархии, ломящиеся от нефтедолларов и от чувства собственной важности, любят называть старый, добрый Персидский залив, в тёплых водах которого, наряду с Индийским океаном, издревле хотели помыть свои сапоги солдаты с холодного севера Восточно-Европейской равнины. Которая тоже, в общем-то, не только Восточно-Европейская, но ещё и издревле — Русская равнина.
Вот такая вот, понимаешь, битва за географию, которая ещё и сразу же — битва за историю.
Как вы место назовёте, так его потом потомки и будут воспринимать.
Пока мы помним, что громадная равнина на востоке Европы не только Восточно-Европейская, но ещё и в первую очередь, Русская равнина — русских не победить в их доме.

Надо сказать, что ситуация с Персидским заливом очень обижает персов, которые теперь ещё и иранцы. Обижает так, что персы регистрируют на себя всяческие в сети Интернет, или же пишут пространные статьи в этой вашей Педивикии, приводя в пример всяческие карты и доказывая, что никогда вплоть до эпохи саудовской спеси и халявных нефтедолларов не назывался Персидский залив Арабским!
Персидский залив фигурирует везде — и на средневековых картах, и на картах новейшего времени, и (о, ужас!) даже на карте саудовского нефтяного гиганта Saudi Aramco выпуска седого 1952 года, когда саудиты ещё были кочевниками, а Гавар ещё был большим и наполненным нефтью, а не .

И, надо сказать, что персы правы!
Ведь их предки гоняли возгордившихся бедуинов по всему Аравийскому полуострову начиная со времён Дария I и заканчивая приходом на просторы Ближнего и Среднего Востока современных европейских завоевателей новейшего времени.
Робкие бедуины на своих одногорбых верблюдах никогда не могли и помыслить о завоевании Персии, пока ими не была придумана своя версия монотеистической религии — этого "оружия массового мемического поражения". Речь, конечно же, идёт об исламе.

"Нет бога, кроме Аллаха, а Магомед — пророк его".
Именно ислам дал арабам шанс одержать верх над персами в их многовековой борьбе. Ненадолго, но в ярком и бурном периоде арабского Возрождения, который потом назовут Золотым Веком Ислама.

Хотя, точнее всё же назвать это время временем Исламской аграрной революции и эпохой латинского паруса.

Хотя никакого отношения к латыни, римской вере или Европе этот парус совершенно не имеет .
Европа, как это часто бывало и тогда, и до того, и после того, просто присвоила себе имя изобретения.
Как это происходило в истории, в географии или в науке.

Треугольный парус на косой рейке, закреплённой на мачте — это совершенно не европейское изобретение. Его придумали в Индийском океане.
Рядом с тем местом, которое в средние века называли Арабским заливом. Которое сейчас называют Красным морем. Ну а "латинский парус" изначально, в средние века, назывался "арабским парусом".
Вот так.
Европейцы украли у арабов парус, а арабы на наших глазах пытаются украсть у персов Персидский залив.
Слава богу, пока на Русской равнине всё спокойно.
Но рассказ у нас — о парусе.

Принцип действия латинского паруса коренным образом отличается от принципа работы прямого паруса, о котором у нас была и часть нашего рассказа. Он устанавливается не поперек, а практически вдоль ветра , и движущая сила паруса является составляющей разности давлений ветра между вогнутой и выпуклой частями паруса. Похожий эффект достигается у крыла самолета, когда за счёт большего пути вдоль выпуклой части крыла самолёта воздух там вынужден ускоряться, что по закону Бернулли для движущего воздуха и создаёт разность давлений и подъёмную силу.
Основное преимущество латинского паруса — он оказывает меньшее сопротивление движению судна при работе с ветром, который дует не строго по линии нос-корма.
Это позволяет, при желании и потребности, более эффективно использовать слабый ветер и позволяет идти круче к ветру, чем при использовании прямого паруса.
Так почему же так долго длилось господство прямого паруса?

Прямые паруса гораздо проще косых парусов и в управлении ими не надо сильно напрягаться. Поднятый прямой парус будет работать при и попутном ветре, и при ветрах, незначительно отличающихся от попутного. Прямой парус не нуждается в переходе с галса на галс (изменении курса судна) при незначительном изменении направления попутного ветра, тогда как использование косых парусов в этом случае требует от экипажа постоянного внимания. Прямой парус можно было поднять и плыть (пока ветер дул в корму), а вот косые паруса постоянно требуют и работы мозга, и рук.

Поэтому, как не печально, подход "гребите гребцы, солнце ещё высоко" в чём-то закрыл для Греции и для Рима путь к совершенствованию прямого паруса.

