Дарина Громова — главный пассажир трагического рейса. Фото останков с места крушения. "главный пассажир" синайского лжекрушения Самый маленький пассажир

31 октября 2015 года, рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Кто-то пересматривает в телефоне фотографии, представляя, как будет рассказывать родным и близким об отдыхе. Семейные пары успокаивают малышей, которые с утра ведут себя слишком бурно, - да лететь небось боятся. Вылет по расписанию, погнали прямо в небо. Уже на следующий день СМИ растиражируют фото "главного пассажира" - десятимесячной Дарины Громовой. Этот снимок станет своеобразным символом рокового рейса Airbus 321, с которого уже никто из 224 человек не вернулся живым.

"Полёт в штатном режиме"

Самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту в 6:50 мск. Всё проходит в штатном режиме, как вдруг через 23 минуты диспетчеры теряют связь с экипажем.

Тем временем в петербургском аэропорту Пулково сообщают, что рейс задерживается "по техническим причинам". Время переносят раз, переносят два… В России стараются не думать о самом страшном и нервно ждут сообщений от родственников: об экстренной посадке, да о чём угодно, только бы написали. Когда цветы уже начали увядать, а на табло светилась запись об очередном переносе рейса, нервы у родственников не выдержали: посыпались звонки в авиакомпанию "Когалымавиа" и туроператору Brisco. "Всё выясняем", "Не переживайте", - слышали люди в разных инстанциях.

А потом пришло известие, которое мелькало в голове у каждого, но верить отказывались. О том, что погибли все, стало известно не сразу. Один из спасателей, которые сразу после крушения выдвинулись к месту, сообщил, что слышал голоса пассажиров, которые доносились из-под обломков лайнера. Уже через минуты выяснилось: не слышал, показалось.

Главный пассажир

Фотография десятимесячной Дарины Громовой из Гатчины, сделанная в аэропорту Пулково, обошла, кажется, все российские известные СМИ и была растиражирована в соцсетях. Снимок стал одним из символов той страшной трагедии.

Сын, Алексей, хотел быть летчиком. Только я не разрешила, - позже рассказывала Лайфу бабушка Дарины Елена.

Отец Алексея 30 лет был военным лётчиком. Сам молодой человек отучился по технической специальности и пошёл работать в IT-компанию. Здесь он и познакомился с Татьяной. Молодые люди поженились чуть больше чем за год до трагедии. На до сих пор доступной странице молодого человека в соцсети размещено много фото влюблённой пары, сделанных в день свадьбы.

"Главным пассажиром" дочку назвала Татьяна. Перед вылетом из Пулково она сфотографировала девочку, которая прижималась ручками к стеклу, и выложила снимок в соцсети.

Бабушка Дарины предлагала родителям не брать в полёт ребёнка: испугается, плохо перенесёт. Но те и слушать не стали: ребёнок должен погреться на солнышке.

"Я без неё жить не буду"

31 октября стало трагедией для тысяч людей. Муж Светланы Дудочкиной, Анатолий, не смог полететь вместе с супругой в отпуск в тот раз. В Египте супруги были уже не раз, поэтому женщина неплохо знала, как вести себя на курорте. Тем более странным казалось его предупреждение.

Она первый раз поехала в отпуск без меня. Я ей сказал, что, если что-то произойдёт, я без неё не выживу. Я больше не хочу жить, мне неинтересно, - говорил после крушения Анатолий.

Женщина отправилась отдыхать в компании дочери и двух малолетних внуков. Но дочь решила задержаться ещё на день-другой, так как появилась возможность отдохнуть подольше. В результате из всей семьи на роковой рейс поднялась только Светлана.

Подарок на день рождения

27 октября отмечала день рождения гражданская супруга тогда замглавы Пскова Александра Копылова. Он купил себе и возлюбленной, Елене Мельниковой, путёвки. С работы отпускать не хотели, но замглавы города уговорил это сделать. Аргументировал тем, что повод уж больно весомый.

Мужчина познакомился с будущей гражданской женой на работе. Дело в том, что Елена - начальник отдела кадров в Псковской городской думе. У Александра за несколько лет до этого умерла жена, Елена - в разводе. Они были вместе около года к тому моменту.

Всё время на отдыхе Елена рассказывала в соцсетях о том, что они очень хорошо отдыхают - купаются, загорают и вообще "отрываются". В последний раз вышла в сети за три часа до рокового вылета.

"Ещё немного - и уйду из авиации"

Старший бортпроводник, 38-летняя Валентина Марцевич, которая 12 лет посвятила небу, планировала уйти из авиации в ближайшее время. Хотела спокойствия, строила планы на спокойную семейную жизнь. Муж Валентины, Максим, - командир воздушного судна. В тот момент он находился в рейсе Китайских авиалиний.