В настоящий момент отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского парусного вооружения вплоть до конца девятого века, то есть, ни византийцы, ни тем более итальянцы не знали косого "латинского" паруса и по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье, которые первые и показали европейцам "арабский парус".

Однако настоящая революция в мореходстве произошла не тогда, когда на галеру наконец-то торжественно водрузили косой арабский парус, а тогда, когда в умах европейцев возникла совсем другая идея — создать судно, которое уже начисто будет лишено весельной тяги, но при этом будет уже достаточно мореходно, чтобы бросить вызов открытому океану.

Творцом европейского "броска на Запад" был ещё один Генрих , на этот раз — португальского происхождения.
Португальский принц-инфант Генрих Мореплаватель, удачно "скрестил" испанский ког и арабскую дхоу , создав на их основе знаменитую каравеллу — первое судно с комбинированным парусным вооружением.



Ганзейский ког

Испанские коги того времени — небольшие торговые корабли — представляли собой прочные и вполне мореходные суда, хотя их парусное вооружение оставляло желать лучшего. Они имели один громадный квадратный парус, позволявший им ходить только при попутном ветре. По сути дела европейский ког образца XV века по-прежнему шёл в традиции греческого и римского "посудостроения", используя всё те же подходы к созданию судов.
Ког, с небольшими модификациями, использовали и средиземноморские суда, и суда Англии и даже суда Ганзейского торгового союза.

Между тем Генрих Мореплаватель, будучи губернатором Сеуты, частенько наведывался в тамошний порт и смотрел на корабли арабов, турок, индусов и других восточных народов. Его внимание особенно привлекали легкие на ходу арабские дхоу, чье "арабское" парусное вооружение позволяло экипажу ловко маневрировать даже против ветра, кроме того, их суда уже имели киль и навесной кормовой руль.



Арабское дхоу

Поэтому Генрих, создавая новое мореходное судно — каравеллу, многие важные детали позаимствовал как раз у арабов, в частности косой, теперь уже "латинский" парус, более развитый, чем у кога, киль и навесной боковой руль.



Португальская каравелла.


Бросок Европы на Запад начался в 1418 году, всего через 3 года лет после битвы при Азенкуре, во время которой другого Генриха — Пятого, будущего короля объединённой Англии и Франции, наголову разбили французских рыцарей и до его замечательной свадьбы с Екатериной Валуа.

Это столь важное для дальнейшей истории Европы событие произошло тогда около неприметного островка возле берегов негостеприимной Африки.
Именно там, далеко от утомившей уже народы Франции и Англии Столетней войны, в маленькой бухте у острова Мадейра, стояло на якоре небольшое парусное судно — описанная нами выше португальская каравелла с комбинированными прямыми и косыми, теперь уже вроде бы по-праву «латинскими» парусами.
Колонизацию Мадейры, которая, в сущности, и началась в том самом 1418 году, можно назвать поворотным моментом в ходе истории Европы.
Зарку, рыцарь, состоявший на службе у принца Генриха Мореплавателя, открыл этот остров, можно сказать, волею случая.

Надо сказать, что европейские моряки XV века, в отличии от своих арабских коллег, которые к тому времени вот уже несколько веков плавали вплоть до берегов Малайзии и Индонезии, были жутко необразованны и суеверны. Европейские горе-мореходы страшились встретить за пределами Европы что-нибудь незнакомое: от поколения к поколению моряков передавались истории о мифических монстрах, обитающих в глубинах океана и с легкостью уничтожающих корабли, о солнечном зное тропиков, сжигающем корабли, о том, что вода за экватором становится невозможной для плаваний, закипая от жары.

В декабре 1418 года Зарку и Тристау Ваш Тейксейра, снаряжённые Генрихом Мореплавателем в дальний поход, прошли больше 2 тысяч миль к югу от портов Португалии вдоль побережья Африки. Неожиданно начался сильный шторм; корабль с двумя знатными португальцами нa борту сбился с курса и был прибит ветром к Порту-Санту, крохотному островку, который, как мы знаем теперь, находился всего лишь на расстоянии 60 миль к северо-востоку от Мадейры. Они назвали его так (подразумевая Святой Порт) в благодарность за спасение от неминуемого кораблекрушения.

Единственным населением Мадейры на тот момент была колония морских львов и множество видов птиц всех цветов и размеров. Пытаясь определить, куда плыть дальше от крошечного Порту-Санту, в один из дней на закате Зарку увидел на горизонте, там, где садилось солнце, некие странные тени, напоминавшие очертаниями землю. Зарку не забыл об этом и, когда они с Тескейром через неделю снова двинулись в путь, изменил курс и направил свою каравеллу прямиком в сторону привидевшейся ему земли. Добравшись до неизвестного острова, который был куда больше Порту-Санту, моряки, спустив паруса, приняли именем короля, принца Генриха и Ордена Христа эти земли под свою власть, опеку и защиту. Прогуливаясь по острову и забавы ради давая названия лесистым горам, холмам и долинам, кавалеры заодно присвоили название и открытому ими острову, который отныне стал именоваться «Илья да Мадейра» (Ilha da Madeira), что в переводе с португальского означает «Остров, поросший лесом». Немного побродив по новой земле и воздвигнув на берегу в честь ее открытия деревянный крест, португальцы погрузились на свою каравеллу и отбыли в родные края.



Гроза на Мадейре. Наверное, именно такая погода привела сюда Зарку и Тейксейру.

Надо сказать, что ни тот девственный лес Мадейры, ни морские львы, ни многие из видов птиц этого необитаемого острова не дожили уже до наших дней.
Колонизация Мадейры португальцами после открытия острова Зарку началась почти сразу. В 1419 году португальский исследователь Жоао Гонсалвеш Жарко, прибыв на остров вслед за Зарку и Тейксейрой, ещё был поражен огромным количеством обитающих в прекрасной бухте морских львов, родственников тюленей-монахов, по-португальски называемых «лобуш». С тех пор второй город острова по теперешнему размеру, но первый по времени основания, носит название Камару-де-Лобуш.
Уже в 1424 году основывается нынешняя столица Мадейры — Фуншал. Название города произошло от растущего здесь в большом количестве дикого фенхеля, по-португальски «фуншу».

Морские львы, рыба и овощи стали первой пишей португальских поселенцев на Мадейре. Однако сразу же встал вопрос о развёртывании полномасштабного сельского хозяйства на Мадейре. Первой культурой поселенцев стала пшеница, в которой остро нуждалась континентальная Португалия.
Под задачи выращивания зерна были полностью вырублены вечнозелёные равнинные леса Мадейры. «Остров, поросший лесом» превратился в «пустынный остров»
Сейчас уцелели лишь небольшие участки вечнозелёных лесов. Если Мадейру более-менее спас горный рельеф острова, то на соседних Канарских островах, которые попали под каток европейцев чуть раньше, леса были сведены почти под ноль.
Леса вырубались ради дров, строительного материала и освобождения земли под сельскохозяйственные нужды с таким размахом, что, например, на острове Гран-Канария сохранился лишь 1 % лесных площадей, а на относительно благополучном в этом отношении острове Тенерифе эта цифра не превышает 10 %, и продолжает снижаться до сих пор.
Ожидаемо, такое обезлесивание привело к значительной эрозии почвенного покрова и к резкому изменению климата и падению урожаев пшеницы — как на Канарах, так и на Мадейре.

Чтобы избежать кризиса в среде колонистов, Генрих Мореплаватель приказывает выращивать на Мадейре сахарный тростник для производства «сладкой соли», редкой в то время в Европе, и из-за этого считавшейся приправой.

Но если на Мадейре пострадавшими были только деревья, птицы и морские львы, то в других местах ситуация с колонизацией складывалась отнюдь не столь спокойно.

Рядом с Мадейрой, чуть ближе к Африке, расположены Канарские острова.

Ещё в XII веке Канарских островов достигли арабские моряки. Французские мореплаватели посетили Канары в 1334 году, но дальше этих первых высадок у Франции дела не пошли — страна вместе с Англией надолго погрузилась в пучину Столетней войны.
В 1344 году римский папа Клемент VI "дарует" острова испанскому королевству Кастилия. Этот дьявольский союз римской церкви и европейского колониализма мы потом будем не раз видеть в истории.
"Именем Господа! Во имя его!"

Проблема была в том, что Канары, в отличии от Мадейры, были вполне населённым местом.
До прихода на острова европейцев они были заселены племенами гуанчей. Их развитие, конечно, было на уровне каменного века, но они, тем не менее, весьма успешно занимались скотоводством и примитивным земледелием. В качестве одежды использовались шкуры зверей. Умели мумифицировать своих вождей. Племена гуа нчей даже оставили после себя пирамиды Гуимар — удивительный памятник мегалитической архитектуры каменного века, сложенные буквально "по кирпичику" из скудных камней Канар.


В 1402 году французы Жан де Бетанкур и Гадифер де Ла Салль от имени короны Кастилии и Леона начинают захват островов.