Валентина сама из Анапы, работала в краснодарском аэропорту, когда познакомилась с будущим супругом. Вскоре вместе перебрались в Москву. Он всё время на рейсе, она - на очередном вылете. Надоело видеться с мужем и родными урывками.

5 октября, в свой день рождения, она прилетала домой, чтобы обнять маму. Знакомые позже вспоминали, что она себя вела довольно странно: странно говорила, странно улыбалась, делала много снимков.

Во время возвращения в Москву, незадолго до рокового рейса, женщина впервые в жизни испугалась во время посадки. Она рассказывала подругам, как лайнер трясло и она боялась, что пилоты не посадят удачно борт.

"Пушистик, жду"

Бортпроводница Марина Охотникова должна была встретиться с мужем -стюардом Андреем Беломестновым в Домодедово 1 ноября. План выглядел следующим образом: Андрей приземляется в Пулково, отдыхает, а после отправляется в Москву в качестве пассажира. Через 20 минут после прибытия его борта в столицу приземляется она. Молодые люди планировали незабываемые выходные.

У пары была традиция: все четыре года, что они были вместе, Андрей присылал возлюбленной СМС во время таких "пересечений" с одним и тем же текстом: "Пушистик, я тебя уже жду". На этот раз сообщения не было. В ноябре Андрею должно было исполниться 30 лет…

Версии

Специалисты рассматривали четыре основные версии авиакатастрофы: техническую неисправность, ошибку пилотов, что самолёт сбили и взрыв.

Техническая неисправность

Первая версия, которую стали рассматривать следователи, - техническая неисправность. Якобы лайнер имел дефекты. Например, ещё за 14 лет до трагедии, в ноябре 2001 года, в аэропорту Каира лайнер неудачно приземлился и задел землю хвостовой частью. Тогда он ещё принадлежал Middle East Airlines. После произошедшего воздушное судно отремонтировали и продали. После этого его фрахтовали различные авиакомпании, пока, наконец, оно не "осело" в "Когалымавиа" в 2012 году.

Говорить об этой авиакомпании можно что угодно, но любой самолёт любого перевозчика проходит проверку перед новым рейсом. Кроме того, бортам устраивают технические проверки. Так, двигатели лайнера осмотрели за пять дней до трагедии. И вряд ли бы эксперты пропустили настолько значительную неисправность, из-за которой самолёт мог потерпеть крушение. Данную точку зрения подтверждали и в авиакомпании. Кроме того, пилоты с большим стажем не раз говорили, что ни один из членов экипажа не будет рисковать собственной жизнью, а попросту откажется лететь в случае сомнений.

Против версии о неисправности говорит ещё один факт: накануне крушения "Аэробус" летал из Шарм-эль-Шейха в Самару и обратно. После этого в египетском аэропорту он прошёл техобслуживание, никаких критичных неполадок зафиксировано не было.

Через неделю после трагедии представители МАК рассказывали, что до момента прекращения записи регистраторов полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта на параметрическом регистраторе не фиксировали.

Ошибка экипажа

Эта версия стала второй. Якобы пилоты могли запаниковать, неверно повести себя в критической ситуации. Такую версию опровергли в Росавиации в тот же день. КВС Валерий Немов изначально был военным пилотом, а после выхода на пенсию (мужчине было 48 лет) переучился на лётчика гражданской авиации в учебном центре AmurAir в Турции. Его общий стаж налета - 3682 часа, из которых 1100 часов - командиром воздушного судна.

Второй пилот, 45-летний Сергей Трухачёв, имел за плечами 5641 лётный час - больше, чем у КВС. Он проходил специальное обучение в Чехии по управлению А321.

Версию ошибки исключили и сами пилоты "Когалымавиа": они разместили в Сети письмо уже через несколько часов после трагедии, где утверждали, что никакой ошибки быть не может.

Сбили

Вскоре после крушение боевики ИГИЛ* взяли на себя ответственность за авиакатастрофу. Они даже опубликовали видео, где воздушное судно якобы сбивают. Вскоре оказалось, что ролик - не более чем подделка, а российский лайнер никто не сбивал.

Уже после предварительного осмотра обломков самолёта экспертам стало понятно, что никто по нему не стрелял.

Самолёт разломился в воздухе. Изначально оторвало хвостовую часть, а после начал распадаться весь лайнер. Обломки воздушного судна оказались на расстоянии порядка 40 км друг от друга, хвост и нос находились на расстоянии 5 км.