Племена с Гран Канарии по доброте душевной и по незнанию приветствовали европейцев (король Гуарнардарфа даже выступил за заключение союза), в то время как племена, населявшие Тенерифе, пытались сопротивляться, сражаясь стрелами с каменными наконечниками и пращами. В 1404 году Кастильский король Генрих III провозглашает Жана де Бетанкура королем Канар. Португалия, также претендовавшая на Канарские острова, признала их испанским владением лишь по договору от 1479 года.
Последние битвы на острове Тенерифе прошли уже в конце XV века. В мае 1494 года гуанчи защитили свой остров, но в декабре 1495, после того, как гуанчей ослабила эпидемия чумы, испанцы полностью завладели архипелагом. 24 июля 1496 года сдался последний принц гуанчей, Имененчия, который позже, что тоже весьма характерно для европейцев, был убит ими уже в плену.
29 сентября победитель Алонсо де Луго объявил о полном подчинении Канарских островов.


Умерли, сражаясь. Анатерв, один из царей гуанчей. Каким он был на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Сейчас гуанчей не существует.
По описанием колонизаторов остров Тенерифе населяли высокие, белокожие, рыжеволосые и голубоглазые люди . Нормандец Жан де Бетанкур подробно описал странный язык гуанчей, которые якобы могли понимать речь соплеменников, не произнося ни звука и только шевеля губами, а также переговариваться свистом на расстоянии до 15 километров.

У гуанчей находят характерные черты кроманьонцев — древнейшего населения Европы. Исчезнувшую расу, к которой относились гуанчи, называют мехтоидной; носители данной расы населяли север Африки до начала неолита и были ассимилированы или уничтожены носителями средиземноморской расы.

Первые же записи о гуанчах были сделаны в 1150 году арабским географом Ал-Идриси в книге «Нузхат ал-муштак». В ней Идриси сообщает о плавании, совершённом арабскими мореходами из Лиссабона, для исследования островов к юго-западу от Пиренейского полуострова.

Согласно ему, арабы, после довольно продолжительного плавания, достигли некоего острова, «который показался им необитаемым, однако на нём вскорости были обнаружены культивируемые поля». Приблизившись к острову, мореходы оказались со всех сторон окружены людьми на барках, которые доставили их на берег, «в деревню, чьи жители в немалом количестве были светловолосы, с длинными льняными волосами, и женщинами редкой красоты ». Один из жителей знал арабский язык , и спросил, откуда они прибыли.

Гуанчи до сих пор задают исследователям множество загадок. Ведь всё, что достоверно оставили нам "просветители" и "миссионеры" — это их мегалиты и несколько мумий вождей гуанчей. Первоначально число мумий, предположительно, исчислялось тысячами, но на сегодняшний день сохранилось всего несколько мумий гуанчей, находящихся в нескольких музейных коллекциях. Остальные были тут же уничтожены колонизаторами, вместе с последним



Уверен, в этой мумии тоже лежит гаплогруппа R1a или R1b. Гуанчи — европейцы.

После обнаружения мумий гуанчей испанцами в начале XVI века многие из них были измельчены в порошок и продавались в Европе под видом лекарства от брюшной боли. В дальнейшем этот процесс был остановлен по объективным причинам — просто не стало муммий.

Однако, если вы думаете, что процесс уничтожения реальной истории Канарских островов — это дело давно минувших дней, то вы глубоко ошиблись. В 1933 году, уже в просвещённом ХХ веке, в южной части острова Тенерифе было обнаружено самое большое кладбище мумий гуанчей, содержавшее от 60 до 74 мумий. Однако, после обнаружения оно было сразу же почти полностью разграблено .Видать "брюшная боль" и сопутствующая ей диарея снедала Европу и в XV, и в ХХ веке.

Колонизаторы по-прежнему бояться призраков прошлого.
Призраков убитых ими высоких, белокожих, светловолосых и голубоглазых людей , с длинными льняными волосами, и женщинами редкой красоты .

Ведь гораздо приятнее колонизаторам видеть гуанчей как-то так:

В собрании черепов. На покорённых Канарах.

"Гуайя эчей эфиай нашете сахана". "Жизнь, позволь прожить, защищая родину." Это фраза на языке гуанчей, которую записали колонизаторы.

Земля Гуанчинефре стала Канарами.

Станет ли Русская равнина просто Восточно-Европейской?
Думаю, что уже нет.


Были ли арабы изобретателями латинского паруса .

Известно, что одной из отличительных признаков средневековой галеры было наличие латинского парусного вооружения. Мы еще обязательно поговорим о возникновении латинских парусов на галерах, но сейчас хотелось бы несколько слов сказать об истории возникновения косых, в том числе латинских, парусов вообще. Кто и когда изобрел латинский парус - неизвестно. Поэтому, как обычно в таких случаях, нет недостатка в гипотезах, порою взаимно исключающих друг друга, окрашенных плохо скрытыми попытками утвердить национальные приоритеты (постулат «Россия - родина слонов» касается не только России и не только слонов). Принцип действия латинского паруса коренным образом отличается от принципа работы прямого паруса. Он устанавливается не поперек, а практически вдоль ветра, и движущая сила является составляющей разности давлений между вогнутой и выпуклой частями паруса, совершенно так же, как образуется подъемная сила крыла самолета. Основные преимущества латинского паруса - он оказывает меньшее сопротивление движению, более эффективно используется при слабом ветре и позволяет идти круче к ветру, чем при использовании прямого паруса. Так почему же так долго длилось господство прямого паруса?

Имелась только одна причина, по которой большой прямоугольный парус оставался в течение многих и многих веков на судах, совершавших плавание по Нилу. Эта река, как известно, течет с юга на север, в то время как преобладающие ветры дуют с севера на юг. Следовательно, когда судно спускалось вниз по течению, рангоут рубили и за дело брались гребцы. На обратном пути дул устойчивый попутный ветер, который не требовал лавирования для следования вверх по течению. Простота в конструкции прямых парусов и управлении ими способствовали такому длительному их господству на египетских, а затем и других средиземноморских судах. Прямой парус не нуждается в переходе с галса на галс при незначительном изменении направления попутного ветра, тогда как использование косых парусов в этом случае требует от экипажа постоянного внимания.

Наиболее вероятно переход от прямого к латинскому парусу выглядит следующим образом. Используя прямой парус, мореплаватели заметили, что когда судно идет не точно в фордевинд, эффективность паруса можно повысить, если повернуть его таким образом, чтобы он оказался перпендикулярно ветру. Если эта техника используется при наличии у судна киля или рулевого устройства (а лучше - и того и другого вместе), то можно выбирать курс судна относительно ветра в более широких пределах, а не просто перемещаться вдоль направления ветра.

Если направление ветра приближается к траверзу, т.е. судно идет близко к курсу бакштаг, этот прием начинает срабатывать хуже, однако падение движущей силы может быть частично скомпенсировано, если наветренную шкаторину паруса направить навстречу ветру. Этот метод хорошо срабатывает, если наветренная шкаторина туго натянута, что может быть достигнуто наклоном наветренной части верхней реи (или гафеля) вниз. Использование прямого паруса таким образом - прямой путь к изобретению латинского паруса, возможно, через промежуточное использование четырехугольного рейкового (люгерного) паруса (когда четырехугольный парус крепится верхней шкаториной к рейку, причем реек и нижняя мягкая шкаторина паруса выступают впереди мачты). Кэмпбелл в своем исследовании «Латинский парус в мировой истории » (Journal of World History, Spring 1995), считает, что специфическая форма латинского паруса акватории Индийского океана увеличивает правдоподобие этой гипотезы: короткая кромка наветренной шкаторины является, возможно, остатком первоначальной шкаторины прямого паруса. Однако это остается только гипотезой, не подтвержденной материальными свидетельствами. Развитие косого парусного вооружения в зоне Тихого океана и Юго-Восточной Азии следовало своими путями, независимыми от развития паруса в Средиземноморье, что подтверждает гипотезу о двух, а возможно и о трех независимых направлениях развития латинского паруса.

Наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса, имеет ли латинский парус средиземноморское происхождение или он первоначально появился в Индийском океане и привнесен в Средиземное море арабами . Сторонники второй версии приводят в ее подтверждение следующие доводы. Латинский парус был повсеместно известен под именем «арабского паруса», заимствованием которого мореплаватели Запада значительно повысили эффективность своего флота. Далее, отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского вооружения до конца девятого века, т.е. по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье (George F. Hourani, Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times (Princeton, 1951)).

Однозначно решает этот вопрос и наш арабист Шумовский Т.А. В своей книге «Арабы и море » (1964 г., с.173) он пишет:

«Перенесенный арабскими мореходами из Индийского океана в Средиземное море и ставший достоянием Европы, носо-кормовой треугольный парус произвел революцию в европейском парусном мореплавании. Переход от первобыт-ного одномачтовика с прямоугольным парусом к трехмачто-вым кораблям с арабским треугольником дал возможность парусному судну идти против ветра, то есть практически в. любом выгодном ему направлении, откуда возникла техни-ческая возможность осуществить экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и их преемников.»