Теракт

Эта версия является приоритетной. О том, что на борту была бомба, СМИ стали писать через несколько часов после трагедии. В течение месяца факт взрыва подтверждали российские эксперты. Так, 16 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников на совещании в Кремле впервые официально заявил, что произошедшее - теракт.

Изначально предполагалось, что бомбу заложили между пассажирскими креслами в 30-м ряду. Однако позже эксперты пришли к выводу, что самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте находилось в хвостовой части, рядом с детскими колясками. Таймер, установленный в бомбе, отсчитывал, сколько ещё минут проживут 224 человека. После взрыва у лайнера оторвало хвостовую часть, и он перешёл в неуправляемое пикирование.

Египетские чиновники долгое время официально не признавали произошедшее терактом (по одной из версий, опасаясь многомиллионных исков со стороны родственников погибших). Каир призывал дождаться официальных результатов расследования, которых, кстати, нет до сих пор. Однако в феврале 2017 года представитель египетского МИД Ахмед Абу Зейд в некотором роде признал, что на борту произошёл теракт.

Жертвами террористических операций стали десятки, а то и сотни человек, в том числе в результате падения российского лайнера на Синае, - заявил он.

* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.

Фотография Дарины Громовой — самой маленькой пассажирки самолёта , следовавшего из Шарм-эль-Шейха в Петербург, стала настоящим символом произошедшей трагедии.

Фотографию сделала мама Дарины Татьяна Громова перед вылетом из Санкт-Петербурга 15 октября в Пулково. На снимке 10-месячная девочка смотрит на взлётно-посадочную полосу. «Главный пассажир» — с любовью подписала мама девочки, когда выложила трогательное фото в социальной сети «Инстаграм». Для малышки это был первый полёт. Спустя две недели, во время возвращения домой, Алексей, Татьяна и Дарина Громовы погибли.

Бабушка Дарины рассказала, что не хотела отпускать внучку в Египет и предлагала оставить её на время отдыха родителей у себя, но Алексей и Татьяна всё-же отказались: «Не захотели, мы им предлагали. Хотели ребенка с собой взять, ножки в море поплескать».

Всего на борту злополучного А321 было 29 детей. В результате катастрофы над Синайским полуостровом погибли 224 человека — 217 пассажиров и 7 членов экипажа.

Стало известно, что «главный пассажир» десятимесячная Дарина, а также её родители, были найдены. Дарина Громова, которая стала жертвой крушения самолёта в Египте, была самым маленьким ребёнком на борту. 1 ноября на Дворцовой площади Санкт-Петербурга люди со свечами в руках, собравшиеся на минуту молчания, выложили слово «Мама» в честь погибших в катастрофе детей. В память о погибших на площадь принесли цветы и игрушки, а в небо выпустили белые воздушные шары.

Дарина Громова «главный пассажир» фото

Вчера в Египте, при крушении самолета компании "Когалым Авиа" (MetroJet), погибли 224 наших соотечественника... Примерно каждый десятый из них - ребенок... Самой младшей девочке Дарине было всего 10 месяцев... Перед вылетом, выкладывая это фото в сеть, молодые родители назвали ее "главным пассажиром".

Я смотрю новости, находясь за границей, по каналу Russia Today. На глаза наворачиваются слезы и совершенно не получается не принимать это близко к сердцу... 10 месяцев исполнилось моей дочке в 2014 , когда мы всей семьей с ее четырехлетним братиком отправились в путешествие по Азии . За три месяца мы с детьми совершили 6 перелетов. Какие-то перелеты длились около 10-ти часов, какие-то - меньше часа. И мы тоже считали ее "главным пассажиром". На каждом рейсе наша дочурка была самой маленькой...

Кто-то в это роковое путешествие в Египет оказался впервые за границей, кто-то сделал предложение любимой, кто-то летел всей семьей с тремя детьми. У всех этих детей была вся жизнь впереди и они могли увидеть весь Мир. Но их путешествие закончилось в небе над Египтом.

Особенно страшно осознавать, что произошло крушение не при взлете или посадке, не за несколько секунд, как это обычно бывает... Самолет падал с высоты в 10 километров. Что при этом чувствовали дети и родители этих детей? Я не знаю. Только что проснулись мой сын и дочка, которой сейчас уже два года. Она сидит у меня на коленях, а на руках у жены спит наша третья пятимесячная малютка. И мне страшно даже думать о том, что чувствовали пассажиры злополучного рейса 9268 при крушении их самолета.

Моя жена очень сильно боится летать, но страсть к путешествиям сильнее! Для нас 24 посещенные нами страны - не конец, а только начало.