Р.Боуэн (Richard LeBaron Bowen, “Arab Dhows of Eastern Arabia,” The American Neptune 9 (1949): 92) тоже полагает, что вероятнее всего родиной латинского паруса является Индийский океан, так как в рассмотренной выше эволюции парусного вооружения от прямого к латинскому именно в Индийском океане присутствуют промежуточные между ними видоизменения паруса. В Средиземном же море не обнаружены паруса, которые можно было бы считать предшественниками латинского. Вместе с тем Р.Боуэн считает, что неправильным было бы приписывать изобретение латинского паруса арабам. Он полагает, что арабы проявили себя мореплавателями слишком поздно, чтобы считаться изобретателями латинского паруса. По мнению этого авторитетного ученого, арабы переняли знания морского дела у персов вместе с морским словарем, принципами навигации и, возможно, и латинским парусным вооружением. А уж затем арабы перенесли латинский парус в Средиземное море. Подтверждает эту гипотезу, якобы, тот факт, что первые изображения латинского паруса в средиземноморском изобразительном искусстве появились в девятом веке. В связи с этим уместно привести замечание Ван Доорнинка, приведенное в сборнике A History of Seafaring Based on Underwater Archaeology, (ed. George F. Bass (London, 1972), p. 146) о том, что иллюстраторы манускриптов, как правило, работали с традиционными стереотипными формами и редко вводили новации в свое искусство. Так что треугольные латинские паруса могли появиться задолго до того, как их изображения стали использоваться в иллюминированных рукописных текстах. Следовательно, этот факт дает основание для заявления лишь о том, что латинские паруса на Средиземном море появились «не позднее, чем » в IX веке. Но главная трудность в продвижении этой гипотезы заключается в том, что, как в более раннем исследовании заявил тот же Боуэн, нет ни одного свидетельства об использовании латинского паруса в западной части Индийского океана до появления там португальцев . Правда, имелись предположения, что рейковый (люгерный) парус мог быть занесен в западную часть Индийского океана греческими купцами, ведущими торговлю с Индией в эпоху господства Рима. И все же, несмотря на самые тщательные научные поиски, не удалось найти ни одного литературного или изобразительного свидетельства о типах парусного вооружения, используемого в западной части Индийского океане до XV века . Приводимые Дж.Хурани в подтверждение гипотезы о том, что арабы использовали латинский парус, свидетельства из арабской поэзии IX-X вв. не выдерживают никакой критики. Поэтические образы сравнивают корабельный парус вдалеке с плавником кита или выпускаемым им фонтаном. На этом основании Дж.Хурани делает вывод, что имеется в виду скорее латинский, чем прямой парус. Но у кита нет спинного плавника, а фонтан, выпускаемый китом, похож скорее на облако пара, чем на какую-то определенную форму. Это скорее чисто романтический образ, не дающий ключа к форме паруса. Не проясняют вопрос и сохранившиеся характеристики паруса арабских судов, которые приводит Ибн-Маджид (XV в.). Он указывает, что отношение длины наветренной шкаторины к длине подветренной равно 10:13,5, т.е парус почти прямой, и это скорее люгерный, чем латинский парус (Arab Navigation in the Indian Ocean before the Coming of the Portuguese (London, 1971), p. 52.)

Наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса, имеет ли латинский парус средиземноморское происхождение или он первоначально появился в Индийском океане и привнесен в Средиземное море арабами . Сторонники второй версии приводят в ее подтверждение следующие доводы. Латинский парус был повсеместно известен под именем «арабского паруса», заимствованием которого мореплаватели Запада значительно повысили эффективность своего флота. Далее, отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского вооружения до конца девятого века, т.е. по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье (George F. Hourani, Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times (Princeton, 1951)).

Однозначно решает этот вопрос и наш арабист Шумовский Т.А. В своей книге «Арабы и море » (1964 г., с.173) он пишет:

«Перенесенный арабскими мореходами из Индийского океана в Средиземное море и ставший достоянием Европы, носо-кормовой треугольный парус произвел революцию в европейском парусном мореплавании. Переход от первобыт-ного одномачтовика с прямоугольным парусом к трехмачто-вым кораблям с арабским треугольником дал возможность парусному судну идти против ветра, то есть практически в. любом выгодном ему направлении, откуда возникла техни-ческая возможность осуществить экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и их преемников.»

Р.Боуэн (Richard LeBaron Bowen, “Arab Dhows of Eastern Arabia,” The American Neptune 9 (1949): 92) тоже полагает, что вероятнее всего родиной латинского паруса является Индийский океан, так как в рассмотренной выше эволюции парусного вооружения от прямого к латинскому именно в Индийском океане присутствуют промежуточные между ними видоизменения паруса. В Средиземном же море не обнаружены паруса, которые можно было бы считать предшественниками латинского. Вместе с тем Р.Боуэн считает, что неправильным было бы приписывать изобретение латинского паруса арабам. Он полагает, что арабы проявили себя мореплавателями слишком поздно, чтобы считаться изобретателями латинского паруса. По мнению этого авторитетного ученого, арабы переняли знания морского дела у персов вместе с морским словарем, принципами навигации и, возможно, и латинским парусным вооружением. А уж затем арабы перенесли латинский парус в Средиземное море. Подтверждает эту гипотезу, якобы, тот факт, что первые изображения латинского паруса в средиземноморском изобразительном искусстве появились в девятом веке. В связи с этим уместно привести замечание Ван Доорнинка, приведенное в сборнике A History of Seafaring Based on Underwater Archaeology, (ed. George F. Bass (London, 1972), p. 146) о том, что иллюстраторы манускриптов, как правило, работали с традиционными стереотипными формами и редко вводили новации в свое искусство. Так что треугольные латинские паруса могли появиться задолго до того, как их изображения стали использоваться в иллюминированных рукописных текстах. Следовательно, этот факт дает основание для заявления лишь о том, что латинские паруса на Средиземном море появились «не позднее, чем » в IX веке. Но главная трудность в продвижении этой гипотезы заключается в том, что, как в более раннем исследовании заявил тот же Боуэн, нет ни одного свидетельства об использовании латинского паруса в западной части Индийского океана до появления там португальцев . И все же, несмотря на самые тщательные научные поиски, не удалось найти ни одного литературного или изобразительного свидетельства о типах парусного вооружения, используемого в западной части Индийского океане до XV века .

γλώσσα

galea_galley
Смысл задачи состоит в следующем: попытаться установить, кто изобрел латинский парус? Арабы, средиземноморские европейцы или некая "третья сила". Согласитесь, что появление латинского парусного вооружения диктовалось какими-то обстоятельствами, иначе зачем было менять такой успешный прямой парус на латинский.
Относительно эпохи Колумба. Я на вашей стороне в отношении критики Шумовского, для этого я и привел цитату из него, чтобы показать его ослепленность идеей, согласно которой весь прогресс в развитии корабля в рассматриваемую эпоху - это дело рук арабов. Но не привести ее я не мог, т.к. тогда рассуждения были бы односторонними, не учитывающими мнения всех участников дискуссии. (Кстати, каракка имела смешанное парусное вооружение: прямое и латинское.)
И еще: я не сторонник идеи о глобальном преимуществе латинского паруса перед прямым. И очевидные вещи не обсуждаю. Я просто считаю, перефразируя нашего бронзового классика, что если латинский парус появляется в истории корабля, значит это для чего-то нужно.

Ну в таком аспекте задача вряд ли решаемая. Скорее всего косой парус изобрели неизвестные рыбаки, так как именно они заинтересованы в его преимуществах: выигрываем в маневренности за счёт скорости. Арабы, как кочевники (за исключением йеменских арабов) имеют мало морских традиций. Средиземноморские европейцы имели устойчивую морскую традицию от финикийцев, через греков к римлянам. Традиции обычно весьма консервативны да и особой необходимости в инновациях в бассейне Средиземного моря в 1-м тысячилетии не было. Скорее всего в океанское судоходство косой парус внедрили те, кто был кровно заинтересован в развитии морских сообщений. После развала связки Рим-Сасаниды-Хань Великий Шёлковый путь был перерезан тюрками. Торговля Китая с Западом перешла на море при посредничистве Индии. Там и ищите морские инновации - косой парус только одна из них. Ещё компас, астронавигация, знание сезонных ветров (кстати, косой парус без киля бесполезен).
В Западной Индии 2 центра судоходства:
а) Северо-запад - Гуджарат, во многом благодаря иранским иммигрантам (Камбейский залив)
б) Юго-запад - Тамилы (Кочин).

Тамилы возможно даже предпочтительнее, так как теснее связаны с морем, впрочем их история, в том числе и морская, сплошное белое пятно.

Преимущество косого паруса перед прямым принципиальное, он позволяет возвращаться в исходную точку при постоянном ветре (не при всех углах) , что невозможно при прямом парусе.

Всё же изобретение fore-and-aft sails, обычно называемых косыми или латинскими более логично для бассейна Индийского океана с его устойчивыми муссоными ветрами. Прямой парус наиболее эффективен при попутных ветрах, в то время как fore-and-aft sails полезен при ветрах с траверзных направлений, как например, при плавании из Индии в Красное море как при SW так и NE муссонах. Ещё одно важное преимущество fore-and-aft sails возможность использование суточных бризов при прибрежном плавании.