И ты сам вроде понимаешь, что после этого события не перестанешь путешествовать. Разум подсказывает, что во много раз больше шансов погибнуть вообще не путешествуя - в собственном автомобиле, маршрутке, на велосипеде или на пешеходном переходе...

Но ты сидишь со своей дочкой на коленях, смотришь на фотографию десятимесячной девочки на мониторе и на глаза наворачиваются слезы.


Наши искренние соболезнования родным и близким всех не вернувшихся домой. Держитесь, как бы ни было сложно! Остальным же очень охота пожелать... Любите друг друга каждую секунду жизни, не обращая внимания на разные мелкие неурядицы! И продолжайте путешествовать, несмотря ни на что!

P.S. Тревожит и еще одно смешанное чувство злости и непонимания. Буквально за три дня до этого в России окончательно прекратила свое существование очень достойная авиакомпания "Трансаэро". На 2015 год "Трансаэро" был самым безопасным авиаперевозчиком России и 17-тым по этому показателю в Мире... И пока банкротство "Трансаэро" больше напоминает рейдерский захват ее основным конкурентом "Аэрофлотом", нам всем остается летать на дорожающем "Аэрофлоте" или дешевых "чартерах" типа "КогалымАвиа"? Хотя, причину катастрофы еще предстоит выяснить... Опять же к слову о плюсах самостоятельных путешествий... Когда Вы путешествуете самостоятельно, Вы сами выбираете авиакомпанию. Большинство же туроператоров отправляют туристов дешевыми "чартерами" в целях экономии.

P.S. Наткнулись на стихотворение к этой фотографии в соцсети. Автор, к сожалению, не подписан (если кто знает, пишите в комментариях). Посвящается Дарине Громовой:

Впервые за два года Елена Алексеевна Громова - бабушка «главного пассажира» - решилась дать интервью. После трагедии она не нашла в себе сил выйти на работу и ушла на пенсию. Единственное, что сейчас отвлекает от тех воспоминаний, - это общественная деятельность и ожидание результатов расследования.

Мы встретились в кафе «Музей для друзей» в Пушкине . Буквально через дорогу в тени деревьев стоит Царскосельская гимназия, в которой Алексей Громов оканчивал средние классы.

НЕ БУДЕТ В ПРОШЛОМ

У меня супруг - военный летчик, полковник авиации в отставке, - рассказывает историю семьи Елена Громова. - Нам часто приходилось переезжать с места на место. Дети родились в гарнизонах. Алексей появился на свет на Дальнем Востоке.

В 1997 году, когда служба мужа подошла к концу, перевелись в Пушкин. Когда Леша окончил девять классов, переехали в Гатчину - нам там квартиру дали.

Так что 10-11-й классы Алексей оканчивал уже там, в школе с физико-математическим уклоном. Учеба сыну давалась легко, его не надо было контролировать. Он сам понимал, что ему нужно. И в 11-м классе Алексей уже определился с выбором: записался в Военмех на курсы. Он выбрал факультет информационных систем и технологий. Конкурс был сумасшедший, но он сдал физику, математику на отлично. У него было десять баллов из десяти. И школу Леша окончил уже студентом. Это была такая радость - он исполнил свою мечту. Сильнейший вуз, еще и бюджетное обучение.

Вот такой он, наш Леша. Если у него есть цель, он ее добивается. Никаких препятствий перед собой не видит. Общительный, открытый. Его обожали все наши друзья.

Я не хочу говорить про него «был», не будет он в прошлом, пока есть мы.

СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН

Алексею Громову было всего 27 лет. Невестке Татьяне 9 декабря исполнилось бы столько же. Это был красивый служебный роман. Пара познакомилась на работе в 2012 году. Уроженка Тольятти Татьяна работала в крупной компании в Петербурге - организовывала форумы и конференции. Алексей работал в IT-отделе.

Таня была очень талантливая, целеустремлённая, творческая девушка. Закончила ИНЖЭКОН, владела иностранными языками, про таких говорят: талант - во всём талант. Раньше занималась спортивной гимнастикой, шила, вышивала, рисовала. Фонтанировала энергией. Столько мыслей, столько идей в голове . Все, за что она бралась, давалось ей легко. Добрая девушка. Они с Лешей очень естественно и органично смотрелись, - рассказывает Елена Громова. - Помню, как он впервые ее привел домой. Заходили с улыбками на лицах. Было видно: да, это любовь. Как будто пазлы сошлись в один. Такое редко бывает.

Поженились они в августе 2014 года. Предложение Алексей делал возлюбленной в небе. Специально для этого арендовал самолет с инструктором.