γλώσσα 2

Каравелла - это ганзейский когг вооружённый латинским парусом. Именно изобретение каталанами каравеллы считается основной прорывной технологией позволившей осуществить Великие Географические открытия. Возникает естественный вопрос, почему северные народы не додумались до латинского паруса. Как известно инновация возникает там, где в ней есть необходимость. Прямой парус удобней и эффективней косого, единственный его недостаток, он не позволяет идти круто к ветру. В Северных морях (Северное море, Балтика, Бискай) с их непостоянным ветровым режимом этот недостаток в значительной мере нивелируется. Если ветер неблагоприятный всегда можно подождать и рано или поздно (скорее рано) ветер переменится. Не так в зоне Пассатных ветров. Пассаты дуют годами в одном направлении. Перед мореплавателями зависящими от ветра вопрос стоит не в эффективности использования ветра, а в простой возможности вернуться в исходную точку. Так вот, разница между латинским и прямым парусами заключаеться в том, что первый позволяет это сделать, а второй нет. Попадая в зону пассатов (южнее 30 грд, "Море Мрака" у берегов Морокко) моряк с прямым парусом мог легко достигнуть берегов Америки, но не имел возможности вернуться обратно. Косой латинский парус (при наличии киля и руля) позволял плавать поперёк северо-восточного пассата и таким образом достигнуть берегов Африки, где пользуясь прибрежным бризом вернуться на Север. Он же позволял каравеллам пересечь юго-восточный пассат южнее Экватора и выйти в Зону Западных ветров, что бы обогнуть Африку с юга (случайно открыв Бразилию при этом). Интересный момент заключается в том, что как только глобальная циркуляция была открыта и стала на службу мореплавателям необходимость в косом парусе значительно снизилась. Теперь моряки возвращаясь из Индий забирались на Север к Америке, вокруг Азорского антициклона и следовали к Европе на попутной волне используя всю дорогу прямые паруса.

Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте - например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае , также он приводит в движение колесные и ледовые буера .

Простейший парус представляет собой кусок материи (см. парусина). Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на своё место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу.

Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок .

Встречаются и совсем уж непохожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки (также, кстати, довольно сильно непохожие на обычные лодки, знакомые большинству) с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют по инерции либо «жестким парусом», либо «парусом-крылом».

История паруса

Люди научились использовать парус примерно 5,5 тыс. лет назад. Судя по сохранившимся рисункам и результатам раскопок, первыми начали применять парус египтяне. [ ]

Виды парусов

Прямые паруса

Прямые паруса - паруса, которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям , поднимающимся на мачты и стеньги . Имеют вид равнобокой трапеции. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея брасами и шкотами в горизонтальной плоскости. На острых галсах наветренная шкаторина прямого паруса отводится на ветер с помощью специальной снасти, называемой шпрюйт .

Прямыми парусами вооружаются большие парусные суда: корабли , барки , баркентины , бриги и бригантины . Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов. Ни один человек не сможет справиться с парусом, площадь которого превосходит некоторый предел (примерно 5-8 квадратных метров на одного человека).

Косые паруса

На данный момент является наиболее распространённым видом паруса на яхтах . По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам является бесспорным лидером.

Яхта с правильно настроенными бермудскими парусами может длительно управляться всего одним человеком. Такой манёвр, как поворот оверштаг , может выполняться вообще без вызова подвахты , за счет перекладки руля.

Судно «Reaper» с люгерным парусным вооружением

Лю́герный (ре́йковый) парус - разновидность косого паруса .

Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку , нижней - к гику .

Шпринтовый парус - четырёхугольный косой парус, растягивающийся по диагонали тонким шестом (шпринтовом или шпринтом), упирающимся в его верхний угол одним концом и в нижнюю часть мачты - другим.

Гафельный парус

Кливер

Стаксель

Прочие виды парусов

  • Блупер
  • Генакер
  • Спинакер
  • Толлбой

Части паруса

Названия частей паруса

В парусном деле все части паруса имеют свои названия. Чаще всего используются треугольные паруса, и потому для большинства из них используются по шесть терминов - по одному на каждый угол и сторону паруса. Сторона паруса, в общем случае, называется шкаториной . Различают переднюю, заднюю, нижнюю шкаторины. Передней считается шкаторина, прилегающая к мачте. Углы паруса треугольной формы называются галсовым , фаловым и шкотовым . Нижний, прилегающий к мачте - галсовый угол, верхний, прилегающий к мачте - фаловый угол, и задний, прилегающий к гику - шкотовый угол.

Шкаторины и углы паруса, как наиболее нагруженные участки паруса, оформляются различными усилениями, выполняемыми из ткани с применением так называемых «дельных вещей ». Усиления углов именуются боутами и бантами . Усиления шкаторин, как правило, специальных названий не имеют.