Вскоре после свадьбы у Тани и Леши родилась дочурка, пара очень ее ждала.


Мама называла Дарину принцессой. Родители души не чаяли в своей дочери и мечтали о втором ребенке.

Малышка заняла призовое место на одном из детских конкурсов «Как я провел лето». Это был первый ее приз: диплом, букет… Мы все вместе ездили получать этот подарок, - рассказывает Елена Громова. - Дарина очаровательная, смышленая, озорная, пытливая такая девочка. Всеобщая любимица.

Перед вылетом в Шарм-эль-Шейх мама сфотографировала крошку в Пулково и подписала: «главный пассажир». Так Дарина стала негласным символом трагедии - самый главный, самый маленький пассажир рейса 9268. Когда случилась трагедия, малышке было всего десять месяцев.

ЭТОГО ПРИНЯТЬ НЕ МОГ НИКТО

Я помню события 31 октября, как вчера. Это такая боль - боль вселенского масштаба. Я потеряла половину семьи, - говорит Елена Громова. - Этого не мог принять никто. Все друзья семьи восприняли это слишком близко. Один суицид чуть не совершил, другой в реанимацию попал…

Вечером перед вылетом из Египта Леша позвонил. Слышно было по голосу, что он довольный, - вспоминает Елена Громова. - Сказал, что Даришке все очень понравилось. Все, говорит, завтра расскажу. И уточнил время прилета.

В аэропорт родители Леши выехали заранее. По дороге заехали в магазин за продуктами - надо было с дороги путешественников накормить.

Обычно я встаю утром, включаю телевизор, выхожу в Интернет. А в то утро мы не сделали ничего из этого. Вот в этом странность этого дня была. Хотя к тому времени было уже все известно… Мы две недели их не видели, соскучились. Так что план на день был один: встретить детей, - тяжело вздыхает Елена Громова. - Мы выехали пораньше, чтобы заехать в магазин. Надо было завезти их, помочь с обедом, чтобы они после отпуска не загружались, отдыхали с дороги.

И вот когда мы ехали в Пулково, мужу позвонил старший сын. А ему сказали Лешины друзья… Муж тогда руль с трудом удержал, помогла военная выдержка, наверное. Но все же мы ехали с надеждой, что это бред.

Когда приехали в аэропорт, народа там было не так много еще. И эта красная строка на табло, что рейс задержан… А в справочном говорили, что никакой информации нет. Для объяснения нам предложили из Пулково проехать в гостиницу. Там были какие-то люди, были психологи, но в них нужды никакой на тот момент не было.

Я не знаю, как объяснить свое состояние. Мы оказались на пепелище. Какая-то сюрреальность, как будто не с нами это все происходило. Это был просто шок. А сейчас шок прошел, осталась только боль.

Мы прошли весь ужас того ада, который пришлось испытать нашим детям. Мы ездили на опознание. Мы видели их в морге.

НЕБО НЕ ПРОСТИЛО

Знаете, я думаю, что небо нас не простило. Леша тоже был офицер запаса, а после Военмеха он хотел на Камчатку летать, - признается Елена Громова. - Но я не пустила. Хотела, чтобы он рядом был…

А ведь родители пытались отговорить молодых от отпуска в Египте.

Леша, там же Сирия . Езжайте на Кипр , - советовал глава семейства. Но в Египте море казалось теплее, а солнце ярче. Ребенка хотелось порадовать. Когда они улетели, с отцом творились странные вещи: то ключ потерял, то без причины слег с жаром на два дня.

Последняя семейная встреча мужской половины была в сентябре того года. Мальчики с мужем ездили за грибами и на рыбалку. Потом мне муж рассказывал, что он почувствовал что-то… Леша его тогда обнял и сказал: «Пап, ты только не старей! Мы с тобой такие дела сделаем».

У Леши были хорошие перспективы: по возвращении из отпуска его на работе ждал приказ о повышении.

Наш сын воспитывался в духе государственности. Офицер запаса. Он учился на бюджетном отделении. Очень больно и обидно, когда таких людей страна теряет. И государство обязано позаботиться о том, чтобы преступление было все-таки раскрыто. Пусть на это потребуется какое-то время, но это преступление без срока давности.

СПРАВКА

Громовы занимали 9-й ряд, места D, E, F. Спасателям удалось найти 10-месячную малышку только через несколько дней после крушения самолета. Ее привезли вторым бортом - с теми, кого можно было хоть как-то опознать без помощи ДНК . Тела Леши и Тани доставили гораздо позже. Всю семью похоронили за сутки до сорока дней с момента крушения лайнера.